Батька ушел, а национализм - остался

Nov 24, 2013 21:18

Скончался бывший глава Кубани, сделавший национализм нормой российской политики



Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев в своем твиттере сообщил стране о том, что скончался бывший губернатор края Николай Кондратенко. «Пришло страшное известие - после тяжелой болезни ушел из жизни Николай Игнатович Кондратенко. Отказываюсь в это верить», - отметил Ткачев.

Уход из жизни человека - всегда трагедия. Однако уход из жизни политиков, известных всей стране дает жизнь продолжительным дискуссиям о роли и влиянии ушедшей фигуры. Николай Кондратенко - политик подобного же формата. Он был весьма неоднозначной и противоречивой фигурой.

Для жителей края он был никем иным, как Батькой Кондратом. А для жителей кавказских республик - одним из первых российских политиков, легализовавших русский национализм в большой политике.

И данную противоречивость оценок можно очень четко проследить по комментариям, которые сопровождали жизнь, деятельность и уход Кондратенко, руководивший Кубанью с 1997 по 2001 год, а до последнего времени занимавший кресло в Совете Федерации.

Вот что, к примеру, пишет о нем в своем твиттере губернатор Ткачев: «Уверен, эта потеря отзывается болью в сердце каждого кубанца. В народе его звали Батькой - так много он значил для всех нас».

«Николай Игнатович всю свою жизнь посвятил Кубани. Это трудно осознать, но с ним ушла целая эпоха. Невосполнимая потеря…», - отметил Ткачев, подчеркнув, что даже о своей болезни он никому не говорил: «Он всегда был очень скромным человеком».

Ткачева и Кондратенко связывали более тесные узы, нежели просто преемственность на посту губернатора Краснодарского края. Летом 2012 года в крае, к примеру, прошел учредительный форум регионального движения «За веру, Кубань и Отечество».

На данном форуме программными речами выступили Ткачев и его предшественник по губернаторскому креслу Николай Кондратенко. Причем оба губернатора, каждый в свое время прославились именно своими националистическими подходами к управлению многонациональным краев.

Как писал Андрей Кошик, с самого начала было понятно, что новое движение выкроено по двойному лекалу - путинского «Народного фронта» (широкое использование административного ресурса, привлечение чиновников и бюджетников) и регионального национал-патриотического движения «Отечество» (Кондратенко).

Вновь, как и в конце 90-х, Кондратенко эмоционально рассказал о «столпах», на которых основано движение: русская православная церковь, казачество, офицерство, крестьянство и коммунисты. В завершении речи сенатор призвал «беречь, как зеницу ока» губернатора, осмелившегося заявить о патриотизме и национальных интересах.

Сергей Королев в «Независимой газете» писал, что в российском парламенте Николая Кондратенко можно отнести к условной фракции «русских националистов». Журнал «Эксперт» описал его амплуа в региональной политике более изощренно: «Николай Кондратенко заложил основы ультраконсервативной модели управления регионом».

Батька Кондрат, говоря о российском телевидении, единственный в стране из крупных политиков позволил себе вслух такую оценку: «Если внимательно присмотритесь, вы на российском телевидении русское лицо не увидите, вы логики русской не услышите там, дети мои. Разве это нормально?»

Националистические взгляды Кондратенко, как пишут некоторые журналисты, выражал в ходе заседаний Совета Федерации еще в свой первый срок. То есть еще до занятия им губернаторского поста на Кубани.
О нем писали в 90-х годах, как о чуть ли не единственном высокопоставленном националисте, который не только никогда не скрывает своих взглядов, но при всяком удобном случае настойчиво их демонстрирует. «Практически в каждом из его выступлений в Совете Федерации имеются элементы националистического дискурса», - писали СМИ.

Дмитрий Попытаев для «Клуба регионов» дал довольно любопытный анализ проблемы. «Тема кубанского регионализма, то затухая, то разгораясь с новой силой, в общественно-политическом дискурсе Краснодарского края живет уже не одно десятилетие», - пишет он.

В свое время вдохновителем этой идеи стал бывший губернатор края Николай Кондратенко, прославившийся своими шовинистскими высказываниями и фрондерством по отношению к федеральному центру, - отмечает автор.

Уже при Кондратенко кубанское руководство занялось созданием в крае «самостийной» идеологии, ориентировавшейся на поддержку кубанских казаков и других живущих на Кубани православных групп населения.

Кубанско-казачий регионализм тогда причудливым образом объединял в себе бытовую неприязнь к «лицам нерусской национальности» с идеями социализма, православия и патриотизма.

«Шутка ли, но население казачьего края, когда-то ставшее последней опорой монархистов, в конце XX века с не меньшим рвением поддержало губернатора-коммуниста, шельмовавшего всех: от бюрократов и «москалей» до американцев и «мировой закулисы», - отмечает комментатор.

В 2000 году Кондратенко на посту губернатора сменил поддержанный им Александр Ткачев, который, в отличие от своего старшего наставника, с самого начала стремился играть на поле системной политики.

Однако и этот политик время от времени позволял себе некоторые вольные высказывания, вроде того, когда он заявил, что окончание фамилий на «ян», «дзе», «швили», «оглы» свидетельствует о том, что те, кому они принадлежат, находятся на территории края нелегально.

Кроме того, из «прегрешений» первых лет губернаторства Ткачева часто вспоминают о завершившейся в эти годы этнической чистки, начатой еще при Кондратенко, в ходе которой с территории края были выселены турки-месхитинцы, ранее бежавшие на Кубань из Узбекистана.

Сам Ткачев тогда в стороне от этого процесса не остался и активно комментировал те события столь «лихими» словами, что за них в дальнейшем ему еще долго пришлось оправдываться.

Диана Рамазанова
 

Краснодарский край, межнациональные отношения, Николай Кондратенко, национализм, СКФО

Previous post Next post
Up