Еще один пост для
moscow_i_ya с рассказом о здании, где я работала или работаю. На это раз речь пойдет о том здании, где я работаю сейчас. Оно не так широко известно, но история у него богатая. Я расскажу ее очень кратко, хотя у нас есть много интересных подробностей, мы собираем об этом здании материалы и экскурсия для гостей библиотеки с рассказом о здании - часть моей работы. К сожалению часть фото у меня на рабочем компе, поэтому придется использовать только те, что под рукой. Начну с того, как здание выглядело на стыке 19 и 20 веков после перестройки. На старой открытке ошибка. Это подворье называлось Благовещенским, по близлежащей церкви. Название как на открытке мне ни в одном документе не встречалось. Если сравнивать с современным видом здания, то оно мало чем изменилось. Но давайте все по порядку.
Некие постройки на месте этого здания обозначены уже на картах конца 18 века. Хотя в те годы такой плотной застройки тут не было. Рядом в середине 18 века была построена Благовещенская церковь. И при ней было небольшое кладбище. На нем были похоронены, например А. К. Нартов, механик и сподвижник Петра I, , ботаник и путешественник С. П. Крашенинников. Пишут, что судя по документам, прихожанами храма были В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Хоронили на кладбище в 1737-1754 годах, но знатных особ и позднее. Полнотсью кладбище исцезло в 1930 годы.
Благовещенская церковь. Вид с 7-ой линии.
В 20-х годах 19 века на месте современного здания появляется трехэтажный на погребах каменный дом купца 2-й гильдии Михаила Семеновича Бобкова. Дом добротный, не каждый домовладелец мог тогда таким похвастаться. Погреба - это название первого этажа или полуэтажа, они имели техническое назначение там никто не жил и в этажность они не входили. Необходимость таких погребов возникла из-за частых наводнений. Однако чуть позже (1828) Бобков вынужден продать часть своего имущества за долги. Там была какая-то сложная история с продажей, однако дом удалось таки продать, и владельцем его становиться Греко-униатская коллегия. Уже при коллегии в здании на третьем этаже появляется домовая церковь, освященная во имя Св. Николая. В 40-х годах коллегия была распущена, а ее имущество перешло уже православной церкви. Стали думать , гадать, как использовать полученную недвижимость. Была идея вокруг Благовещенской церкви построить монастырь. И здание, о котором я рассказываю, должно был стать его частью. Хотя в справочниках того времени уже даже числился тут монастырь, но не срослось. Прихожане храма по каким-то причинам выступили против. Свою гражданскую позицию они выражали так активно, что дело докатилось до императора. Во избежание скандала, император приказал монастырю выделить другое место - по официальной версии на Васильевском острове мало оказалось места. В имеющемся здании решено было организовать синодальное подворье - это была своего рода гостиница для церковных деятелей высокого ранга, приезжавших по делам в столицу. На втором этаже были жилые покои и бытовые помещения, а на третьем продолжила существовать домовая церковь, уже освященная на православный манер. Службы там часто проводили как раз высокопоставленные гости подворья, и для простых прихожан побывать на такой службе было очень почетно. Подозреваю, что попасть на нее можно было как-то по приглашению. А то желающих много, а помещение было небольшое. Около подворья был за забором небольшой садик. Кстати за зданием еще во времена купца на многих планах виден сад. Есть и упоминания о яблоневом саде. Кстати у нас во дворе растет очень старая яблоня, выше дома, кто знает, может она потомок тех самых яблонь.
К концу 19 века здание потребовало капитального ремонта и перестройки. Для этого приглашают известного строительного инженера Васили Антоновича Косякова. Он построил большое количество храмов по всей России, возможно, что это принесло ему много знакомств в церковных кругах, и выбрали именно его. Кроме того он в постройках придерживался стилистики древнего русского зодчества, византийской архитектуры, хотя при этом был весьма современен в выборе технических средств и материалов. Косков полностью перестраивает здание, разбирает его фасад и делает новый декор. Именно этот декор вы видите на первом фото.
Вот интересную картинку нашла на сайтt citywalls. Это иллюстрация из газеты "Петербургский листок" 1899 № 352 от 23дек. На рисунке нет части декора, однако хорошо видно, что над входом была колокольня. Вот теперь я ее разглядела, не первом фото я ее не увидела.
С тех пор исчезли и колокольня (сейчас там обычный кабинет), нет луковок с крестами и другого церковного декора. Не могу найти современное фото фасада, но есть фото 50-х годов.
И вот такой вид сверху
При Косякове появился еще один жило флигель с квартирами. В них жили чиновники, служащие в синоде. На фото выше как раз жилой флигель хорошо виден. Повел перестройки в здании было проведено электричество.
А вот, нашла фото фасада
Переделал он и интерьер здания. В частности полностью изменился вид домовой церкви. Чтобы увеличить пространство, архитектор убрал чердак. И появился чудесный потолок с балками.
Решетка балкона. Тут еще видна старая мебель, эти фото сделаны несколько лет назад.
Стены были когда-то расписаны фресками, из них сохранились только две.
Это Св. Григорий Двоеслов
Св. Николай перед импеhатором Константином (фото citywalls)
Мы редко бываем в жилой части дома, где и сейчас квартиры. Но вот что удалось обнаружить, когда я там однажды побывала. Вт это лично моей открытие в копилку истории дома. Это плитка с рекламой продвца кафеля на полу. Немецкая фирма Линднер часто использовала такой рекламный прием, оставляя где-нибудь в незаметном месте свою визитку, известны и другие такие плитки в других домах Петербурга.
В 1918 или 1919 году подворье и церковь были закрыты. В здании были разные конторы, архив и даже детский сад. А сейчас там управление библиотекой и отдел редких книг нашего вуза. Хдание охранется государством, поэтому мы лишнего гвоздя не можем вбить. В старинном здании рабтать интересно, но при этом есть своя спицифика, например непонятные сквозныки, вероятно связаные со старыми дымоводами от печей и т.п.
#жилабылаосень