Д.МУРАТОВ: Надо разбираться. Давайте попробуем. Я сам не до конца во всех этих хитросплетениях нашего русского менталитета еще сумел что-то понять. Однако посмотрите. Я как-то об этом говорил, но надо вернуться. Когда «Новая газета», многие журналисты, Аня Политковская, там, Лена Милашина, Вячеслав Измайлов, я, Сережа Соколов, Никитинский Лёня работали на первой чеченской войне, главный упрек, который кидали «Новой газете» и нам: «Вы - не патриоты своей страны, вы говорите, что если Чечня хочет отделиться, пускай проводит референдум. Самоопределение никто не отменял, и пуская, собственно говоря, с богом или с Аллахом отделяется». Нет, это наша неотъемлемая часть нашей родины. «А вы кто?» - спрашивал они у нас и сами отвечали: «Вы - антипатриотическое, антироссийское дерьмо».
К.БАСИЛАШВИЛИ: Так?
Д.МУРАТОВ: Прошло несколько лет, Ксения. Давайте посмотрим, что происходит? Теперь те самые патриоты, которые требовали единой и неделимой России, и Чечню и Кавказ любой кровью, любой ценой Майкопской бригады, которая полегла в полном составе на подходах к вокзалу в Грозном в декабре 1995-го, теперь они говорят: «Нет, подождите. Русский патриотизм в том, чтобы Чечня и Кавказ отделились от нас». Вот теперь где же у нас логика этого самого патриотизма? А этой логики-то нету.
На самом деле, она в другом. Боятся люди, которые думают, что они воплощают русскую идею. Они, с одной стороны, хотят отделить Кавказ, чувствуя националистическое отношение и получая себе электоральный ресурс в обществе. А с другой стороны, они боятся Путина и связывают с ним свои надежды. Поэтому они говорят абстрактно. Они не говорят «Владимир Путин, прекратите кормить Рамзана Ахматовича Кадырова», они говорят: «Прекратим кормить Кавказ». То есть кто-то кормит Кавказ, и вот этот абстрактный кто-то пусть прекратит кормить этот как бы абстрактный Кавказ...
http://echo.msk.ru/sounds/824353.html