"Ирисы на кимоно". "Аямэ но коромо". 1927 год.

Jun 30, 2019 13:30





Эта картина в Японии считается непревзойдённым шедевром масляной живописи. Кроме того, шедевром в жанре "бидзинга" - портретной живописи красавиц. Я не большой специалист в живописи. Но понимаю, что вторая категория охватывает значительное количество картин, картин самых именитых японских художников, самых разных стилей живописи.

Автор этой картины - замечательный художник начала прошлого века - Окада Сабуроске.



Думаю, что вы всё же удивлены. И недоумеваете, почему "Ирисы на кимоно" - шедевр бидзинга, если женщина изображена спиной? Её лица не видно. Её взгляд опущен, но фон таков, что нам не ясно даже то, куда она смотрит. Её тело почти полностью скрывает кимоно.... Открывая только шею. Только трогательные места за ушками, начало роста волос...
О, сколько мужчин мечтало, глядя на эту спину, увидеть лицо изображённой красавицы. И никто никогда не сомневался в красоте лица женщины.
Да.
В этом вся Япония.
Шея, задняя её часть - единственное, что открывала японка людскому взору.
Гейши. Майко. Светские дамы. Окада показал нам значительно больше принятого...
Окада не использовал ни одного мазка чёрной краски в этой картине. Чтоб передать блеск волос, многократно накладывал зелёный и жёлтый. Он мешал краски, чтоб передать прозрачность кожи на ушках.
И он использовал ещё один секрет, чтоб написанная маслом картина наибольшим образом оставалась традиционно японской.
Он писал "Ирисовое кимоно" на холсте, да. Но поверх холста для более "японской" цветопередачи он наложил крафтовую бумагу. Поэтому картина получилась такая - традиционно японская и в то же время революционно европейская. Для того времени.
Окада Сабуроске учился живописи в Париже, поехал под влиянием одной из картин в стиле "ню"и его автора. Но долгое время у него не получалось писать маслом. Не получалась цветопередача, объёмы. Культурный шок был чрезвычайно велик.

Но работа над собой и переосмысление своей значимости, как японского художника помогло преодолеть трудности. Он всё про себя понял. Он оставил множество великолепных картин маслом, изображавших прекрасных женщин своего времени и своей страны.

Окада совершил своеобразный переворот в рекламе того времени -  он впервые написал рекламный постер для модного магазина кимоно - не в стиле укиёэ, а в стиле реализма. Насколько свежей оказалась его реклама, настолько и действенной!



Первая реклама кимоно в реалистическом стиле. Окада Сабуроске.

В преддверие конкурса на лучшую фотографию японской красавицы Окада пишет реалистическую картину. Кстати, в конкурсе тогда, в 1907 году, на заре фотоискусства - участвовало более 7 тысяч фотографий молодых японок!

Победительница Окады - на её руке он изобразил бриллиантовый перстень победительницы - оказывается удивительно похожа на настоящую победившую девушку с серьёзным открытым взглядом.



И фото реальной победительницы:



Окада берётся за самые массовые проекты - например, создаёт серию обложек для первого женского журнала. Его девушки и традиционны и одновременно модны - он тщательно выписывает новый стиль причёски и одежды.
Я думаю, как именитый художник, он мог бы уже творить нечто высокое и абстрактное, приятное и понятное ему одному, не заботясь о зрителях (тут на ум мне приходит наш Тарковский). Но разделять радость творчества с массами ему было приятнее.
Он открыл небольшую школу живописи для женщин, из которой вышли и писательницы, и художницы. Сам участвовал в обучении.

Окада Сабуроске заслуженно получил орден за вклад в отечественную (Японскую) культуру.

Интересно, что одна картина - изображение старой ивы на берегу водоёма - кстати, изображение традиционного японского дерева в европейском стиле - было подарено им императору Сёва. И всё время правления императора она висела на стене в кабинете императора. И сейчас висит...



Я думаю, что именно переосмысление себя, как японца и своего творчества через творчество родного народа помогло  Окаде стать кумиром в Японии своего времени. (и не могло помочь Тарковскому в следствие его недопонимания самого себя. Поэтому он столь невнятный в своём творчестве. Имхо, конечно.)

жизнь, женщины, культура, художники, живопись, мужчины, *japan, красота

Previous post Next post
Up