На выставку, о которой расскажу, я попала случайно, скорее из любопытства. Была в музее "Артмуза", а он состоит из нескольких отдельных галерей, в каждой из которых - своя выставка. И после того, как посмотрела, что хотела, просто бродила по залам, заглянула и сюда. Название у выставки очень загадочное "Мифология оптимизма" , и представлены на ней картины художника Александра Грекова. Заглянула и не пожалела - картины как-то очень эмоционально зацепили. Многие картины посвящены технике, точнее даже не так. Все картины - это своеобразные портреты разнообразной техники, как в действии, так и в тот момент, когда она уже доживает свое на свалке.
Мне с детства казалось, что у машин, поездов есть что-то вроде морды или лица. Даже иногда кажется, что вот эта машина - девочка, а эта - парень. И характеры разные. Но это конечно только мой взгляд. И душа у техники есть. Отдельно выделю серию, посвященную электропоездам. И вот тут, на картинах, мне видится, что и художник рассматривает этих железных гигантов как нечто почти одушевленное. Стоят они, каждый погруженный в свои мысли. Каждому есть что вспомнить: одни исколесили полстраны, а кто-то каждый день катался по одном и тому же маршруту - только сезоны менялись, да добавлялось что-то или убавлялось в постройках вдоль дороги. Все как у людей. У большинства картин этой серии названия малоговорящие, например "Локомотив" , хотя одна из работ, например" имеет очень философский заголовок "Списан". И мне вдруг так жалко стало этот электровоз на картине.
Уже посмотрев картины, я прочитала вступительный стенд. Я так часто делаю на выставках. Сначала пытаюсь понято свое, а потом сравниваю с официальной версией. И в этот раз мы совпали. Позволю себе цитату :
"Художника привлекает не материальное бытие вещей, а их психологическая выразительность. Его произведения напряженно-интеллектуальны, подчинены мысли, взволнованному, острому чувству тоски.
Вглядываясь в полотна Александра Грекова, прислушиваясь к тому, о чем рассказывают индустриальные пейзажи заброшенных советских заводов или электрички и локомотивы как символы ушедшей советской эпохи, мы открываем в них подлинную глубину и разнообразие чувств, читаем размышления автора о мире и людях, о месте человека в окружающей его действительности XX века и сейчас.
Элементы покинутого индустриального пейзажа по-своему антропоморфны. Они хранят на себе печать некогда человеческой деятельности, они - живое воплощение его замыслов, его труда. Образ, возникающий перед нами, кажется отчужденно-мертвенным, но невраждебным человеку. Именно поэтому так обостренно, так открыто звучит в пейзаже интеллектуализма, даже своеобразного психологизма в изображении «вещей», в художественном претворении забытой техники в полотнах А. Грекова".
У меня многие картины действительно вызвали чувство ностальгии, вспомнилось детство, железные дороги в наших дачных поселках и т.п. И все эти железныемахины на картинах - действительно как доисторические существа , и вся выставка это какой-то мифологический уже соцреализм.
Выставка продлится до 11 августа, так что для желающих - есть время посетить. Кстати, вход свободный, и работает музей до 22.00. Находится на 13-й линии В.О.
"Списан"
Вт у этой картины нравится очень название "В глуши сна".
Одна из самых позитивных картин выставки "Хлеб"
"Первые дни тишины". Как выразительно и лакончино рассказано о днях мая 1945. И еще мне кажется, что на этой картине звучит беззвучный диалог между девушкой-шофером - и ее боевой подругой. (Мне кажется, что на картине машина полуторка).
Такие желтые "Икарусы"- тоже уже история.
#летниедни