Кто «отжимает» убыточную экономику Дагестана?

Nov 27, 2013 01:07

Эксперты о ложной неплатежеспособности дагестанского бизнеса



Судя по выступлениям ученых экономического совета при Президенте РД, у теневой  экономики два диагноза. Первый диагноз -  это легальный бизнес, который прячет свои доходы непонятно где.   Второй диагноз -  нелегальный бизнес, который прячется сам,  и непонятно  кто его покрывает.  Предприятия у всех на виду.  Можно сказать бренды  по производству алкогольных и безалкогольных напитков,  заправки в центре города. Они повышают продажи, и в то же время  являются убыточными, либо «светят» мизерную прибыль.

Как констатируют ученые, ссылаясь на официальные данные, дагестанская экономика убыточна.  В данной ситуации непонятно, какая проблема является приоритетной -  обеление, то есть вывод бизнеса из тени, или же повышение  прибыльности. Если экономика будет прозрачной, но убыточной, цель проекта «Обеление экономики» -  снижение дотационной зависимости Дагестана от федерального центра   не будет достигнута.

По мнению Руководителя Органа Госкомстата РФ по Дагестану Сергея Ильяшенко, один из десяти приоритетных проектов президента «Обеление экономики», названный главой республики основным, «не соответствует заявленным позициям».

«Из всего набора запланированных в рамках проекта мероприятий, только два с натяжкой можно отнести к обелению экономики. Все остальное - это расширение налогооблагаемой базы, перерегистрация предприятий из других регионов в Дагестане. В частности,  таких как  Нафта-Москва», - считает  Ильяшенко.

«По сути, ни одно ведомство  за недобор налогов не несет ответственности»,- констатировал  главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований  ДНЦ РАН Абас Ахмедуев. Поэтому данные о налогоплательщиках у разных ведомств сильно разнятся.   
По его словам нет органа власти, который по закону обязан выявлять незарегистрированные компании и  ставить их на  налоговый учет.

Теневое предпринимательство не является уголовно наказуемым деянием, поэтому структуры МВД этим не занимаются. В Налоговом кодексе прописано, что налогоплательщик обязан встать на учет, представлять  декларацию. Только после этого налоговики осуществляют контроль. Ходить по ларькам и регистрировать предпринимателей в полномочиях налоговой службы  не прописано.
«Сколько бы совещаний не проводили, при существующих организационно-правовых условиях проблему системно решить невозможно», -отметил  ученый.

По словам Абаса Ахмедуева базовые отрасли, в том числе и банковский сектор, являются убыточными.   Для всех очевидно, что они скрывают свои доходы. Но как это происходит - никто не может и не хочет разобраться.

Чиновники не хотят выводить свой бизнес из тени

Отметим, что в рамках проекта «Обеление экономики», собираемость налогов к концу следующего года должны увеличить в два раза.  Такую задачу поставил  Рамазан Абдулатипов 8 сентября в своей программной речи перед депутатами парламента,  которые его и избрали.

Абас Ахмедуев  сомневается, что эта задача будет выполнена. По мнению ученого  это «грандиозная задача», и он не видит  никаких подвижек  и заинтересованности в том,  чтобы за год  снизить  дотационную зависимость республики от федерального центра на 50%.

В прошлом 2012 году общий объем налоговых и неналоговых платежей снизился. В текущем году консолидированный бюджет республики недобирает один млрд долларов. Задолженность по налогам составляет 9,5 млрд рублей.

Сергея Ильяшенко  счел нужным доработать президентский проект. По его словам, налоговики  написали удобный для себя закон, где они ни за что не отвечают.

В действующем законодательстве фрагментарно разбросаны фискальные полномочия  по разным ведомствам. В итоге никто ни за что не отвечает.  «Уговорами,  обращениями к населению обелить  бизнес невозможно»,- отметил эксперт.

Далее докладчик  апеллировал цифрами и их отсутствие.  Более 30%  предпринимателей зарегистрировано по липовым паспортам и поддельным адресам. Никто не знает, сколько в республике рынков.  Ильяшенко привел пример  «Восточный рынок» в Махачкале, за  полторы тысячи торговцев хозяин рынка что-то платит. А остальные  торговцы работают на  неизвестного дядю.

В тени находится и деятельность трудовых мигрантов.
По данным Госкомстата, в республике не менее десяти тысяч трудовых мигрантов.  А по оценкам миграционной службы  не более 1,5 тысяч.

Об опыте Ингушетии

Ильяшенко рассказал об опыте обеления экономики Ингушетии, где  глав  муниципалитетов обязали провести инвентаризацию каждого поселения. «После сбора информации налоговиков спросили,  почему там бизнес есть, а в ваших реестрах отсутствует?  Любой глава знает, на каком углу, какая бабушка семечки продает.  Никто не прессует бизнес, но если регистрационных документов нет, возбуждать дела о незаконном предпринимательстве функция МВД», -объяснил глава органа Госкомстата по Дагестану.

Закон не обязывает аграриев платить налоги

Также Ильяшенко привел причины налоговых недоимок в аграрном секторе. Закон  не обязывает платить налоги,  личные подсобные хозяйства, которые по официальным данным производят более 80%  сельхозпродукции.

5 лет назад дагестанский парламент, принимая местный закон о личных подсобных хозяйствах, полностью  скопировал текст федерального закона.  Депутаты не  учли местные особенности.  Если в России  подсобное хозяйство- это огород или дача, то в Дагестане в значительной степени это товарное производство.  Хозяйство, где тысяча голов овец  считается личным подсобным хозяйством наряду с дачей в пять соток. В итоге никто не  платит налоги.

Заправляют по одной машине в день

Сергей Ильяшенко обнародовал и  данные налоговых органов, вызывающих сильные сомнения в неплатежеспособности разных предприятий.
«У нас сейчас по данным той же Налоговой службы, порядка 700-800 заправок. Заправки как грибы растут. И по их данным получается, одна заправка в сутки продает 40 литров бензина, заправляет всего одну машину»,- привел пример докладчик. В Северной Осетии (Алании) заправок в пять раз меньше, но налоги они платят в пять раз больше.

А разовый наем ресторана стоит дороже, чем годовой налог, который они платят.  Член Экономического совета недоумевал,  почему налоговики переводят на упрощенную систему налогообложения высокодоходные предприятия по продаже нефтепродуктов, алкоголя?

В производстве алкогольных напитков используются все мощности, а налоги мизерные. На заседании совета было отмечено, что  70% аптек не имеют лицензии и продают что попало.

Предложения

Абас Ахмедуев считает, что нужно  выйти с инициативой на федеральный уровень и просить провести в республике 2 эксперимента. Поэтому  все налоговые органы передать в ведение Министерства финансов. И ходатайствовать создание в Дагестане Налоговой полиции. Доходные и расходные полномочия сейчас разорваны, считает эксперт, что лишает органы власти мотивации администрировать налоги.

Сергей Ильяшенко предложил  написать рекомендации президенту - усилить административную составляющую. Хотя бы нужно создать свою базу. Пусть она будет в комитете по предпринимательству. Ежеквартально она должна обновляться.

Муса Мусаев
 

фискальная политика, регионы, теневая экономика, налоги, коррупция, Дагестан, бизнес

Previous post Next post
Up