Олигарх из списка ФОРБС избавляется от проблемных активов с прибылью
С лета этого года Сулейман Керимов последовательно избавляется от активов. Злые языки в блогосфере говорят, что олигарх может покинуть Россию под давлением политического руководства страны. Верится с трудом, что Владимир Путин будет избавляться от отечественных инвесторов, меценатов, благотворителей. Сулейман Керимов, сенатор от Дагестана, вносит свой нескромный вклад в стабилизацию ситуации на малой родине, вступил в Общероссийское движение «Народный фронт». Ради этого он передал свои активы в благотворительный фонд.
После конфликта с белорусскими властями вокруг Беларуськалия, Керимов договорился о продаже своей доли в Уралкалии Михаилу Прохорову, сумма сделки оценивалась в $3-4,5 млрд. Летом Керимов отказался от футбольного проекта: практически все лидеры махачкалинского «Анжи» были проданы, клуб провозгласил смену приоритетов и ставку на местных воспитанников футбольной школы. Авторитетный футбольный портал Transfermarkt оценивал выручку господина Керимова от продажи ведущих игроков «Анжи» в $180 млн. Вслед за этим Сулейман Керимов продает свою долю в девелоперской группе ПИК. Его долю выкупает экс-сенатор и бывший владелец компании "Росбилдинг" Сергей Гордеев. За акции в ПИК Сулейман Керимов может выручить $599 млн, подсчитали аналитики.
Сделку по продаже акций Уралкалия нельзя назвать однозначно рыночной. Керимов решил избавиться от активов, оказавшись в центре политического скандала. На него оказывалось давление с угрозой уголовного преследования со стороны белорусского Батьки.
Ценные бумаги или политическое меню
Керимов лучше ориентируется в мировом рынке ценных бумаг, нежели в политической кухне. А покупателя акций Михаила Прохорова можно считать не только акулой бизнеса, но и знатоком политических меню. И вероятно белорусский Батька будет иметь дело с человеком, который не станет для него послушным мальчиком. Загнав в угол одного хищника, Батька столкнется с другим - более крупным. Уралкалий может отказаться от совместных с Белорускалием продаж удобрения по выгодным для лидера соседнего государства ценам. Пойдет ли Александр Лукашенко на конфликт с Михаилом Прохоровым, войдя в роль публичного разоблачителя олигархов?
Развал совместного калийного синдиката стал своего рода напоминанием для Лукашенко, что он стал чаще оглядываться в сторону Европейского союза, игнорируя интересы России. Муссировалась версия, что добровольно-принудительная скупка у Керимова активов - это политика равноудаления олигархов медведьевской обоймы. Приобретение акций правым либералом, который к тому же агрессивно лезет в политику, опровергает эту версию. Нам доподлинно неизвестно, кто такой Керимов- либерал или социал-демократ. Была информация, что он вступил в «Народный фронт», но опять без публичных заявлений. Бизнесмен пока не готов снимать с себя завесу серого кардинала.
А вот Прохоров, как состоявшийся политик, о своих политических взглядах заявлял не раз. Свои политические ориентиры он подкреплял делами. Деньги, заработанные в Сибири, вкладывал в объекты за рубежом. В частности $1 млрд потратил на строительство баскетбольного стадиона в Нью-Йорке. У лидера пока еще карликовой партии «Гражданская платформа» есть политические амбиции. Возможно, акции Уралкалия помогут их реализовать, поскольку кооперация Уралкалия и Беларуськалия, является предметом негласного политического торга между двумя государствами.
И так олигарх без определенной политической ориентации продает акции олигарху с прозападными политическими взглядами. Прохоров четко сформулировал свои ценности во время предвыборных дебатов в качестве кандидата в президенты РФ. Отвечая на вопрос по Сирии, Прохоров позиционировал себя как противник режима Башара Асада.
У Керимова есть политический интерес к малой родине.
Прежде чем продать акции Уралкалия, он, по данным федеральных СМИ, кулуарно выдвигал Кремлю встречное предложение - вернуть ему политическое влияние в Дагестане. Но Кремль, по мнению его источников, не доверяет олигарху сложный регион, где ставки уже сделаны. Власть там уже сменилась. Не доверяют, возможно, потому, что Керимов был близок к либеральным медведевским кругам, которые могут устроить в Дагестане очередную заваруху.
И тут, хочешь не хочешь, вылезает вторая версия. Сдержанность руководства России на арест Владислава Баумгертнера и объявление Сулеймана Керимова в международный розыск - это уступки российской стороны в обмен на сохранение и укрепление союзнических отношений с Белоруссией. Ведь, по сути, требование Батьки сменить главного акционера Уралкалия, выполнено. Но нет гарантий, что это поможет повысить прибыльность Беларуськалия.
Заложник политики сближения
Вопрос еще в том, как отразится этот прецедент вмешательства высшего политического руководства маленького соседнего государства в деятельность хозяйствующего субъекта, принадлежащего гражданам большого соседнего государства.
Именно скандал стал одной из причин падения котировок акций Уралкалия. Сложно припомнить случай в мировой практике, когда за снижение цен на свою продукцию сажали за решетку. Независимый хозяйствующий субъект по своему усмотрению устанавливает цены и распоряжается своей прибылью.
Поэтому канадские и американские производители калийных удобрений не предъявляют никому никаких претензий и не поднимают истерику в СМИ. Белорусские следственные органы в случае с Баумгертнером продемонстрировали, что их уникальное законодательство распространятся и на граждан России.
Следственные органы дружественного соседа перегнули палку по команде «фас».
Ранее, никаких претензий к менеджерам и акционерам Уралкалия не было. Пока российские и белорусские производители удобрений делили сверхприбыль, Александр Лукашенко обнимал Сулеймана Керимова. Ситуация на рынке тогда для них была более чем благоприятной. Картельный сговор позволял российско-белорусской совместной компании завышать цены. При средней себестоимости 150-200 $ за тонну калийных удобрений в 2010 году, цена достигала 1000 $. А когда цены обвалились, российский олигарх, в глазах президента Белоруссии сделался «рейдером», «мошенником», «хищником», «пираньей».
Уралкалий в обмен на лояльность
При Сулеймане Керимове в совместных с белорусами продажах российские компании- Уралкалий и Сильвинит, объединившись, нарастили объемы производства. Их доля производства и продаж через совместное БКК возросло с 40% до 52%. По производственному потенциалу Беларуськалий уступает российской компании. А себестоимость Уралкалия относительно всех мировых производителей самая низкая. И это дает его акционерам законное право решающего голоса, при регулировании цен совместным предприятием (БКК).
Если бы не было совместной сбытовой компании, не было бы и сверхприбыли. В ситуации, когда прибыльность Беларуськалия зависит от совместных продаж, с представителями российской компании Лукашенко разговаривал на правах Батьки. При этом осуществлял продажи в обход совместной компании. Тогда и Керимов вышел на рынок в обход совместной компании. Поняв, что играет роль не первой скрипки, Лукашенко поднял скандал. Действия очень осторожного российского олигарха согласуются с политикой Кремля. Москва хочет напомнить Лукашенко, что союзное государство полностью экономически зависит от России. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов не выступил бы в поддержку Сулеймана Керимова, если бы действия олигарха противоречили политике Кремля.
Интриги вместо интеграции
Еще одна версия развода производителей калийных удобрений соседних государств- это подстава Керимова российскими либералами. Развод калийных компаний на руку конкурентам из Канады и США. Диктат цен Беларуськалия и Уралкалия западные компании естественно не устраивали. Лоббисты интересов Запада внутри России могли развести компании союзных государств.
Это вписывается в политику систематических попыток либералов сорвать процесс интеграции России и Белоруссии еще со времен Ельцина. Ранее на Западе Белоруссия была изгоем. Сейчас уже в глазах Европы Лукашенко перестал быть диктатором.
Закрыли глаза на жесткий разгон оппозиции во время последних президентских выборов в Белоруссии. Возможно, права человека там оказались не столь значимы, после того как Лукашенко отказался от участия белоруской стороны на сессии ОДКБ.
Результаты этой политики очевидны. В слиянии калийных компаний могли увидеть угрозу интеграции экономик двух государств.
Муса Мусаев