Тройное убийство стало следствием очередного похищения невесты в Ингушетии
Тройное убийство на центральной улице бывшей столицы Ингушетии Назрани в эту субботу стало очередной трагедией связанной с обычаем умыкания невест, который не могут или не хотят ликвидировать власти и духовенство республики. Убиты братья Аушевы и погибла от случайной пули ехавшая в автобусе на центральный рынок города мать шестерых детей Льянова.
Фамильная вендетта
Официальная версия случившегося была озвучена представителями МВД Ингушетии в воскресенье. Согласно ей двое местных жителей в масках с применением автоматического оружия напали на сотрудника полиции, который, обороняясь, применил табельное оружие. В ходе перестрелки двое нападавших были убиты, смертельное ранение в голову получила местная жительница, которая находилась в проезжавшем мимо автобусе.
В сети уже появились видеоролики и фото с места убийства, где видны тела двух убитых Илеза и Джамалейла Аушевых. Один из парней одет в черную маску. Именно из-за нее, по предварительной информации, майор полиции Магомед Евлоев открыл огонь на поражение. Боевики обычно используют эти маски, когда нападают на полицейских. Ранее на майора Евлоева уже покушались и нет ничего удивительного в том, что полицейский начал стрелять на поражение, увидев человека в маске.
Но, Аушевы были не боевики, у них по предварительной информации были с собой лишь две бейсбольные биты и травматический пистолет. А маску один из них одел лишь потому, что не хотел проблем с правоохранительными органами, так как состоял на госслужбе. Они ехали разбираться с Евлоевыми, которые за день до этого избили нескольких Аушевых.
Четвертая попытка
В народе говорят, что все началось в селе Сурхахи, где проживает гражданин Богатырев прославившийся тем, что умыкнул четыре раза Хади Евлоеву. Три раза ее забирали обратно ее братья и после третьего раза потребовали от Богатырева дать слово, что он больше не будет похищать несчастную девушку и оставит эту семью в покое, но он не сдержал своего слова. После того, как он похитил Евлоеву в четвертый раз, ее братья не только вернули ее домой, но и решили проучить несостоявшегося зятя. Несколько Евлоевых отправились на его поиски, а в пути у них произошла стычка с Аушевыми, которых Евлоевы заподозрили в соучастии в похищении их сестры. На следующий день была назначена встреча Евлоевых и Аушевых и она состоялась в Назрани. Что там случилось на самом деле, в селе Сурхахи неизвестно, расследование еще не законченно, а вся информация, поступающая от Евлоевых и Аушевых крайне противоречива. Обе стороны пытаются оправдать действия своей молодежи.
Но, к сожалению, это не первый и наверно не последний случай, когда похищение девушки приводит к жертвам и кровной мести, которая может собирать свой урожай десятилетиями. Конфликты, возникающие из-за чести женщины в Ингушетии редко заканчиваются мирно. Основная причина подобных конфликтов варварский, средневековый, отвратительный обычай похищения девушки против ее воли с целью заставить вступить в брак - так называемое умыкание невесты.
Порочный обычай
Сама процедура похищения и дальнейший ход разбирательства отвратителен всем его вменяемым участникам. Девушку хватают посреди улицы, не редко тащат по земле, так как в большинстве случаев она отбивается, зовет на помощь. Несколько раз я был свидетелем того, как толпа отбила девушку, раскурочила машины похитителей, а на их лицах не было и миллиметра кожи не покрытого синяками и царапинами. Но если все-таки, удалось похитить девушку, в дом отца девушки приходит посторонний человек (родственник жениха может попасть под горячую руку или стать заложником), который извещает отца о случившемся, не забыв перед этим представиться, что он не родственник жениха и не соучастник похищения. Потом начинается обмен визитами делегаций стариков. Старики со стороны девушки требуют вернуть ее домой в течении часа, обещая в течении этого времени сдерживать свою молодежь, а родственники со стороны парня умоляют не доводить дело до греха, или клянутся, что они не могут найти похитителей. Родственники девушки требуют, чтобы к их дочери допустили родственницу, которой та сама лично скажет о своем согласии вступить в брак с похитившим ее молодым человеком. Обычно к вечеру девушку, если она не согласна выйти замуж возвращают домой.
Сторонники этого обычая приводят единственный довод в защиту этого варварства, что мол, по ингушским законам, если старшая сестра не замужем, младшая должна ждать, а у молодых порой нет времени и желания ждать, когда она выйдет и похищение единственный выход из этой ситуации. Но все эти доводы исчезают, когда у их ворот появляется гонец с вестью, что их дочь или сестра похищена. Каждый ингуш считает себя оскорбленным, если воруют его родственницу.
Не редкость, когда похитители тянут время, чтобы уговорить девушку выйти замуж, при этом не брезгуют угрозами в адрес ее отца и братьев. Мол, в случае ее отказа, они ее не вернут домой, а когда за ней придут ее родственники, они будут защищаться. Дело действительно иногда доходит до перестрелок, погонь и приводит к жертвам. Потом начинается кровная месть и счет убитых начинает расти день ото дня.
Создание семьи: война или мир?
В Ингушетии ни раз поднимался вопрос о тотальном запрете этого обычая, который противоречит нормам ислама, уголовного кодекса, но местная власть и духовенство проявляет странную мягкотелость и нерешительность. В Чечне, где живут близкородственные ингушам чеченцы, с похищениями начали бороться несколько лет назад. Кадыров предупредил всех духовных лиц республики о том, что те из них, кто за деньги совершит обряд бракосочетания над похищенной девушкой, лишиться духовного звания и будут иметь дело лично с ним. Был официально введен серьезный штраф за умыкание девушек.
Летом этого года ингушское духовенство запретили похищение уже засватанных девушек. За нарушение запрета был назначен штраф в 300 тысяч рублей. Это было настолько несерьезно, что никто даже и не понял, зачем был назначен этот штраф? А что делать остальным девушкам? На этот вопрос ответа общество так и не получило. Официально духовенство осуждает этот обычай, но пока что-то не приходилось слышать, чтобы кто-то из мулл отказался провести обряд бракосочетания, зная, что девушка выходит замуж против ее согласия.
Ингушское руководство должно было бороться с этим пережитком прошлого, который попадает под статью уголовного кодекса, но по неизвестным причинам не делает этого, предпочитая разбираться с трупами на улицах, а не с причиной по которым они там появляются.
Мурад Махмиев