10 книг зимы - "Белорусские мифы"

Jan 03, 2025 12:59

Первой книгой года стала книга "Белорусские мифы" Елены Левкиевской. Планировала эту книгу дочитать еще в декабре, но не успела, так что дочитала уже в наступившем году. Начало книжного года - очень неплохое. Хотя белорусы - это наши ближайшие соседи, народ с близкой к нам культурой, но может быть именно по этому не так много про эту самую культуру у нас и публикуют - ну что там может быть особенного, мы и так все знаем. А вот и нет, как оказывается. Похожего в мифах действительного много, но и разница есть, ведь на культурную среду Беларуси влияли не только русские, но и Польша и страны Прибалтики, и поэтому мифология Беларуси - это переплетение как восточнославянских, так и западнославянских мотивов. Даже в разных регионах страны воззрения на одно и тоже могут отличаться.  Например домовой ("домовик", "хатник") - персонаж положительный, уважаемый хозяин дома только у восточных белорусов, а вот чем ближе к западным границам, тем хуже к нему отношение, он уже просто нечистый дух, барабашка. Еще интересно, что если у русских домовой предпочитает нижнюю часть избы, живет за печкой, то белорусского хозяина дома можно увидеть на чердаке около печной трубы. Есть у белорусов и особые хранители дома, например "домашний уж" - это особая невидимая сущность, выглядящая как уж обычный, но побольше, является хранителем семьи.  Мало кто его видит, убивать его нельзя. Сложное такое поверье, но этот мотив я встречала, например, у чехов. Или вот леший, лесовик. Персонаж у белорусов известен только опять таки в восточной части.  А на Западе страны его вообще не знаю, у них в лесу если и встретишь кого, то нечистого.  Есть персонажи в белоруской мифологии широко распространенные,  а есть и местечковые поверья. И среди них существа совсем нам непривычные.



Автор книги, Елена Левкиевская - ученый этнограф, и хотя книга читается легко, но в ней чувствуется академический подход. Например все время идет сравнение с мифологией других народов. Если и упоминается, что это "бабушка сказала", то есть даже упоминание где, в каком году и какая бабушка это говорила: в книге много цитат из этнографических исследований, проведенных, кстати, не так давно, в 80-х годах ХХ века. При этом многие рассказы местных жителей не о временах прошлых, а о том, что якобы видели они сами или их ближайшие знакомые. Суеверья особенно в сельской местности сильны и в наше время. В конце книги есть внушительный список использованной литературы, а в конце книги в послесловии, небольшой аналитический обзор исследований на тему белорусской мифологии. Книга хорошо структурирована. Ее можно читать и от и до, но можно затем использовать и как справочник, обращаясь к отдельным главам. Поскольку многое нам знакома из нашего мифологического фольклора и сказок, то информация воспринимается легко, и интересно сравнивать как у них, а как у нас, тем более, что часто на это сравнение делается акцент. На мой взгляд данное издание один из хороших примеров научно-популярной литературы на подобную тему: все научно, логично, насколько логика применима к мифологическому фольклору, при этом интересно, но без лирических фантазий автора. Теперь мне еще больше захотелось подобную книгу по польской мифологии.

(В коллаже я использовала иллюстрации не из этой книги, а рисунки на тему белорусской мифологии Валерия Славука)
#зимниесказки, #10книг

зимниесказки, 10книг, Беларусь, мифология, #зимниесказки, book, #10книг

Previous post Next post
Up