Новая повестка дня для Южной Осетии

Oct 20, 2013 15:39



В Цхинвале состоялись несколько рабочих встреч помощника президента РФ Владислава Суркова с руководством РЮО, основной темой для обсуждения на которых была Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию РЮО на период 2014-2016 годов. Так, по крайней мере, официально и довольно скупо сообщают об этом из Цхинвала. В то же время большую часть этих переговоров заняло не только и не столько обсуждение неких цифр и документов, а совсем новые для РЮО проблемы - идейно-стратегического характера.

Югоосетинская сторона утверждает, правда, не совсем официально, что изначальный объем финансирования по пресловутой Среднесрочной программе должен был достигнуть более 35 миллиардов рублей, но был сокращен российской стороной в принудительном порядке. Никакой конкретики при этом не приводится, но даже такие высказывания крайне удивительны, учитывая, мягко говоря, сложные отношения государственных органов РЮО со средствами массовой информации. Со стороны это выглядело как банальная «жалоба на судьбу», которая к тому же укладывается в доминирующий сейчас в РЮО пропагандистский штамп: во всех бедах республики, мол, в той или иной степени виноваты русские, которые присылали сюда третьесортные кадры и ровоцировали
тем самым коррупцию. Реальность же совсем иная. А за последние несколько месяцев изменился даже общий подход к взаимоотношениям РФ и РЮО.

Действительно, объем российских инвестиций, планируемых в РЮО до 2017 года, составляет, согласно документам, 22 млрд 806 миллионов с копейками. Это существенно меньше той суммы, которую прописала югоосетинская сторона в своих «предложениях».

Однако и эта цифра вся та же «сказка про белого бычка». Например, из дорожной инфраструктуры 11 объектов предполагается завершить к 2017 году и это, в основном, стратегические дороги, в которых заинтересована сама РФ, в том числе, и с военной точки зрения. А это не имеет прямого отношения к изменению экономической ситуации в РЮО
в целом. Инвестпрограмма представляет из себя довольно хаотичный набор объектов, не связанных между собой некой общей экономической идеей, целостной программой. А именно создания новой программы добивалась от Цхинвала Москва в течение всего этого года. Югоосетинская сторона оказалась не готова изменить саму манеру мышления в этой сфере, определить стратегию выживания государства на будущее. И это несмотря на то, что по реализации текущих проектов сейчас серьезных претензий к Цхинвалу нет, по сравнению с предыдущими годами сделано очень многое.

По сути дела никакого именно снижения финансирования Инвестпрограммы не произошло, просто российская сторона избирательно отнеслась к хаотичным и откровенно завышенным предложениям Цхинвала. В чисто финансовом плане наибольший объем инвестиций приходится на раздел «инженерные сети и сооружения», что в нынешнем положении логично.

Если смотреть на это из Цхинвала, то создается впечатление о «сокращении финансирования», хотя, глядя из Москвы, - это лишь разумный секвестр неразумных амбиций. Никакой привязки к «проблемам российского бюджета», о чем заговорил ряд экспертов-экономистов, здесь нет и быть не может, поскольку РЮО для руководства РФ - это вопрос большой внешней политики, курируемой «вручную», и экономить здесь никто не будет. Но и переплачивать за невесть что, как было еще недавно, тоже.

К тому же многие предлагаемые объекты для финансировании - это именно «объекты», а не «проекты», как хотелось бы российской стороне. Построить в чистом поле заводик без составленного заранее финансового плана для его окупаемости, без механизма доставки сырья, без просчета рынков сбыта его продукции и без юридического его обеспечения уже никто не позволит.

Не будет и нагромождения социальных объектов, поскольку до сих пор не продумана и не просчитана демографическая ситуация, программа образования и трудоустройство. Можно построить 30 спортивных школ и получить через 5-6 лет поколение безработных борцов. Чем это закончилось в некоторых регионах России, мы все помним, кто выжил, по началу и середине 90-ых годов.

К сожалению, информагентства в основном цитируют только высказывания Леонида Тибилова, что связано с той нетерпимой атмосферой, которая сложилась в РЮО вокруг СМИ. Между тем, в контексте заявлений Владислава Суркова, которые осетинская сторона цитирует неохотно и дозировано, все становится на свои места. А Сурков особо подчеркнул, что нынешняя Инвестпрограмма - это, конечно, хорошо, и она будет реализована, чтобы не случилось, но «параллельно могут быть предложены и новые идеи», в связи с которыми «программа может быть еще скорректирована», а также необходим «переход к развитию».

Эти «новые идеи» - все то же требование предложить уже даже не просто план инвестиций, а целую связную идеологию развития государства на длительный период.

Не просто построить в чистом поле завод, а объяснить, зачем он нужен и в каких экономических и юридических условиях будет работать. В этой связи и Сурков, и Тибилов отметили необходимость гарантий безопасности инвестиций для частных лиц - неграждан РЮО. Это, конечно, прекрасно, но лишь первый шаг. Предстоит огромный объем работы по формулированию самой идеологии будущего РЮО по всем направлениям: от обороны до культуры. И без этого невозможно и стратегическое экономическое развитие, если позабыть о точечных инвестициях, из которых на самом деле и состоит Инвестпрограмма.

В этом контексте следует рассматривать и заявления Тибилова об определении первоочередной задачи для РЮО как вступление в Таможенный союз. Примечательно, что это абсолютно противоречит его высказываниям двухмесячной давности о «неизбежности» вхождения РЮО в состав РФ уже в ближайшее время. Потребовалось некоторое время, чтобы разъяснить руководству РЮО всю пагубность таких идей и, тем более, их публичного озвучивания, - вредного для конструкции всей внешнеполитической системы РФ. Кроме того, это спровоцировало в самой республике ожесточенную интеллектуальную дискуссию и конфликт различных политических сил, часть из которых использует лозунг вхождения в РФ как основу своей политической и предвыборной программы.

Для этих политических сил могут настать «темные времена», поскольку отказаться от красивого популистского лозунга, пользующего поддержкой части населения на «генетическом уровне», им теперь будет сложно. И какой-либо поддержки из Москвы, а теперь и от действующего президента, им уже не видать. Скорее всего, этим партиям и отдельным политическим силам придется искать поддержки у российских парламентских партий, формально считающихся оппозицией («Справедливая Россия», ЛДПР) или идти до конца, переходя на совсем уж популистскую риторику. Ряд югоосетинских политических сил уже неоднократно пытались войти в контакт с аналогичными российскими структурами, однако, такие симбиозы представляются все-таки чем-то
противоестественным. Объединять их может только финансирование или, например, личные контакты первых лиц, нежели какая-то общая идеологическая платформа. Вообще политический контекст в Южной Осети никак не связан с политической повесткой дня в России, так что подобного рода союзы изначально бессмысленны и могут быть использованы только как декларация политической поддержки. Вот, мол, у и нас в Москве связи есть.

Вхождение в Таможенный союз - задача сложная, но решаемая. Позиция президента Беларуси Лукашенко воспринимается как тактическое, ситуативное заявление, которыми он привычно разбрасывается в качестве аргументов в локальных спорах с Кремлем. Куда сложнее сам процесс урегулирования законодательств, таможенных правил и прочих
технических деталей, который может затянуться на год и даже более.

Возможно, что в практическом плане более реально говорить не о ближайшем неполноценном членстве в Таможенном союзе, а о постепенной адаптации РЮО к этим реалиям. Например, в виде какой-либо из форм ассоциированного членства или создания свободной таможенной зоны с ликвидацией поста на Зарамаге.

Вполне возможно, что естественным лоббистом изменения таможенного формата может стать Армения, которая сама оказалась в крайне двусмысленном положении после своего собственного формального вхождения в Таможенный союз. Одного подписания декларативного документа для того, чтобы был задействован механизм Союза, недостаточно. По подсчетам экспертов, согласование различного рода юридических норм и деталей займет у Еревана не менее года, к тому же потребуются двусторонние переговоры с Беларусью и Казахстаном. У Южной Осетии нет такой необходимости, поскольку нужно избежать втягивания Минска и Астаны в процесс признания. Скорее всего, таможенный вопрос будет решен непосредственно с Россией на двусторонней основе, но с преференциями для армянских грузов. Вряд ли следует ожидать потока югоосетинских товаров в Беларусь и Казахстан, поскольку весь теоретический рынок АПК РЮО можно оценить примерно в 3 миллиарда рублей. Тут себя бы прокормить.

Таким образом, еще до начала заседания Межправкомиссии на нескольких встречах с новым помощником президента РФ, повестка которых не была заранее оговорена в деталях, были обозначены существенные изменения в подходе российской стороны к взаимоотношениям с РЮО, как и некоторые положительные тренды в позиции самого Цхинвала. По сути дела, теперь придется вырабатывать заново всю идейно-политическую систему РЮО - от обороны до культуры и забыть о бесконечном финансировании текущих объектов. А это новые времена.

Евгений Крутиков

Кремль, регионы, геополитика, Владислав Сурков, экономика, Южная Осетия

Previous post Next post
Up