«Кунаки», как это было

Oct 23, 2013 00:10

Черкесск подарил Кавказу очередной праздник документального кино



Пять дней насыщенной конкурсной программы завершились торжественным чествованием победителей и лауреатов фестиваля. Чтобы поздравить документалистов с этим праздником в Драматический театр города прибыли первые лица республики: Мурат Озов, заместитель Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, -Исмаил-Хаджи Бердиев, глава Духовного управления мусульман КЧР, целый ряд министров правительства Карачаево-Черкесии, видные деятели искусства и культуры.

Впрочем обо всем по порядку...

Открылся фестиваль документального кино "Кунаки" 16 октября  в торжественной обстановке, приветствовать гостей приехали не только чиновники, но и делегации из районов республики.

Открытие фестиваля. (слева направо) Глава Фонда СРКБМ "Эльбрусоид" и Российского Конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов, заместитель Председателя Правительства Карачаево-Черкесии Мурат Озов, заместитель министра культуры КЧР - Темирлан Алиев, Советник Главы КЧР, народный поэт КЧР Альберт Узденов.

Понятно, что к встрече единственного в своем роде фестиваля, который предыдущие 6 лет проходил только в Сочи, правительство Карачаево-Черкесии подошло с большим трепетом.

Фестиваль "Кунаки" прошел в творческой активной атмосфере, несмотря на насыщенный график. За 4 дня было показано 43 конкурсных работы, были организованны выставки и экскурсии. Весь фестиваль в фойе были выставлены работы студентов черкесского училища искусств, необычные картины из войлока, кожи, поделки из дерева (фото).

Седьмой по счету фестиваль документального кино "Кунаки" отличился небывалым количеством поданных на конкурс работ и обширной географией. На первый этап отбора было подано 107 фильмов режиссеров от Сухуми и Минска до  Санкт-Петербурга и Кемерова. Из которых было выбрано всего 43 работы.

Кстати, республикой представившей на конкурс больше всего работ стал Дагестан с 8 фильмами, в числе которых: "Робинзоны Каспийского моря", "Последний житель Гамсутля" и "Братья" Патимат Бурзиевой, "Поиск ваххабитов в горах Дагестана" Тофика Шахвердиева, "Вне "зоны ответственности" Елены Тагировой, "Петровскъ. Отпечатки истории", Назиры Алиевой и Шамиля Саидова.

Все дни просмотра меня радовало то, что кино зал быть может и не был полон, но приходили в основном те кому было на самом деле интересно. Больше всего было молодежи, студентов, что доказывает - молодой зритель хочет видеть интеллектуальное кино, кино о себе и своих соседях.

Вопросы без ответа...

Вообще как отметил председатель жюри Евгений Голынкин, сейчас для документального кино настали нелегкие времена нет поддержки государства, да и зрителей мало. Даже в столице на показах документальных фильмов собираются единицы. Поэтому переоценить значение фестивалей подобных "Кунакам", популяризирующих документалистику, предоставляющих  площадку для творческого конкурса и общения не только региональным производителям документального кино и телевизионных программ, но и режиссерам и авторам из всех других регионов России и ближнего зарубежья, сложно.

Эти и другие проблемы отрасли и региона обсудили 17 октября на круглом столе «Роль СМИ, кино и театра в межнациональной консолидации». Несмотря на поздний час и богатую программу дня  за круглым столом собрались участники фестиваля, жюри, пресса и гости.



Круглый стол. Фото Елены Апшевой

Судя по тому как быстро заполнилось помещение, общения в таком ключе ждали, и многие. В течении нескольких часов говорили не только о роли кино, сми, но и о судьбах молодого поколения, о тех, кому продолжать развитие отрасли, и том как соединить творческий потенциал молодежи с опытом мэтров искусства.

Главный вопрос вечера  о том, каким должен быть современный герой кино, авторского ли документального ли, да и в целом, каким должен быть "герой нашего времени", кто должен быть нравственным ориентиром молодого поколения, так и остался без ответа...

О том, что запало в душу

Фильмы в конкурсную программу попали замечательные, оставляющие след в душе, заставляющие задуматься. Даже выйдя на перерыв после просмотра нескольких фильмов подряд, зрители делились впечатлениями, спорили о героях.

"Одни картины заставляли смеяться до слез, а другие вызывали скупую слезу сострадания,  - рассказывает зрительница Фатима. - Как прекрасны стихи Расула Гамзатова, горные пейзажи, как приятно наблюдать в фильмах быт сельчан, их истории жизни, удивляться наивности, жизнерадостности и безграничному гостеприимству. Эти лица, эти эмоции... их не подделаешь, не сыграешь. Непредсказуемое, настоящее. Такое не увидишь в голливудском кино!".

"Смотреть такого рода кино,  все равно, что читать исторические книги, только более интересно и меньше занимает времени. Жаль, что оно не имеет какой-то массовой рекламы или проката, и многие просто не знают о том, что такие фильмы вообще есть.

Хорошее или плохое кино формирует мировоззрение людей, изменяет его, поэтому полезно водить на такие мероприятия детей, подростков. Да и взрослые откроют для себя много нового и неожиданного".
"Самое большое впечатление на меня произвел фильм «Братья», Патимат Бурзиевой. В селе Верхнее Гаквали Цумадинского района живут братья Хайбулаевы. Все трое - инвалиды от рождения. Но это не мешает им радоваться жизни и помогать людям. Нухбек чинит бытовую технику, а Гусейн и Алиасхаб ремонтируют автомобили. Братья делают это бесплатно. Каждый прожитый ими день подобен маленькому подвигу.

Хронометраж  фильма всего 9 минут. Но за эти 9 минут автор сумела показать силу духа и мужество братьев. Спасибо за такой душевный фильм, который заставил задуматься о жизни не одного зрителя!".
"Я первый раз посетила кинофестиваль и мне очень-очень понравилось! Очень понравился фильм "Плачьте мальчики и не сдавайтесь!" про спортсменов, - рассказывает студентка Амина, - про то как они с раннего детства упорно занимались спортом, одолевая боль, поражения и выходили на большую арену и становились чемпионами".

Лично мне в душу запал фильм чеченского документалиста "Через всю жизнь, через всю страну" Исы Закриева. Он рассказывает о судьбе человека, пережившего депортацию в детском возрасте, Нурсет не было и шести лет, когда в село вошли войска НКВД. По пути, на одной из остановок, получилось так, что Нурсет с трехлетним братом выбрались из вагона, да так и остались, когда вагоны уехали.

Потерявшихся детей определили в детский дом, но на этом  связь с братом  оборвалась. Она осталась совсем одна...Фильм снят без спецэффектов, компьютерной графики, или других модных приемов работы  с видео. Простая лента о простой судьбе, большой беде, общей для всех народов времени сталинских репрессий.  Да и как технически приукрашивать большое горе человека, разлученного с семьей, горе матери, потерявшей детей?

Участникам фестиваля посчастливилось попасть в Карачаево-Черкесию в солнечные дни затянувшегося бабьего лета. Поэтому режиссерам, гостей республики,  организовали однодневную экскурсию в Архыз, познакомится с красотами знаменитого курорта (фото).




фото: Архыз                                                               Фото: минеральный источник

Так, в увлекательном марафоне просмотров, споров, экскурсий пролетели дни, отпущенные фестивалю. "Кунаки" подошли к логическому завершению - подведению итогов и вручению наград.

Награды и герои

Триумфатором фестиваля стал фильм  "Месторождение" молодого режиссера из Екатеринбурга Ивана Головнева, получивший Гран-при и денежную премию в 80 тысяч рублей. Действие документального повествования происходит на дальнем российском Севере, суровом крае, где живут и выживают только сильнейшие. Название картины - это своеобразная игра слов, ведь сибирские просторы, это не только место рождения многих народов, но и настоящее месторождение для олигархов.

Стоит отметить, что к конкурсу организаторы подошли ответственно, жюри смотрело фильмы отдельно, и не могли общаться со СМИ до оглашения результатов, которые хранились в строжайшей тайне до самой церемонии вручения награждения. Не знали о результатах и участники, и это было ясно видно по реакции победителей.

Победитель в номинации "Вера и надежда" режиссер Владимир Левин едва мог говорить от нахлынувших эмоций. Зная трудную историю картины его можно понять.



Владимир Левин, режиссер Крутая Римма.фото Елены Апшевой

Он снял  фильм о студентке специализированного Института искусств для людей с ограниченными способностями. "Крутая Римма" это лента об удивительной силе духа женщины из Казани, ставшей, несмотря на инвалидность, мамой. Это была трудная работа не только технически (съемки продолжались больше года), труднее оказалось получить поддержку Министерства культуры для начала работы. Да и выхода картины к зрителям режиссер добивался долго, поэтому для режиссера наградой стал не столько приз, сколько то, что историю Риммы увидел большой зритель.

Второе место в номинации "Вера и надежда" занял фильм Патимат Бурзиевой об отрезанном от мира острове Чечень "Робинзоны Каспийского моря".

В номинации "Культура и искусство" жюри решение выделить лишь второе место, и его  получила режиссер из Абхазии Манана Кокоскерия за фильм "Варвара Бубнова. Россия, Япония, Абхазия" о жизни знаменитой художницы.

Победителем в номинации "Семья и общество" стала кинолента  "Анахорет", режиссера из Владикавказа Айсаны Шейховой, это рассказ  о жизни Дзерассы, муж которой погиб во время схода ледника в Кармадоне. Вдова осталась жить в глухом осетинском селении совсем одна, рядом с местом гибели мужа.



Айсана Шейхова, режиссер. Фильм "Анахорет". фото: Елены Апшевой

Второе место в этой номинации досталось картине "Поиск ваххабитов в горах Дагестана" московского режиссера Тофика Шахвердиева. Это фильм-повествование о простой жизни высокогорных районов Дагестана, где нет больших чиновников и денег, где жителям нечего делить и незачем убивать друг друга.

Победителем в номинации "Былое и Грядущее" стала картина о коренном малочисленном народе дальнего востока- удэгейцах, "Земля 2731" Наталии Журавлевой. Второе место досталось документальному фильму "Окарина" Игоря Полещука о жизни двух карельских деревень.
Лауреаты 1 и 2 степени в номинациях кинофестиваля "Кунаки" получили помимо дипломов и  грамот денежную премию размером 50 и 30тысяч рублей соответственно.

В этом году помимо официального жюри, своих победителей определяло и независимое жюри блогеров Северного Кавказа.



Блогеры вручают специальную премию.фото Елены Апшевой

По собственной инициативе, они вручили две награды: золотую и серебряную клавиатуры. Интересно, что мнение блогеров относительно победителя совпало с жюри, а вот второе место ребята присудили картине ""Вне "Зоны ответственности" дагестанского режиссера Елены Тагировой о судьбах афганских воинов.

Красочным завершением фестиваля стал фейерверк в честь всех участников, так "Кунаки" простились с Черкесском. Остается надеяться, что этот кинофестиваль ждет впереди долгая успешная история.

Будущее, планы и надежды

Многие участники седьмого фестиваля задавали вопросы, где пройдет следующий.  Вопрос этот пока открыт. Оргкомитету "Кунаков" еще только предстоит решить. Есть идея сделать фестиваль «кочующим», и каждый год проводить его в новом месте. Но такой вариант зависит от поддержки «на местах». Без помощи региональных властей,  провести фестиваль такого уровня не реально.

Возможно в будущем году в программе фестиваля появится игровая номинация для короткометражного игрового кино.  Интерес к этому жанру есть не только у журналистов, но и у зрителей, особенно интересен короткий метр молодому динамичному поколению. К тому же вероятно, это приведет к качественному и количественному росту художественных короткометражек.

Как отмечает директор фестиваля, Ильяс Богатырев, сюжетов для документальных и художественных на Северном Кавказе огромное количество. Регион с такой богатой историей, культурой, природой - это еще не раскрытый клондайк для кинематографа.

Мария Максудова

Черкесск, кинофестиваль, кунаки, КЧР, Северный Кавказ

Previous post Next post
Up