10 любимых детских книжек - 7 "Хрустальные тайны"

Aug 27, 2022 20:12

Если до этого я все больше рассказывала про книги совсем детские, то эта книга подойдет скорее детишкам постарше. Впрочем, я читала ее еще до школы, мне она нравилась, и я много раз к ней возвращалась. Уверена была, что она у меня есть, но не могу найти :(, так что иллюстрации, увы, те, что нашла в сети, и большинство качества так себе. В книге рассказывается о профессии и искусстве стеклодувов. Книга эта во многом биографическая, в ее основу легла история известного советского стеклодува Бориса Алексеевича Еремина. Впрочем, когда я была ребенком я не воспринимала ее как совсем реальную историю, тем более в ней есть элементы сказки, например когда перед мальчиком появляется лесная волшебница. Да и начало книги, которое служит предысторией, тоже выглядит как сказка или легенда. В нем рассказывается о средневековых стеклодувах с острова Мурано. В детстве эта часть истории меня очень трогала, хотя была очень грустной.


А вторя, главная часть истории по стилю изложения напоминает чем-то сказ, поэтому очень хорошо и не занудно воспринимается детским мозгом. При этом в книге рассказывается много познавательных вещей о стекле, его изготовлении, о секретах мастеров и о тех опасностях и трудностях, с которыми приходится иметь дело. Текст книги легко находится в сети, я вот с большим удовольствием его перечитала сегодня. И на мой взгляд текст такой очень правильный по посылу и идеям. А на примере истории деревенского мальчика Бориски, который начал с того, что собирал осколки стекла у стеклодувного заводика и делал из них картинки, а закончил консультантом Эрмитажа по стеклу, рассказывается вся история стекольного дела в России начиная еще с крепостных времен. Автор конечно немного изменила некоторые факты биографии,  даже фамилию немного иначе написала в книге, но в целом история реальная.  Не думаю, что это было как-то осознанно в детсве, хотя просто впитывалось со страниц, а сейчас вот перечитала и поняла, что герой книги меня восхищает прежде всего пытливостью ума. Он не только мастер, который творит руками, он все время пытался отгадывать загадки, решал сложные задачи, оставленные мастерами прошлого.

Давайте посмотрим теперь на иллюстрации, те, немногие, что удалось найти в сети.  Картинки в книге очень хорошие, но на мой взгляд их немного мало. Хотя образы муранской посуда, стеклянных игрушек у меня в голове с тех пор сидят крепко. Ив муранское стекло я влюбилась тогда уже заочно.  Добавила в пост еще фото посуды, в том числе и фото работ мастера. Их немного не хватало в книге, впрочем, может и не надо их там было бы публиковать, чтобы не нарушать сказочную составляющую повествования. А сейчас я с удовольствием узнала уже более подробно о реальном мастере и его работах. Книга стала уже иначе восприниматься.




Книга судя по всему выходла дважды, в  похожих изданиях. У меня она была еще 70-х годов, помню ее с дошкольных лет. А было еще издание в начале 80-х.



Очень красивый форзац книги.  Изящные формы сосудов хорошо врезаются в память. Помню, что пробовала их срисовывать.  (Фото увы с какого-то букинистического аукциона)

А вот два фото посуды из эрмитажной коллекции. Их упрощенные копии легко можно найти на рисунке.







Героиня венецианской части истории. В детстве мне она казалась удивительно прекрасной и хрупкой. А какие изящные юноши вокруг.




А вот это очень интересный персонаж. Волшебная хозяйка леса Вёлия. Интересно, имя авторкниги сама придумала, а вот идея такого сказочного персонажа явно взята из местных рабочих быличек.
Вот цитата из книги про нее:

Узнаёшь ли меня? спросила певучим голосом красавица.
Да, - ответил Бориска. - Ты покровительница лесов, добрая волшебница Вёлия. По рассказам стариков узнал тебя. Ты награждаешь тех, кто приносит добро. Ты выводишь из чащоб заблудившихся. Ты раскрываешь лесные клады ищущим. Ты укрываешь в своих тайниках гонимых. Так рассказывают о тебе деды.
- Правильно сказывают, - подтвердила Велия.
- Но ты наказываешь жестоко тех, кто делает зло. Ты душишь их дымом и отравляешь ядами.
- Правильно сказывают.
Наверняка у стеклодувов есть свой фольклор, свои сказы. Интересно, кто-нибудь его записывал? Был у них свой Бажов? Было бы интересно.  Мне попадалась книга со сказами ткачей, почему бы не быть и тут такой. Мир стеклодувов таинственен. Мого есть места для фантазий. Хоть самой сочиняй :)))



Это хрустальный фонтан, который был изготовлен в 1938 г. для выставки в Нью-Йорке нашими стеклодувами. О его создании идет речь в книге.





А это его реальные фото.  Высота фонтана составляла 4 метра 25 см., диаметр чаши - 2,5 метра, а сделан он был из чистейшего хрусталя.

Вот что удалось найти о стеклодуве - прототипе героя книги. Многие факты упомянутые нижи нашли отражение в книге.

Ерёмин Борис Алексеевич - один из лучших стеклодувов страны. Родился в селе Николо-Пестровка в 1909 году, в семье потомственного рабочего-стеклодува Алексея Ивановича Еремина (1864-январь 1943 гг.). С 14 лет на заводе, ученик М.С. Вертузаева.
Борис Алексеевич выполнял индивидуальные заказы художников - Ростовцевой Нины Николаевны, Якобсон Адель Яковлевны, Мухиной Веры Игнатьевны. В 1946 г. начал работать в экспериментальном цехе, а в 1948 г. Ерёмин переехал в г. Ленинград и стал трудится на Ленинградском заводе художественного стекла.
В 1972 г. участвовал в реставрации дома-музея Петра Первого в г. Ленинграде, в отделке Ленинградского метро (ст. Автово). Люстры этой станции сделаны лично мастером Ереминым Б.А.
Неоднократно выставлялся в Ленинградских музеях и выставочных залах. В 1967 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени. На выставках ВДНХ был удостоен Золотой и серебряной медалями «За высокохудожественный уровень изделий». В коллекции Никольского музея стекла и хрусталя можно увидеть много удивительных работ Бориса Алексеевича, к примеру, изделия, выполненные с помощью такого красителя, как селен. (Источник)

И еще
Ровно 109 лет назад в семье потомственных стеклодувов родился Борис Алексеевич Еремин. Он был племянником и учеником прославленного мастера стекольного завода - Михаила Сергеевича Вертузаева. И тот, и другой участвовали в изготовлении стеклянного стола к 60-летию И. В. Сталина, хрустального сервиза для Советского Правительства по эскизу В. И. Мухиной, а также вазы-фонтана для Нью-Йоркской выставки 1939 года. В 1948 году Бориса Алексеевича пригласили в Ленинград на будущий завод художественного стекла. По эскизу художницы Анны Липской мастер изготовил вазу «Победа», которая хранится в Третьяковской галерее.

Нашелся даже видеосюжет о нем

image Click to view



Вот несколько работ мастера. К сожалению очень мало, наверное у многих не указано авторство














Больше можно увидеть тут





Такие елки в стекле никто, кроме этого мастера не делал.




Эта ваза Бориса Еремина вошла в учебники по технологии изготовления стеклянных изделий.

И еще поделюсь ссылкой на фото-экскурсию по музею завода, где начинал Еремин. Там много красоты и уникальных вещей.
https://www.penza-press.ru/lenta-novostey/142007/ekskursiya-po-nikolskomu-muzeyu-hrustalya-i-stekolnomu-zavodu.-specproekt?mobile=no
#летовместе, #10книг

10книг, летовместе, #летовместе, посуда, book, #10книг

Previous post Next post
Up