Когда мы говорим о русском чаепитии, то обычно представляем себе самовар, на нем пузатый фарфоровый чайник, и на столе расписные чашки и блюдца. Может быть даже кто-то вспомнит, что в старину чай пили, прихлебывая из блюдца. Я еще сама застала это, бабушка у меня так пила, да и я в раннем детстве тоже - так чай быстрее стынет. В своей книге о чае знаменитый русский историк и знаток кулинарии Вилдьям Васильевич Похлёбкин, которому сегодня исполнился бы 101 год пишет: "Пить чай также лучше всего из фарфоровой посуды. Стеклянная посуда (стаканы) теоретически столь же пригодна, но практически менее удобна для правильного чаепития, так как фактура стекла не даёт возможности оценить вкус чая в такой же степени, как нежная поверхность фарфора, которая вызывает положительную реакцию в органах осязания, смягчает температуру чая и тем самым усиливает наше общее благоприятное ощущение". Книгу Похлебкина о чае я стала листать в связи с тем что попался мне любопытный отрывок в произведении Н. Лейкина, который описывает несколько иную традицию, бытовавшую в России в конце XIX века. Процитирую фрагмент рассказа Питерский гость". По сюжету в деревню из Петербурга погостить приезжает богатый купец с супругой, сам он выходец из этой деревни. Местные жители всячески стараются ему угодить, в том числе, надеясь на подарки, но и в грязь лицом ударить не хочется. И вот такая сцена происходит во время первого утреннего чаепития по приезду гостей:
- Братец, Иван Тимофеич, да вы кушайте чайку-то еще чашечку, угощал крестьянин Иван Захаров Харлюзина. - Всего только четыре чашечки и выкушали.
- Нет, довольно… И так уж я… Довольно… В самую препорцию… отрицательно качал головою гость.
- Вы с медком… Медок самый свежий. С медком-то вы ведь всего только одну чашечку сокрушили.
- Не могу, Иван Захарыч… Спасибо.
- А вы вот со сливочками топлеными. Отличные сливочки, приставала к гостю жена Ивана Захарыча.
- Нет, уж, невестушка, и со сливочками увольте. Упарился.
- Иван Тимофеич у нас и дома в Петербурге больше двух стаканов не пьет, а тут ежели взять эти самые четыре чашки да слить их вместе, то больше двух стаканов будет, сообщала жена Харлюзина. - Он дома всегда из стаканов, а не из чашки…
- Так не желаете ли, братец, стакан? Может, из стакана-то вольготнее питься будет? крикнул Иван Захаров. - Ведь мы, дураки сиволапые, по-деревенски чашки-то подали, потому у нас все из чашек пьют. В чашках-то чай крепче кажет. Пьешь, пьешь его и все как будто крепкий, потому насквозь-то ведь не видать. Прикажете стакашек подать?
- Нет, нет, и из стакана пить не буду.
- Алена! Ты на следующие разы, как будешь собирать чай, так ставь Ивану Тимофеичу стакан! обратился Иван Захаровъ к жене. - Я и из ума вон, что по питерской моде образованный мужской пол завсегда из стаканов пьет. Уж вы простите ее, дуру-бабу, братец. В следующий раз безпременно стакан будет. Ну-с, чем же вас теперь угощать? До обеда еще далече.
Я поискала фотографии, и находится много снимков, где видно, что во время чаепития на столе стоят именно стаканы, иногда и у дам. Правда из найденных фото, многие сделаны во время дачных чаепитий. Возможно , что дачная жизнь тоже наложила отпечаток на традицию - вести стаканы за город проще, да и не так жаль.
Мне стало интересно найти объяснение этой традиции. И нашла ответ у того же Похлёбкина. Вон что он пишет:
Далеко не случайно, что распространение чайного напитка в Европе совпало с расцветом и расширением производства фарфоровой посуды для чая и даже вызвало изобретение чашек в 1730 году. До этого в течение почти двухсот лет кофе преспокойно пили из металлической посуды. Необходимость пить чай из фарфора вынудила вначале закупать у Китая редкую и чрезвычайно дорогостоящую чайную посуду, к тому же крайне неудобную для европейцев, ибо китайские чашки - гайвани, как и пиалы, сделанные по их типу, не имели ручек. Поэтому распространение чая в Европе вызвало необходимость создать удобную для европейцев фарфоровую посуду для питья чая. Так появилась европейская (венская - по месту изобретения) чашка, т.е. пиала с ручкой. Фарфоровую и фаянсовую посуду для чая широко употребляли и в России. Только начиная с конца XIX века с превращёнием чая в массовый, «трактирный» напиток стала всё более входить в употребление дешёвая стеклянная посуда - стаканы. Отсюда в мещанской и деревенской среде последовал вывод, что из стаканов должны пить обязательно мужчины - им-де, завсегдатаям трактиров, это привычнее, а пить чай из фаянсовой или фарфоровой чашки - привилегия женщин. Этот крайне нелепый пережиток, к сожалению, сохранился в некоторых семьях до наших дней.
(
Цитирую по тексту книги опубликованному тут)
Еще фото
#летниедни