Земельный вопрос на Ставрополье - залог выживания региона
На Ставрополье обостряются земельные конфликты - а они в регионе, который называют «мягким подбрюшьем России», чреваты межэтническим и межконфессиональным противостоянием. Не сумев навести порядок с землей, покинул пост прежний губернатор Валерий Зеренков. Его сменщик, Владимир Владимиров, сразу после назначения отдал подчиненным поручение «разработать механизм по контролю за движением земли».
Тем более, что наработки по этой сфере у краевых ученых есть, причем сразу в двух ведущих вузах - аграрном университете (СтГАУ) и федеральном университете (СКФУ). Задача чиновников - взять у исследователей лучшее и применить на практике. Да и за примерами далеко ходить не надо: в соседних Ростовской области и Краснодарском крае порядок с землей давно наведен, ибо на то была политическая воля властей. Хватит ли и у Владимирова власти, чтобы довести благое начинание до конца?!
Забыли «Отче наш»
11 ноября врио губернатора края Владимир Владимиров назначил нового министра имущественных отношений - им стал 38-летний Алексей Газаров. Он не просто ровесник главы региона, но также и коллега по работе: они вместе трудились в компании «Лукойл - Западная Сибирь», в начале нынешнего года Газаров был избран спикером горсовета Муравленко (от которого три года назад избирался в парламент ЯНАО сам Владимиров).
Конечно, новому министру придется на Ставрополье несладко. Он специалист по корпоративным отношениям, буровым вышкам и нефтяным платформам - а в нашем крае главнейшая проблема связана отнюдь не с эффективностью работы ГУПов или приватизацией санаториев... Острейший вопрос - земельный.
Именно из-за того, что ему не удалось добиться никаких серьезных улучшений в земельной сфере, был отправлен в отставку прежний губернатор Валерий Зеренков. Ведь земля на Ставрополье - это не просто плодородная почва или росчерки на карте, это стратегический, политический ресурс, источник не согласия, а межэтнического и межконфессионального противостояния.
Начать с того, что на Ставрополье вообще отсутствует система земельного мониторинга - которая, казалось бы, должна быть словно «Отче наш» для аграрного, да и еще почти пограничного региона. Ведомств, ведающих сельскохозяйственными землями, - множество: краевые управления Росреестра и Росимущества, краевой филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра, Министерство имущественных отношений, Министерство сельского хозяйства, а также отделы имущественных и земельных отношений в каждом из 26 муниципальных районов.
Но каждое из них ведет учет лишь отдельных показателей состояния и использования земель - а комплексная информационная система отсутствует!
Отсутствуют (в учете каждого из перечисленных ведомств) сведения об использовании земель, границах общей долевой собственности, земельных участках, переданных в аренду или землях, собственность на которые неразграничена (это земли бывшего фонда перераспределения, а также невостребованные земельные доли). Представить только: отсутствует единая информация даже о таком базовом показателе, как количество собственников земельных долей в пределах каждого коллективного хозяйства.
Бывает порой сложно, если не невозможно, получить точную информацию о площади (и видах) сельскохозяйственных земель в пределах одного муниципалитета, о границах угодий (пашни, пастбищ, сенокосов, многолетних насаждений) или земель, занятых постройками.
Соответственно, постоянно возникают «межевые» споры - не только между отдельными собственниками, живущими в одном селе, но даже и между соседними хозяйствами (читай: селами).
Дождемся и выстрелов
Хорошо хоть, они пока не доходят до остроты, которую такие споры приобретают в соседнем Дагестане, где из-за межи жители соседних аулов могут друг друга пострелять. Но, видимо, это лишь дело времени. Ну а сейчас отсутствие учета земли - простор для «хищников». Именно так можно охарактеризовать большинство нынешних аграриев (особенно пришлых), которые пытаются выживать из земельных ресурсов «все соки». Да и прославленные СПК, которые ведут хозяйство без видимых изменений еще с советских времен, безнадежно отстали от передовых мировых технологий. В целом же эффективность использования земель на Ставрополье более чем вдвое ниже их биоклиматического потенциала.
Вот цифры, приведенные ставропольским географом Алексеем Целовальниковым в исследовании, которое он опубликовал в 2010 году в Государственном университете по землеустройству. Ученый изучил состояние почв на Ставрополье, и вот к каким выводам пришел: 26% сельхозугодий края подвержены заболачиванию, 82% - засолению, 87% - ветровой эрозии, 93% - антропогенному переувлажнению (подтоплению)… Катастрофическое сочетание этих факторов характерно для каждого пятого гектара сельхозугодий Ставрополья (в особенности в Андроповском, Шпаковском и Левокумском районах). «Степень деградации… недопустима на современном этапе сельскохозяйственного производства», - резюмирует Целовальников.
При этом в Ставропольском крае до сих пор отсутствует комплексный мониторинг качественного состояния почв (а как иначе может быть, если мы собственные земли даже количественно подсчитать не можем!). Достаточно сказать, что почвенно-агрохимическое обследование земель на Ставрополье проведено лишь на 200-250 тысячах гектаров - а необходимо обследовать не менее 1 млн. гектаров.
Один из факторов необратимой деградации почв - это хищническая распашка территорий, на которых это делать категорически запрещено (чаще всего, пастбища). В итоге увеличивается площадь пустыни, которая неотвратимо наступает с востока Ставрополья. Районные прокуратуры борются с распашкой пастбищ, но их усилий явно недостаточно. А все потому, что ни у кого нет (и не было) карты, где в крае расположены сельхозземли разных категорий - снова сказывается отсутствие комплексного учета.
«В ходе проведенных прокурорами проверок выявлено множество фактов использования земель под выпас скота и птицы, без правоустанавливающих документов, что создает условия для возникновения конфликтов. Основной причиной нарушений является низкая эффективность работы органов местного самоуправления», - говорит начальник отдела по надзору за исполнением земельного и природоохранного законодательства краевой прокуратуры Ольга Соничева.
Пожалуй, единственное, в чем сумела добиться успеха прокуратура - это разработка маршрутов прогона скотины (а это прямая обязанность местных властей, в соответствие со ст. 1 краевого закона «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных»). На территории 52 муниципальных образований края такие маршруты отсутствовали, а после прокурорской проверки они были разработаны в 17, еще 35 находятся в стадии разработки. Хотя, понятно, что это лишь капля в бескрайнем море земельных нарушений на Ставрополье.
Чтобы губернатор не проспал
Снова повторю: на краевое Минимущество, тем более обретшее нового руководителя, ложится колоссальная задача - навести, наконец, порядок в земельных отношениях на Ставрополье. Тем более, что на сей счет даже есть протокольное поручение губернатора Владимирова: еще в конце октября на планерке в правительства он публично обязал вице-премьера Николая Великданя «разработать мне механизм по контролю за движением земли - не только купли-продажи и аренды, но также субаренды и так далее». Заодно Владимиров потребовал от вице-премьера разработать порядок персональной ответственности глав районных администраций за эффективность агротехнологии.
Вопрос лишь в том, что Великдань курирует вопросы сельского хозяйства и природных ресурсов, а Минимущество (которое и обязано ведать земельными отношениями) подчинено другому вице-премьеру. Двоевластие, однако - и снова не приходится надеяться на то, что задача губернатора окажется быстро решена.
А решить ее можно только в одном случае - создав в крае Центр комплексного мониторинга земельных отношений. И речь идет вовсе не о «раздувании» бюрократического аппарата - в этот центр можно перевести чиновников из других ведомств, ведающих землей. Основные задачи, стоящие перед этим центром, в своем исследовании сформулировал доктор сельскохозяйственных наук Олег Подколзин из Ставропольского аграрного университета (СтГАУ).
1. Определение собственника земли по каждому гектару.
2. Оценка эффективности использования земельных участков.
3. Оценка состояния плодородия почв, состояние развития негативных процессов определения причин ухудшения состояния земель.
4. Создание современного банка энергоинформационных ресурсов о состоянии и пользовании земель с обеспечением максимально широкого доступа к этой информации.
5. Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы региона и федерального центра.
Наработки в этом направлении имеются у исследователей и в другом краевом вузе - Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ). На днях, выступая на инвестиционном форуме «Крупнейшие компании СКФО» в Пятигорске, ректор федерального вуза Алина Левитская также рассказала о разработках в «земельной» сфере. «У нас имеются наработки в сфере геоинформационного моделирования социально-экономических процессов, включая планирование индустриальных и агропромышленных зон, транспортных узлов. Новейшее оборудование у университета закуплено, научная школа активно, успешно работает», - рассказала на форуме Левитская.
Как пояснил «Голосу Кавказа» доцент СКФУ, кандидат географических наук Андрей Скрипчинский, на его кафедре «Картография и геоинформатика» уже успешно отработаны технологии анализа экологического состояния водных объектов края и динамики облесения Ставропольской возвышенности с применением космического мониторинга. Имеются наработки и в сфере сельскохозяйственных земель. Главное - чтобы всё это оказалось востребовано новой командой управленцев, которую с благими пожеланиями привел на Ставрополье Владимир Владимиров.
Антон ЧАБЛИН