Угадайте, что общего у этих двух фото.
ОК, не буду держать интригу - у них общий фотограф. Звали его Валерий Генде-Роте (1926-2000).
Валерий Генде-Роте очень известный фотограф, причем прославился прежде всего своими репортажными фото и портретами. (Несколько покажу ниже) Славу в 1961 году ему принес репортаж из Внуково, где он снимал встречу Юрия Гагарина. В его послужном списке много можно сказать эпохальных фото. Но есть в его портфолио и открытки. Их всего ничего, у меня в коллекции их 2, а в сети пока удалось найти фото еще одной. Когда я их увидела, я сразу зацепилась за них взглядом, уж больно необычные сюжеты фото-композиций были на этих новогодних поздравлениях. Точно история появления этих открыток мне пока не известна, но читая статьи о фотохудожнике удалось выяснить откуда ноги растут. Но все по порядку.
Родился 21 апреля 1926 года в семье известного деятеля компартии Альберта Эдуардовича Генде-Роте (1889-1938): поляк, комиссар Красной Армии, Член Коммунистической партии с 1905. Из рабочих. Участник 1-й мировой войны. С февраля 1918 в Красной Армии С 1923 на хозяйственной и советской работе. Арестован в 1939.
Но вернемся к герою поста. Он не был профессиональным фотографом. Работал в 50-е годы сначала чертежником, а затем и старшим техником проектно-конструкторской конторы треста "Центроэнергомонтаж". Уже тогда увлекался фотографией, но снимал большей частью только свою семью. Только в 33 года стал заниматься фотографией профессионально. Вот несколько его фотографий знаменитостей. Они скажут больше, чем много букв о том где, и как, и что.
Вручение Нобелевской премии Льву Ландау. 1962
Ван Клиберн с Белкой и Стрелкой. 1960
Вот этот кадр долгое время публиковали в кадрированом виде, убирая Хрущова. Сначала просто было непринято снимать его со спины, а затем и вообще лишний раз его фото не публиковали.
Эдита Пьеха
Еще можно много фото было бы добавить, но не буду.
Краткая творческая биография Валерия Генде-Роте:
1957-1959 - редактор отдела фотолюбителей журнала «Советское фото».
1959-1968 - редактор, фотокорреспондент иностранной редакции «Фотохроники ТАСС».
1968-1970 - фотокорреспондент журнала «Советская женщина».
1970-1972 - фотокорреспондент газеты «Неделя» (субботнее приложение к газете «Известия»).
1972-1990 - московский фотокорреспондент журнала «Freie Welt» (ГДР) - УПДК.
Что же открытки? Во-первых их покажу.
Вот такой у меня пока нет.
А вот эти две есть. Очень необычные сюжеты. Особенно мне нравятся тут роботы.
Что подтолкнуло выпустить эти открытки - сложно сказать, на момент их выхода он был уже востребованный мастер. Может быть выручал издательство, может еще что, да и от халтуры никто не отказывался. Но, хоть фотограф любил снимать людей, жанр макро композиции для художника оказался не чуждым.
Во время поиска по интернету попалось мнееще одно фото. Качество, увы только так. Явно из этой же серии. Я стала искать дальше.
1969 На обороте надпись фломастером «Мои игрушки» и подпись автора. Можно предположить, что матрешки тоже были в коллекции фотографа.
Оказалось, что еще одним увлечением фотографа были модели поездов, у него дома была огромная коллекция, как пишет его сын длинна макета железной дороги была длиной в 3 м 50 см и состояла из пяти секций. Он сам что-то мастерил, клеил и т.п. Из рассказа сына:
: "У отца был целый специальный набор инструментов, включая самодельный, зубоврачебный и сделанный на заказ умельцами из института Петра Капицы. А также разнообразные дрели, шлифовальные станки, шприцы; краски и «разбавители-закрепители», и… в общем, большое хозяйство для «золотых умелых рук". (Фото и цитаты взяты тут
http://www.gende-rote.ru/eng/gallery2/v/museum/hobby/)
И еще:"Домики надо было склеить, покрасить, сделать занавески, «посадить на подоконники цветочки» и провести в каждый дом освещение... Помню, было очень интересно наблюдать и принимать изредка посильное участие... А уж катать паровозики и машинки… здесь мы с котом по заинтересованности ничем друг от друга НЕ отличались… Это же всё ездило, дымило, гудело, освещалось, мигало разным светом и цветом, переключалось и НЕ сталкивалось! И фабрика работала, и фонтан - тоже".
Стенка с макетом железной дороги.
Стенка выполнена на заказ по чертежам отца из детской мебели и других «древесно-стружечных деталей» - в то время было трудно достать по доступной цене подходящий материал для данного «макетного сооружения».
А на этом фото запечатkена его коллекция вагончиков в одном кадре.
Еще немного о коллекции:
"Я впервые услышал об этом замечательном мастере от кого то из своих друзей коллекционеров наверное в конце 70х , рассказывали, что у него потрясающая коллекция моделей в масштабе 1:160 N (ширина колеи 9мм). По тем временам поражал не только размер коллекции, но и присутствие в ней "западных" моделей, при хорошей зарплате в 200 рублей в те годы, модель паровоза BR 50 фирмы Fleicshmann стоила, как тогда говорили с рук 250 рублей.
Он очень редко бывал на клубах коллекционеров, но его увлечение было известно всем и некоторым счастливчикам удалось увидеть его коллекцию в живую". (
Источник)
Возвращаясь к фотографиям , у фотохудожника были работы по съемке предметов. Например есть уникальные фото сокровищ алмазного фонда СССР.
Посмотрите, там такая красота! Больше фото тут.
http://www.gende-rote.ru/eng/gallery2/v/Diamond+Fund+of+the+USSR/ Или вот например
Пробовал он силы и в постановочных макрокомпозициях. Вот
тут можно посомтретьИногда он фотографировал коллекции разных мастеров и коллекционеров
Картина из часов. 1977
Одна из работ Геннадия Малофеева
Больше разных фото
тут . Эти машинки из часов мне сразу про робота на открытках напомнили. Но работы этого мастера фотографировались позже, впрочем, во-первых, робота мастер мог подарить и раньше, а может быть и просто идея похожая. Такого робота мог собрать и сам фотограф.
Посмотрев его фото и узнав о хобби появление таких необычных открыток для меня стало вполне понятным и логичным. Вот так тоже бывает, что хоть открыток по пальцам одной руки можно сосчитать, но они запоминающиеся и стильные.
#всемвесна, #10картин