Жители Зеленчукского района КЧР высказывают свою тревогу из-за несправедливого распределения земли
Залина Арсланова
![](http://kavpolit.com/wp-content/uploads/2012/03/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%87%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.jpg)
фото: Grey_P
Карачаево-Черкесия. Станица Зеленчукская.На заднем дворе храма Петра и Павла готовится поминальный обед вскладчину.
В Карачаево-Черкесии, как и в других северокавказских республиках, земельный вопрос является одним из самых острых и напрямую влияет на «национальный». Именно два этих вопроса во многом определяют общественно-политическую ситуацию в регионе. Решить их до конца на юге страны еще никому не удавалось.
Власти стараются максимально сохранять статус-кво в этих щепетильных сферах и не допускать осложнений. Но получается это у них не всегда. Особую чувствительность эти вопросы приобретают в этнически неоднородных районах. В этом отношении ситуация в Зеленчукском районе КЧР, где проживают русские и карачаевцы, является во многом модельной для понимания ситуации, в целом, по республике.
В своих оценках относительно ситуации в данном районе эксперты стараются быть осторожными. До открытых и острых конфликтов за землю здесь не доходило. Однако существующая здесь напряженность между двумя национальными общинами напряженность именно по земельному вопросу уже привлекала к себе внимание оппозиционных сил, пытающихся сыграть на имеющихся разногласиях.
Своими комментариями по данному поводу с «Кавказской политикой» поделились эксперты, общественные деятели и рядовые жители района.
Константин Казенин, заместитель главного редактора Информационного агентства «Регнум»
В Зеленчукском районе доля русского населения сейчас выше, чем в других районах совместного проживания. Можно сказать, что именно в этом и Урупском районе КЧР русское население в наибольшей степени сохраняет свою “субъектность”, роль в местной общественной и экономической жизни.
Исторически эти районы, прежде всего удобный для земледелия Зеленчукский район, играли особую роль в карачаевском самосознании. Пашни Зеленчука непосредственно примыкают к горам Карачая, население которых на протяжении веков страдало от малоземелья.
Возможность закрепиться наравне с другими народами на этой территории отвечала давним чаяниям карачаевского народа. Таким образом, можно сказать, что для одного из народов присутствие на данной территории - это не только вопрос собственного хозяйственного развития, но и важный исторический результат.
Добиться его удалось только после трагедии депортации. С освоением карачаевцами этих территорий связаны не только чисто “технические”, бытовые вопросы, но и вопросы их национальной памяти и идеологии, сформулированной в 20-м веке авторитетными представителями этого народа.
Все это объясняет, почему данная территория должна быть зоной особого внимания в деле мониторинга межнациональных отношений на Северном Кавказе. Сейчас есть несколько моделей расселения “по национальностям” внутри сел. В большинстве сел нет внутренних границ, жители обеих национальностей живут вперемешку.
Есть села, где первоначально, с 1957 года, русские и карачаевцы были расселены компактно, отдельно друг от друга. Однако сейчас в таких селах принцип компактного расселения обычно не соблюдается. Существуют поселения, где основную часть жителей составляют русские, а карачаевцы “подселяются”, покупая отдельные участки и дома.
Кроме того, существуют в этих районах и села, практически полностью населенные карачаевцами. Наблюдения показывают, что карачаевцы селились в основном там, где была возможность заниматься сельским хозяйством. В населенных пунктах, не приспособленных для этого, карачаевских переселенцев практически не было.
В КЧР, в отличие от соседней Кабардино-Балкарии, не действует мораторий на приватизацию сельхозземель. В большинстве сел Зеленчукского и Урупского районов крестьяне получили земельные паи. Крупные хозяйства, существовавшие в советские времена, в этой части КЧР практически не сохранились.
На рубеже 1990-х - 2000-х годов в Зеленчукском районе активно действовали крупные игроки агропромышленного рынка, стремившиеся консолидировать как можно больше крестьянских паев. Агрофирмам удавалось получить в распоряжение достаточно большое количество паев.
Очевидно, что с агрохолдингами столкнулись обладатели паев как русской, так и карачаевской национальности, и все они в настоящее время говорят о невыгоде передачи своих паев крупным участникам рынка, в том числе и в аренду. Однако оценивают текущую ситуацию в отношениях с этими фирмами в разных национальных общинах по-разному.
Сергей Безнощенко, атаман казачьего общества станицы Зеленчукская
Передел земли естественно отражается на этнических отношениях в станице катастрофически. Землю сейчас получают даже те, кто никогда на ней не работал, не был колхозником. Наделы в самых хороших местах, но используют их по своему усмотрению.
А кто раньше состоял в колхозе, не может получить участки. Я не знаю, как это получается. Раньше земля принадлежала совхозам и колхозам сельских поселений, а сегодня ею распоряжается глава муниципалитета, судить, как он это делает, я не могу. Но станичники высказывают недовольство.
Кроме того, туристические объекты, канатные дороги на Архызе строятся там, где раньше были отгонные пастбища. Сегодня доступа к ним у сельчан нет. Где пасти скотину непонятно. Естественно, проблем много и они не могут не отразиться на отношениях между этносами.
Светлана Мельник, житель станицы Зеленчукская
С чего вы решили, что у нас вообще есть земельные проблемы, и тем более как это может влиять на межэтнические отношения? А в отношениях между этносами, проживающими в районе, острых разногласий и проблем нет.
Татьяна Поварова, житель станицы Зеленчукская
Тема земельных отношений присуща всем регионам, не только КЧР. Зеленчукский район богат рекреационными возможностями, здесь красивая природа. Но официально все земли уже распределены на высшем уровне.
Поверьте, этносы в этом не играют никакой роли. Все решают власть и деньги. Раздел произошёл ещё 3 года назад. Одна сотка земли стоит от 800 тысяч рублей, тягаться с властью и поддаваться на провокации никто не хочет.
На днях официально была открыта канатная дорога в Архызе. Местных приглашают на работу на туристические объекты, но оплата мизерная, больше зовут обслуживающим персоналом. Наверное, легче пригласить на работу таджиков, чем местных. Кроме того, про Архыз еще люди не знают, инфраструктура не налажена на должном уровне, поэтому нам ещё далеко даже до уровня курорта Домбай.
Дмитрий Гиренко, председатель Совета ветеранов ВОВ, труда и Вооруженных сил станицы Исправная
Я родился и вырос в то время, когда было куначество, когда мы дружили с соседями. К нам приезжали черкесы, карачаевцы, мы ездили к ним. Сейчас же этого нет, дружить никто не хочет. Как исправить эту ситуацию я не знаю.
Руководство республики старается поддерживать мир между этносами. Но сегодня молодежь совсем другая. Может все зависит от воспитания? В прошлом году в нашей станице было несколько столкновений между нашей молодежью и соседнего села, из Бесленейского, но с тех пор пока затишье, хотя и те дела еще не расследованы до конца.
Но у нас проблему межнациональных отношений начинают обсуждать только когда, как говорится, петух клюнет, когда уже все случилось. Раньше ничего такого не было - все началось с того времени, как люди стали делится на черкесов, кабардинцев, карачаевцев, русских, казаков. Мы раньше все были в одной семье, а теперь все это разрушено.
http://kavpolit.com/zemlya-razdora/