МИФОЛОЖЕСТВО

Aug 08, 2012 22:16

Стараюсь ничего никогда не писать о работе, но в связи с тем, что "Доктора Хауса", видимо, в этом году заменит "Ньюсрум" и все погрузятся в дебри, довольно мне близкие, решила один раз нарушить обычай. Для начала одна история. Я ненавижу, когда у меня, человека с абсолютно хрестоматийным журфаковским образованием, кафедра телевидения и радиовещания, и прочее бла-бла-бла, на полном серьезе спрашивают "А как ты попала в телик?". Я всерьез не понимаю, почему эти люди вот так же не спрашивают у врача, как он попал в больницу, или пожарный - в пожарную часть. Поэтому всегда отвечаю честно: "Через постель".
И однажды мне этот "честный" ответ аукнулся так, как я не ожидала (хотя чо уж и так ожидать от людей с таким вопросом) - собеседница ПОВЕРИЛА. Когда до меня это дошло, я уж и не знала - ее переубедить обратно или поддерживать смеха ради в ней эту версию. Но одно до меня дошло сразу - с нашим телевидением связано столько мифов, что Голливуд рядом не лежал. Откуда у этих мифов ноги - я примерно могу себе представить, нужно ли кого-то разубеждать - не уверена, но иногда слепая вера в любое явление только множит количество окружающей глупости, поэтому попробуем.



1. "Через постель". На работе я вижу в среднем 1 девушку в неделю (и то, потому что я в офисе не каждый день), которая приходит, присылает резюме, звонит, твердо заучив в голове эту фразу. Вопреки моде на провинциальную простоту и Свету Курицыну - нет, это не всегда девочки из регионов. Но вы бы видели эти резюме! Эти прикрепленные фотографии! (благо, из-за системы TFP фотосессии ню и топлесс стали доступны каждому)! Это конечно, война и немцы. Ну мы-то ладно, поржали, слезы вытерли, и дальше работать, а самый ужас заключается в том, что они все готовы трахаться и встать в кадр, а работать некому. При моем, страшно сказать, 12-летнем стаже вообще в СМИ - всегда, в любую редакцию нужны люди. Всегда, в любую редакцию при мне набирают авторов, корров, репортеров - как бы они не назывались. Но при этом о мифе "через постель" знают все, а о правде "кризис кадров" - никто, кроме тех, у кого об этом голова болит.

2. "На телике все зарабатывают кучу бабла". Ну, во-первых, не все. На всю Москву - нуууууу, несколько десятков человек (чтоб вы понимали баланс, каждый канал обслуживает несколько сотен, иногда и тысяч). Ключевые лица, в основном те, что не принадлежат одному каналу - таких немного, ключевые продюсеры, топ-менеджмент. Всё. Остальные получают от "средненько" до "три копейки". Когда я по большому секрету назвала приятельнице, владелице сети салонов, ставку одной очень известной телеведущей - она прийти в себя не могла несколько часов. По ее словам, столько у нее зарабатывают девочки, мастера с небольшим опытом. Хотите тоже знать эту цифру? Представьте очень, очень средненькую зарплату в Москве. Разделите на два. Получите икс.

3. "Звезды снимаются за деньги". Этот миф - такая же золотая мечта, только уже сотрудников шоубиза). Прецеденты были и на моей памяти, но телевизионщики, хоть и существуют всегда порознь, и никакого особого братства не имеют, реагируют в большинстве случаев одинаково. Мы все понимаем, что если сегодня заплатим одному, завтра будем платить всем. Поэтому нет. Впрочем, не могу ручаться за коллег, но тут есть масса "но". Тут всегда нужно понимать, что артист не всегда говорит о деньгах из-за алчности. Причин несколько. 1 - действительно алчность, но она обычно у новичков, схвативших быстро "звезду" - через полгода они бегают по телеканалам "готовые на любые эксперименты", естественно, даром, никому не нужны уже. 2 - желание отвязаться. Так обычно поступают хорошие, очень занятые актеры. У него серьезная работа, ежедневные репетиции спектакля в театре, где служит, плюс антреприза, чтоб с голоду не сдохнуть, гастроли с ней, плюс съемки в кино или сериале, плюс так, по мелочи, озвучки, то-се. И человек и так света белого не видит. Тут начинают звонить наши продюсеры, и залезать без мыла в любое неподготовленное отверстие. Или "Час эфира, фильм портретный - только о вас!", или "Нам не надо полдня! Что вы! Ребята подъедут, там буквально два вопроса, пока вы перед гримом, или в любой пробке в машине запишем! Когда вам удобно?" Вот как отвязаться? Начинаешь звереть. 3 - денег хочет не звезда. Да, на моей памяти тоже были такие случаи, когда пиарщик становился звездее всех киркоровых. Ну а что. Работает с приличным артистом, работы много, денег мало, ездит на старенькой "микре", надо бы обновить, ребенка в школу собрать, ипотеку платить. Очень была однажды красивая история, когда я сама уже, после того, как моему продюсеру выставили сумму, напрямую, без пиарщиков, позвонила актрисе, и узнала, что она в первый раз слышит о съемке.

4. "На телик с улицы не попасть, там все берут своих, все только через связи". Вот этот миф - частично правда. Частично - потому что пойдите, откройте банк вакансий и попробуйте трудоустроиться. Если у вас все в порядке с требованиями по вакансии - вы свою работу обязательно найдете. С другой стороны - ну а где у нас не "через связи"? Может быть, на РЖД? Или в школах? И не потому что это очень икорные места, а просто потому, что это быстрее. В большинстве случаев отделы кадров - мутирующие куры-долбоебки (да, я знаю, о чем говорю), неспособные быстро и качественно закрывать вакансии, отсматривать огромные потоки людей и отсеивать хотя бы явно невменяемых, с остальными сами разберемся. И когда мне срочно нужен режиссер-постановщик на разовый, но очень ответственный проект - я что, буду чужому человеку, руку которого совершенно не знаю, отдавать проект? Нет уж, нужны рекомендации друзей и коллег. Основной круг общения телевизионщиков - их же коллеги. Поэтому выхлоп от одной строчки в фейсбуке или твиттере - больше и быстрее, чем покупать размещение на хэдхантере и мучительно ждать, пока востребованный, с хорошим опытом, со знанием пульта, постановки, полного монтажа и пост-продакшна режиссер туда вдруг с какого-то перепугу зайдет и начнет искать вакансии, а потом набирать одним пальцем резюме, которого у него либо сроду не бывало, либо в очень зачаточном виде лежит где-то чуть ли не на дискетах. Но, повторюсь, вакансии, которые открыты постоянно - есть в сети, кто ищет - тот всегда найдет.

5. "На телике работают одни геи". Это миф, потому что не "одни", процентов 30-40, наверное. Ну как 50, это такие подсчеты - как вилами по воде. Среди так называемых (ненавижу!) творческих профессий - процентов 50, среди техперсонала и т.д. - процентов 20, наверное, как везде?

6. "На телике все знают правду, а нам не говорят". Ну, опять же, не всё. Но это очень сложная тема... Можете успокоить бабушек - мы правда не знаем раньше всех о падении курса рубля, увеличении цен на гречку, катаклизмах и прочем подобном. Как только узнаем - сообщаем. Но мы правда знаем больше о каких-то явлениях, поступках, слухах, решениях. За кадром остается 70 процентов того, что видел и знает журналист. Первые пару лет не можешь к этому привыкнуть. С тебя попросили микробэзэшку на перекрышку студии - ты, срывая к чертям все дэдлайны несешь чуть ли не расследование на 8 минут. Нахера?! - Ну как! Это же все важно! Потом привыкаешь, что редактор режет по живому, по действительно важному и актуальному, вырезая прямо блоками, и учишься не воспринимать это так. Во-первых, существует проблема хронометража - он не резиновый. Вы не раз видели сами, как на середине слова под занавес эфира, обрывали человека на полуслове на радио, в телеэфире. Во-вторых - на телевидении со всем этим сложнее, потому что "картинка" решает. Нет картинки как доказульки - сиди, кукуй. В-третьих, действительно не все можно давать, даже если информация проверена, и т.д - есть вопрос формата, уместности, задания и генеральной идеи. В-четвертых, у нас часто связаны руки, когда ньюсмейкер говорит "это не для эфира", там начинаются вопросы тонких граней журналистской этики. В-пятых, можно уйти в такие дебри. В общем, поверьте редактору, он не просто так режет, он когда-то также сидел, и нервно сглатывал, когда по живому резали его, и думал "да ну в пизду, уволюсь". С другой стороны - да, мы общаемся с колоссальным количеством ньюсмейкеров, мы узнаем многое из первых рук, половина событий вообще случаются на наших глазах - и да, мы знаем чуть больше. Я не буду в это далеко углубляться во избежание, скажу только одно: когда этой зимой-весной главреды и ведущие колумнисты нашей прессы сидели по жан-жакам, делали спецвыпуски газет, и непрерывно гнали этот фарш про оккупай, болотную, автозаки и росию без путина - очень часто мелькала фраза в духе "существующему режиму в этой его форме осталось жить от силы несколько месяцев". Я тогда поняла одно - как это ни парадоксально, у ребят нет инсайдов. И мое отношение (не только из-за этого, безусловно) к тому, что они говорят и пишут, еще сильней ухудшилось. Ну а потом и они все поняли, но это другая история. Так вот, просто той же осенью один мой инсайдер (при том, что я, на минуточку, ВООБЩЕ не работаю с такими вещами, миллион лет принципиально занимаясь только интертейнментом) на мои фейспалмы "зачем же они Кудрина в отставку отправили, зачем же он так все спровоцировал", спокойно заметил что "никто его не увольнял, его послали возглавить оппозицию". Я, помню, рассмеялась. А через два месяца увидела его на Болотной, рядом с Навальным, Собчак, и далее по списку. Возглавить не получилось, но это тоже другая история.

Это, конечно, не все мифы, просто "рука бойца колоть устала" и вообще, тут опять получилась практически колонка, а у меня все-таки выходной и гора посуды. Если кому интересно - вы спрашивайте, вполне вероятно, что самых бредовых мифов я и не знаю.

так и живем

Previous post Next post
Up