Последовательный рост транснационального черкесского движения, связанный с процессами внутренней трансформации Турции, признание геноцида черкесов Грузией, война в Сирии и приближающаяся Олимпиада в Сочи - вызвали активизацию черкесского вопроса в российском информационном поле, считает черкесский национальный активист, Андзор Кабард. Мероприятия по черкесской повестке включаемые в российское общественное пространство не дают решения и ответов ни на один из важных вопросов целого комплекса имеющихся проблем, уверен сопредседатель Российского Конгресса народов Кавказа, Аслан Хурай
В первой половине октября реализованы масштабные проекты по черкесской проблематике. В РИА-Новости прошла пресс-конференция по проблемам культуры черкесов в России и за рубежом, открыт Интернет-ресурс «Документы о переселении черкесов в Османскую империю», 12 октября объявлено о создании на базе КБГУ Ассоциации зарубежных выпускников и друзей этого университета.
Тема "черкесского вопроса" часто поднималась в последнее время в связи с проведением
зимней Олимпиады-2014 в Сочи. Об
игнорировании черкесского компонента при подготовке к Олимпиаде в апреле 2010 года заявили активисты различных черкесских организаций. Международная черкесская ассоциация неоднократно заявляла о
необходимости включения черкесского компонента в культурную программу Олимпиады в Сочи.
Кабард: накануне Олимпиады идет «нейтрализация» медийной активности черкесских активистов.
Совокупностью множества факторов объяснил корреспонденту
«Кавказского узла» такую активизация вокруг черкесской проблематики черкесский национальный активист, Андзор Кабард.
«На поверхности - признание геноцида черкесов Грузией, война в Сирии и приближающаяся Олимпиада в Сочи. Первый эпизод позволил озвучить черкесский вопрос на высоких площадках, вплоть до ООН. Второй - поставил ребром вопрос о праве на репатриацию потомков черкесских изгнанников. Третий выступает мощным резонатором активности по популяризации черкесской темы в мире, - считает Андзор Кабард.
Более фундаментальными причинами эксперт называет последовательный рост транснационального черкесского движения, связанный с процессами внутренней трансформации Турции. «В связи с этим, открылись новые перспективы для этнических движений в данной стране. Можно вспомнить и продолжающийся конфликт низкой интенсивности в Кабарде - это серьезный вызов», - заявил Кабард.
Эксперт убежден, что попытка «нейтрализации» медийной активности черкесских активистов накануне Олимпиады легко прогнозируема. При этом Андзор Кабард считает большинство из прошедших мероприятий малоэффективными и нежизнеспособными за исключением темы с Ассоциацией зарубежных выпускников и друзей КБГУ.
«Что же касается Ассоциации, то это великолепное и давно назревшее начинание. Прекрасно, что российский университет, находящийся в сердце крупнейшего в мире черкесского анклава, начинает позиционировать себя как сердце всего черкесского мира. Это грамотный ход и это можно только приветствовать. Но, пока рано судить о реальных перспективах данного проекта», - сказал Андзор Кабард.
Собеседник «Кавказского узла» считает, что существует множество вопросов, без решения которых не возможно закрыть весь комплекс проблематики по черкесскому вопросу.
«Реальные проблемы - это отсутствие права на воссоединение черкесского народа на своей исторической родине, это деградация черкесского языка, это десекуляризация Кабардино-Балкарии, это система «ручного кормления» кавказских республик, это разжигание межэтнических и межконфессиональных противоречий государственной пропагандой, это некорректные трактовки событий Кавказской войны со стороны отечественного официоза», - перечислил он, наиболее сложные в решении проблемы.
«У российских черкесов, сложности общие со всеми остальными россиянами: низкое качество жизни, беззащитность перед произволом власть имущих, отсутствие социальных лифтов, отсутствие независимого судопроизводства, порочная феодальная система «кормления», которую почему-то называют «коррупцией». Особо отмечу деградацию системы образования, а также деградацию отраслей, бывших некогда основными потребителями квалифицированных кадров», - сказал Кабард.
Активист полагает, что без существенных перемен в стране, описанные выше проблемы, не разрешимы. «Если они станут разрешимы, то Россия будет уже другой страной», - заявил он.
Андзор Кабард озвучил ряд вопросов и к федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации». «Странно, что столь амбициозная программа рассчитана всего на 6-7 лет. За такой срок вряд ли можно добиться обозначаемых в документе целей, многие из которых требуют 30-40 лет последовательной работы, минимум. Тем не менее, под программу выделены немалые средства и в ней декларируется приверженность этнокультурному развитию народов России и поддержке языкового многообразия», - рассказал эксперт.
Без расширения сфер использования региональных языков - ни о какой поддержке языкового многообразия не может быть и речи, полагает Андзор Кабард.
«Также без преподавания на них части предметов в учреждениях дошкольного, школьного и высшего образования. Без этого, региональные языки продолжат свою деградацию и, фактически, обречены на вымирание. В урбанизированном обществе невозможно транслировать язык меньшинства новым поколениям, если он изгнан из школы, а в школе его невозможно выучить, как изолированный, необязательный предмет, если на нем, к тому же, не преподается еще хотя бы 3-4 предмета. В Кабардино-Балкарии таких школ нет точно. Есть смысл сделать пилот, тем более, что в начале 1990-х гг. успешный опыт такого плана был», - сказал Кабард.
Кроме того, эксперт считает чрезвычайно важным налаживание перевода на черкесский язык популярной кинопродукции и локализацию программного обеспечения. «В этой связи, удачный пример - проекты детища Альберта Кажарова, Фонда Черкесской Культуры «АДЫГИ», базирующегося в Москве», - сказал Кабард, - добавив, что всегда лучше развивать то, что уже доказало свою состоятельность.
В одну этническую общность "
адыги" входят черкесы, адыгейцы, кабардинцы и
шапсуги, представители которых на территории России в основном живут в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и в Краснодарском крае.
Хурай: Спектр вопросов по черкесской проблематике остается нерешенным
Сопредседатель Российского Конгресса народов Кавказа, Аслан Хурай уверен, что все инициативы, проекты по черкесской проблематике не закрывают весь спектр имеющихся вопросов. При этом активизацию черкесской темы связывает с приближением Олимпиады.
«В РИА-Новости обсуждали вопрос сохранения культуры, языка в других государствах, но мы не видели пока мощной господдержки в плане черкесского вопроса, все делается на деньги, на пожертвования активистов. Преподносимое в красивых красках, в безоблачном свете - не есть правда и все далеко не так», - сказал Аслан Хурай.
Эксперт обозначил одним из важных вопросов - проблему возвращения на историческую родину соотечественников. «Во все времена черкесы являются соотечественниками и желающие должны иметь возможность вернуться на свою историческую родину и этот актуальный вопрос никакой программой не решается. На сегодня такой программы просто нет», - заявил Аслан Хурай.
Хурай считает, что в такую программу должен включиться федеральный центр. «В регионах таких ресурсов нет. На федеральный центр давить не нужно и не возможно. Они должны четко понимать что нужно, и если этого нет, то все остальные шаги бессмысленны и бесперспективны. Они должны осознавать, что это укрепляет Российскую Федерацию, поднимает ее авторитет перед мировым сообществом, подтверждает, что «Россия для всех» - это не пустые слова, а подкрепленные определенными программами», - прокомментировал Хурай.
Эксперт рассказал, что без внятного и прописанного механизма, желающие вернуться, даже без господдержки, приезжая самостоятельно сталкиваются с бюрократией. «Даже не говоря о том, чтобы приехать «на готовое», но личные попытки разрушаются о бюрократию, взяточников, люди разворачивается и уезжает обратно», - говорит Хурай.
Сопредседатель РКНК критически отнесся и к конференции, прошедшей в РИА-Новости. «Там четко определили формат встречи: как черкесы за границей поддерживают свой язык, какие у них мероприятия, как встречаются, что делают. Но ни один из актуальных вопросов не был озвучен, не по Сирии, не по программе возвращения, просто пообщались «ни о чем» и разошлись», - резюмировал в комментарии корреспонденту «Кавказского узла», Аслан Хурай.
Сулиета Кусова: В контексте национальной политики черкесского вопроса не существует, - он общий.
Мероприятия последних дней, связанные с черкесским вопросом не имеют информационного резонанса и не будут иметь никаких последствий, уверена руководитель центра этноконфессиональных проблем в СМИ при Союзе журналистов России, Сулиета Кусова.
«Все эти мероприятия проходят в закрытом кругу, и не имеют ни информационного резонанса, ни последствий. На последнем Хурале (Парламент - прим. КУ) ректор КБГУ Барасби Карамурзов докладывал, что он создал у себя факультет прикладного, народного искусства. Но давайте сначала посмотрим, в каком состоянии находятся эти редкие мастера, подвижники, прикладники, художники этого редкого ремесла, которые сегодня пытаются сохранить остатки национального, традиционного искусства. В загнанном, нищенском, не имеют рынок реализации, сбыта, возьмите того же Александра Пазова…уникального, великолепного мастера по холодной ковке. Вы слышали его имя? Его труды даже за рубежом, а у нас приходят, берут его изделия не доплачивая, наши богатенькие. И сегодня много наших мастеров, которые бесхозны, без дела», - рассказала Кусова.
Кусова считает, что мероприятия проводимые по черкесской теме не снимают градус напряжения в народе. «Можно «трындеть» об этом сколько угодно, но от этого напряжение черкесского народа не изменится. А напряжение, в первую очередь в том, что как аборигенное население, проживающее на землях, где проводится Олимпиада, не представлен на ее открытии, и никакими круглыми столами и пафосными обсуждениями этого не изменить», - заявила она.
Эксперт считает, что адыги должно быть представлены на олимпийских играх в Сочи. «Ведь адыги не претендуют на звание проводителя или автора этих олимпийских игр, но мировая традиция - когда олимпийские игры открываются коренным, автохтонным населением, а кто будет спорить, что Красная поляна или горы вот эти, что там проживали адыги? Там проживали шапсуги, мое племя, к которому я принадлежу», - сказала Сулиета Кусова.
Кусова критически относится к новому интернет-ресурсу «Документы о переселении черкесов в Османскую империю». «Вы внимательно прочитайте эти опубликованные документы. Господин Тишков (Валерий Тишков - директор института этнологии и антропологии РАН - прим.КУ), автор и их открыватель дает такую трактовку, что адыги сами встали, снялись, уехали, якобы за счастье сочли в Турцию поскорее удалиться и никто их не выселял. Фальсификация идет исторических документов. Сложный вопрос миграции, выселения, а чего стесняться? Россия всегда выталкивала малые народы за пределы, не только адыгов, а белые офицеры, дворяне русские, например, тоже мухаджиры? Ну, так давайте заплюем всю нашу историю, и начнем привязывать бантики к историческим фактам и как шарики вверх запускать, - какое счастье, мы поехали в Турцию, нам так хотелось», - заявила Кусова.
«Вот этот фарс, фарисейство, вранье, которое нам пытаются представить за истинную историю - оно не доведет до добра, потому что, слава Богу, источники сейчас открыты, есть Интернет. В эпоху перестройки, в ельцинский период было открыто огромное количество архивов и ученым, адыгским в том числе, и кавказским, удалось вытащить из небытия советской истории очень страшные по своей силе воздействия исторические факты. С этим материалом нужно работать очень тонко, изящно. Адыги уже два столетия в составе России, а кабардинцы, если брать со времен Марии Темрюковны, так уже пятьсот лет и что? И нет же претензий?», - сказала Сулиета Кусова.
Кусова выразила недоумение относительно игнорирования официальными организациями некоторых экспертов по черкесскому вопросу. «Почему не позвали на тот же Хурал настоящих специалистов, настоящих адыгов, например Наиму Нефляшеву? Это историк, кандидат наук, без пяти минут доктор наук, докторант института Азии и Африки, автор монографии по Исламу на северо-западном Кавказе, черкешенка, между прочим, лауреат премии академии наук на лучший научно-просветительский блог. Почему не пригласить ее? Почему не прозвучал главный вопрос на этом последнем Хурале: будут представлены адыги, как автохтонное население на этой олимпиаде или им дадут два раза выскочить с диким криком «асса» и все?», - заявила Кусова.
Создание ассоциации зарубежных студентов и друзей КБГУ Кусова назвала «отголоском тех проектов, которые были предложены министерству иностранных дел два года назад».
Ранее старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева отмечала, что большинство черкесских организаций в России, включая Совет старейшин черкесского народа, Международную черкесскую ассоциацию, "Адыгэ Хасэ" в трех республиках
поддерживают проведение Олимпиады в Сочи, а против ее проведения выступают три - "Черкесский конгресс" Адыгеи, КБР и КЧР, представители которых считают, что Олимпиада не может проводиться на территории, где, по их мнению, имели место факты геноцида адыгов в ходе Кавказской войны.
«Большие проекты, большой всероссийский форум российской, адыгской и зарубежной диаспаральной молодежи мы предлагали провести накануне олимпиады, с установкой обелисков, памятников, с большим сходом и подумать об общем пути, как мы можем быть полезны друг другу, что потеряли, что приобрели, на пороге глобализации, что мы должны делать? Вместо этого создают какую-то непонятную ассоциацию студентов, выставляют девочку, сирийскую адыгейку, которая якобы в Кабарду приехала и сообщает, что она так рада, что там есть университет. Они сами себя высекли этой фразой. Девочка ни сном, ни духом не знала, что там живут кабардинцы. Вдруг она обнаружила в 21 веке, что там университет, - какое счастье. А мы что, на пальмах до сих пор проживаем?», - раскритиковала инициативу Сулиета Кусова.
Кусова убеждена, что молодежь необходимо собирать, чтобы обсуждать «новые вызовы» времени и для поиска решений. «Нужно объединить и собрать всю молодежь, и поговорить серьезно о глобализации и о новых вызовах и как нам быть? Ведь соединение уже не возможно, не будет возвращения и воссоединения на одной территории, мы прекрасно это понимаем, но сотрудничество может быть и наша молодежь адыгская, может быть агентом культурного влияния на территории Ближнего Востока, через нас, адыгов. А вот эта карликовая политика, убогая, замшелая, она уже смешна, ее не хочется комментировать», - сказала Кусова.
Как человек, занимающийся черкесской проблематикой, Кусова не видит целесообразности расходования ресурсов и средств, затрачиваемых на подобные круглые столы.
«А во имя чего? Как говорил Жванецкий: «Почему в стране нет колбасы? Потому что все, что они там произведут на мясокомбинате - сами же и потребляют. Вот почему в стране нет идеологии, потому что они придумывают себе какое-нибудь карнавальное мероприятии, сами там потанцуют и разошлись. А идеологии в стране нет и политики национальной», - убеждена Кусова.
«Я отношусь к этому даже не с пренебрежением, не с удивлением, я отношусь к этим мероприятия равнодушно, они не понимают, что все взрывается внутри и взрыв будет, и они ведут к этому, потому что другие проекты и центры силы работают на Кавказе. А они хотят в Москве тусовку собрать, вечером шашлычками участников накормить и разойтись, решив черкесский вопрос», - сказала Сулиета Кусова.
Эксперт уверена, что черкесский вопрос не существует изолированно от вопроса сохранения и выживания остальных народов России. «Как такового черкесского вопроса нет. Есть общий вопрос выживания в России коренных и даже не только малочисленных, а в том числе русского народа, вообще коренное выживание России, ее национального многоцветия в эпоху глобализации, вот и все. И адыги и черкесы не являются эксклюзивом. У нас одни и те же проблемы: вымывание традиций, обнищание традиционных институтов этикета, ослабление влияния совета старейшин, разрыв между поколениями, идет вестернизация, уже появляются сироты в домах, старики появляются в домах престарелых, идет стирание границ в поведении женщины и мужчины, эти процессы идут губительно для всех народов», - говорит Сулиета Кусова.
«Мы находимся в состоянии, когда и от своих оторвались и к чужим не примкнули. И вот этот путь манкуртов в пустыне, когда ты корчишь из себя непонятно что, а кто ты - не знаешь. И вот это цепляние молодежи сейчас за свое, за флаг, за религию, за этикет, за историю - это нормальная попытка выжить. Вот и вся политика», - сказала она.
«Есть Россия - наш общий дом, ну нет у нас другого дома, он давний у нас. Мы не пришли сюда, не приехали мигрантами, мы влились в Россию со своими территориями. Мы, народы, особенно Кавказа нарастили тело империи своими территориями. Это главный постулат, от которого политик должны отправляться, когда они пытаются работать с коренным населением, как с младшими братьями и недоумками, аборигенами, дикими горцами, горбоносыми и бесшабашными. Мы находимся на своих коренных землях, это наш ландшафт, мы в нем. Как выжить? Только вместе, проблемы общие и у большого русского народа и у малочисленных национальных и как такового черкесского вопроса нет», - заявила Сулиета Кусова.
Кусова убеждена, что власти необходимо научиться ценить народы, населяющие Россию.
«Если правительство, власть, научится обходиться с собственным, государствообразующим народом, оно научится обходиться и с младшими и с сыновьями своими остальными, менее многочисленными. Пока этого не умеют делать, не хотят, идет карнавал, какой-то спектакль противный, где какие-то назначенные роли на всех: этот патриот, этот играет либерала, этот у нас легкий шовинист, будет русский вопрос озвучивать, этот за Кавказ, этот против. Обратите внимание на тусовку телевизионную, там же театр Карабаса-барабаса. Там за ниточки все продерганы и каждый выполняет из шоу свою роль. И это вызывает такое отвращение и отторжение», - высказала свою позицию Сулиета Кусова.
Кусова критически относится к попыткам власти в принятии организационных решений на местах без учета мнения коренного населения.
«Кто сказал, что можно прийти, убрать, прибрать, отремонтировать дом без его хозяина? Это же будет уже совсем другая история. Почему москвичи решили, что они всезнающие и они главные модераторы всего? Каким образом они собираются это сделать без участия интеллектуальной элиты самих черкесов, самих осетин, дагестанцев, что за камерный взгляд? Кто им сказал, что они Богом отмечены, поцелованы?», - считает Кусова.
«Нет черкесского вопроса вообще в контексте национальной политики - он общий. Есть черкесский вопрос в контексте олимпиады, но он скоро закончится, правда будет продолжение, потому что это будет оскорбление национального чувства, достоинства. А всего-то нужно сделать - не играть тут какие-то карнавалы, а объявить миру и выпустить на олимпиаде, на открытии, адыгов, - есть с чем выпускать, не только с подтанцовками и сказать: «Ребята, вот это народ, который пострадал исторически, но мы идем вперед, не оглядываясь, а если и оглядываясь, то все же вперед, и мы сохранили этот народ». И нам ведь действительно есть, что представить миру и России, есть, что показать через нас миру, своей национальной политикой, но пока на это то ли желания нет, то ли диверсанты идеологические окопались в Кремле, одно из двух», - резюмировала в комментарии корреспонденту «Кавказского узла», Сулиета Кусова.
Магомед Туаев
Кавказский Узел