В заголовок поста сегодня я вынесла не название картины Это название мероприятия, с которым будут связаны те картины, о которых планирую рассказать. Да, сегодня у меня в посте сразу несколько картин, но целесообразно рассказывать о них вместе. Поскольку это серия портретов. Началось все вот с этой картины. Она с первого взгляда меня заинтриговала. Но найти информацию кроме названия и художника оказалось не так просто. Английское название картины Kazimierz Stabrowski - Portrait of Bronisław Brykner in fanciful costume. Начала поиски с информации о художнике картины. Ее оказалось не так уж и много. Художник, не смотря на свою популярность в начал ХХ века сейчас несколько забыт, это связано с тем, что в результате войн в начале прошлого века многие его работы утрачены.
Kazimierz Stabrowski - Portrait of Bronisław Brykner in fanciful costume / Казимеж Стабровский. Потрет Вронислава Брикнера в фантастическом костюме.
С рассказа о художнике я свой рассказ и начну. И так Kazimierz Stabrowski (21.11.1869-10.06.1929).
Художник, активно работающий в Петербурге и Варшаве, представляющий движения символизма и модерна в искусстве Молодой Польши. Родился в 1869 году в Кругланах близ Новогрудека в Вильнюсской области, умер в 1929 году в Гарволине.
Родился в Вильнюсе в семье землевладельца, с 1880 по 1887 год учился в Реальном училище в Белостоке. Он получил художественное образование в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где с 1887 по 1894 год посещал мастерскую П. П. Чистякова. Его усердие в учебе, а также проявление таланта были вознаграждены многими медалями. В 1893 году он совершил учебную поездку на Восток, в Бейрут и Палестину, посетив по пути Одессу, Константинополь, Грецию и Египет. В своей памяти и альбомах для зарисовок он сохранил красоту и экзотику ближневосточных пейзажей. В поездке он собирал материал для того, что бы использовать эти исторические реалии в своей дипломной работе "Магомет в пустыне" ("Побег из Мекки"). В 1894 году он отправился в Германию. По возвращении, с 1895 по 1897 год учился у Ильи Рипина. В знак признания его технического мастерства и художественных достижений Стабровский был назначен членом жюри выставок, организуемых Санкт-Петербургской академией. Он приобрел неоспоримую репутацию создателя исторических картин, тема, которая ценится наиболее высоко в иерархии академических жанров. Он также активно выступал в качестве художественного критика.
С 1897 по 1898 год учился в Академии Жюлиана в Праге, в то время он посещал мастерские двух выдающихся ученых, Бенджамина Констана и Жан-Поля Лоренса. По возвращении в Санкт-Петербург он регулярно участвовал в весенних выставках, проводимых в академии. В 1900 году он принял участие во Всемирной выставке в Париже, где получил серебряную медаль за картину "Тишина сельской местности". Его работы также были представлены на международных выставках в Мюнхене (1901) и Венеции (1903). Картина Стабровского "Белая ночь в Петербурге" была приобретена для коллекции Новой пинакотеки в Мюнхене, а пейзаж "Сумерки в Лазенках" был включен в коллекцию Венецианской галереи современного искусства.
В 1902 году обвенчался с ученицей скульптурного отделения Академии художеств Юлией Янишевской (1869―1941). Им написано несколько портретов Юлии.
В 1902 году художник вступил в Общество польских художников "Sztuka" ("Искусство"), элитную группу выдающихся польских художников. Стабровски выставлял свои работы на многих их выставках. В 1903 году он поселился в Варшаве, занявшись преподавательской деятельностью и организацией художественной сцены. Он сыграл важную роль в закладке фундамента Варшавской школы изящных искусств, которая была открыта 19 марта 1904 года. Стабровский занимал пост директора школы до 1909 года.
С начала 1900-х Стабровски стремится создать в Варшаве настоящую Школу изящных искусств. Идея родилась в 1900 году, и с тех пор велись поиски спонсоров и улаживались формальности. Соответствующий закон был принят в 1902 году, но открытие школы пришлось отложить до марта 1904 года. Стабровский стал ее первым директором. Так получилось, что первоначально среди профессоров преобладали выпускники петербургской академии - кроме Стабровского, это были Конрад Кржижановский и Фердинанд Рущиц. Состав дополнили Ксавери Дуниковски и Кароль Тихи. Все они были молодого возраста: от 28 до 34 лет. Школа была очень современной. Это выражалось, в частности, в учебной программе, включавшей обязательные занятия по прикладному искусству, причем с самого начала в школу принимали женщин, составлявших большой процент учениц. Самое главное, по предположению профессорско-преподавательского состава, было уважение к творческому индивидуализму студентов. Последнее не понравилось многим критикам школы.
Художник перестал быть директором школы изобразительных искусств в 1909 году. По воспоминаниям Людмилы Трояновской, "...Стабровский, достойный величайшего уважения к своему прекрасному характеру, оказался совершенно неспособным как профессор и педагог. При этом уже тогда он начал погружаться и больше в мистицизм; так модны были тогда спиритические сеансы, вызывание духов, гипнотизм и т. его больше интересовали, чем все остальные ... для учеников Стабровский был скорее, по слухам, вреден " . Это мнение кажется довольно обидным для художника, который приложил много усилий в борьбе за выживание колледжа и в результате вступил в конфликт с Комитетом по попечительству. По-видимому, особая напряженность существовала в отношениях с Морисом Замойским, занимавшим пост председателя комитета. Способствовала этому и неприязнь той части Варшавской среды, которая криво смотрела на приезжих из Петербурга.
С 1909 по 1913 год он много путешествовал; он посетил Францию, Германию, Швецию, Испанию, Италию и Канарские острова. Летние месяцы он проводил в Длужнево, Латвия.
Казимеж Стабровский со своей картиной «Цветение роз». Открытие выставки художника в Познани в 1927 году.
Период Первой мировой войны Яроцкий провел в Санкт-Петербурге. В 1915 году там состоялась большая монографическая выставка его работ, а в 1916 году в Москве состоялась еще одна перекрестная презентация его творчества. Обе выставки широко обсуждались российскими критиками. В то время художник поддерживал контакты с членами Общества имени А. И. Куинджи. В 1918 году он вернулся в Варшаву. В 1920-х годах он искал мотивы живописи во время своих поездок в Грецию, Турцию, Марокко, Боснию, Швецию и Норвегию. В 1922 году он стал одним из основателей художественной группы Sursum Corda.
В начале творчества его стилистика определялась академическими традициями. Однако между 1900 и 1914 годами художник разработал свой собственный узнаваемый стиль, заметный в его портретах, фантастически-символических композициях и пейзажах. Он стал одним из выдающихся представителей искусства начала 20 века, представляя живопись декоративного стиля, родственного венскому сецессиону и парижскому модерну. Стабровский ассимилировал и адаптировал свои впечатления от европейских путешествий, создавая сказочные видения и тщательно расставленные портреты в интерьерах Некоторые идеи связывали его искусство с образами и условностями русской группы "Мир искусства".
Венец творчества Стабровского, серия картин под названием "Шествие бури", созданная между 1907 и 1910 годами, была утеряна во время революции, в Алупке. В конце своего пребывания в России художник углубил свой интерес к оккультизму, теософии и антропософии, что нашло выражение в фантастических и мистических композициях, которые он писал.
Похоронен на кладбище Старые Повонзки в Варшаве.
Я целеоправленно не стала тут выкладывать работы художника, не связаные с основной темой поста, лучше будет сделтаь отдельную подборку позже.
Надеюсь, что не очень утомила биографией художника. А теперь вернемся к истории картины в начале поста. Хотя художник увлекался вскими оккультными вещами, а картина выглядит довольно фантастично, за этой картиной лежит вполне реальная история.
Как отмечалось выше, Стабровский некоторое время занимал пост директора Варшавской школы изящных искусств.
Фотография профессоров и студентов Школы изящных искусств
в Варшаве в 1904 г.
Стабровский (фрагмент вверху) сидит в центре, Чюрленис (фрагмент внизу) на фото
выше и немного правее Стабровского. Чюрленис не имеет к нашей истории отношения, но раз уж он выделен на фото, то почему бы и не отметить его учебу в школе.
В начале ХХ века в Варшаве были весьма популярны различные маскарады и карнавалы, проводимые перед началом Великого поста. В феврале 1908 года варшавская пресса с большим интересом следила за деятельностью студентов Училища изящных искусств, подготовивших мероприятие, разрекламированное как бал «Молодое искусство».
Цель была высокая - доходы от билетов (вход 3 рубля, ложи 50 рублей) должны были покрыть плату за обучение малообеспеченных студентов. Училище изящных искусств с самого начала, то есть с 1904 года, боролось с финансовыми проблемами, и балы с платным входом были одним из способов поправить бюджет. Студенты имели опыт организации подобных мероприятий, они устраивали костюмированные игры в меньшем масштабе с первого года обучения, например, во время живописных пленэров. В январе 1908 года они организовали открытый для публики "бал салфеток" / "bal bibułkowy". Как следует из названия, использованные декоративные материалы были недорогими, но посетители были впечатлены. Возможно, этот успех подтолкнул студентов к подготовке чего-то более масштабного.
Бал «Молодое искусство» был назначен на последнюю субботу карнавала, 29 февраля 1908 года. Из-за нехватки места в здании школы было принято решение арендовать помещение в Варшавской филармонии. 19 февраля «Новая газета» сообщила, что:
«Подготовка к балу ведется очень энергично, с большим усердием и трудом со стороны учеников школы и принимающей стороны. Филармония готовит серию художественных сюрпризов».
В свою очередь «Курьер Варшавски» сообщил, что:
«Чрезвычайно красивые и артистичные блокноты (?) / пригласительные билеты * для бала «Молодое искусство» подготовили учащиеся Варшавской школы изящных искусств. Выполненные на них рисунки литографированы в спокойных и изысканных формах, они создают прекрасное художественное целое и будут приятным сувениром для участников бала».
* тут использовано слово artystyczne karnety
После таких объявлений неудивительно, что 29 февраля в "Гонеце Поранном" ("Утреннем гонце") писали: «Все билеты уже проданы в номерную галерею и в ложи […]» . Итоговая посещаемость была более чем удовлетворительной - на бал «сходила [...] вся Варшава, целый месяц взволнованная известием, циркулировавшим о волшебстве этого бала» , и «Среди нескольких тысяч человек […] вы можете почувствовать удивление от приятного сюрприза». «Новая газета» уточнила, что в филармонии веселились около трех тысяч человек.
В одном из аннотаций бала «Молодого Искусства» было написано, что: «[...] была первая по-настоящему художественная забава в Варшаве, это была работа талантов, произведение искусства». Что отличало мероприятие, так это, конечно, декорации, над которыми студенты работали с большим энтузиазмом: «Около 100 молодых людей обоего пола резали, резали, клеили, вырезали, царапали подвижные лестницы до самого потолка комнаты» . Среди наиболее вовлеченных в работу были Михал Боручинский, Тадеуш Прушковский, Ванда Голембёвска и Эдмунд Бутримович. Благодаря их усилиям:
«Здание филармонии сменило серьезное одеяние на тунику кокетливой и красивой танцовщицы. Приглушенный красивыми витражами, электрический свет отбрасывал на комнаты тайный манящий полумрак, слегка тронутый радужными фарами».
Украшение состояло из: «Красивых витражей, замечательных скульптур, забавных фресок [...]» и «[...] шаров, пауков *(подвесных ажурных украшений), характерных фризов». Все эти чудеса делались поистине по-студенчески, то есть по дешевке, «[...] с помощью: японской папиросной бумаги, бечевки и проволоки».
Аналогичным методом были изготовлены красочные костюмы студентов:
«[…] молодые люди делали костюмы по своим представлениям и на собственные средства, чаще всего из разноцветной папиросной бумаги, купленной в еврейских ларьках в Баньо» - вспоминал Боручинский годы спустя.
Сюжеты были разнообразны, но среди них можно выделить немало популярных в искусстве эпохи модерна мотивов, таких как воплощение стихии, нимфы, Саломеи, фавна, злого духа или Весны с картины Боттичелли.
Во время бала гости могли любоваться костюмами во всем великолепии во время шествий и постановки живых картин. За лучшие костюмы было вручено более десятка призов, большую часть из которых выиграла студентка-скульптор Сара Липска (Sara Lipska).
Сара Липска в центре на этом фрагменте общего фото.
Главный приз выиграл костюм, разработанный Фердинандом Рущицем (Ferdynand Ruszczyc) - одним из соучредителей и до 1907 года профессором школы - для актрисы Ванды Малиновской (Остервиной). Пресса осторожно не упомянула о том, что женщина выдавала себя за Ангела Революции, что было своего рода комментарием сложившейся политической ситуации.
Ванда Малиновска-Остервина в костюме 2Революции" / Wanda Malinowska-Osterwina w kostiumie Rewolucji, z balu „Młodej Sztuki”
Среди хора восхищения внешним видом зала и участниками игры выделялся только корреспондент «Свят», подписанный инициалами З.Б., который не нашел в декорациях «[...] ничего нового в идее, как будто можно было ожидать [...]», и жаловался на «отсутствие совершенно вдохновения» .
Стабровский, как директор школы не могу пройти мимо такого заметного события. Идеи студентов вдохновили его, и написал несколько портретов по мотивам этих костюмов. Под кистью Стабровского папиросная бумага превращалась в благородные ткани, а студенты - в сказочных героев. До наших дней сохранилось 4 картины из этой серии. Как вы уже, наверное, догадались, первая картина в посте - одна из них.
На ней изображен художник Бронислав Брыкнер (1884 - 1969) в роли злого духа. О Брыкнере удалось найти не так много информации:
Польский художник и реставратор, исполнитель многих оригинальных церковных полихромов.
Профессор Бронислав Брыкнер с фигурой, покрытой светящейся краской. Он был не только художником, но и знал химию и участвовал в исследованиях таких красок.
С 1925 года вел собственную студию в Варшаве. Вице-президент варшавской группы художественной „Стимул", основатель и президент краковского округа „Стимул", председатель Колеса Клуба Marynistów, Лиги Друзей Солдата и Лиги Обороны Страны при Союзе Польских Художников наградами и odznaczany в связи со своей деятельностью, художественную и социальную. В 1929 году он спроектировал и выполнил полихромию в приходской церкви в Кольбеле. Он специализировался на пейзажной живописи, охотно отдавая прелести малопольских городов.
Самая известная картина из этой серии "Павлин".
Павлин (Перед витражом) - Портрет Зофьи Якимович Боручинскей / Paw - portret Zofii z Jakimowiczów Borucińskiej, 1908
Фото Зофьи в маскарадном костюме павлина
Павлин был одним из популярных символов эпохи модерна. Многие художник использовали его образ в своих работах.
Вот например
Edward Okuń / Эдуард Окунь, Весеннее опьянение, около 1906 г. картина утеряна (Надо про этого
Или вот еще одна картина Стабровского
Несколько слов о девушке, которая изображена на картине
Зофья Анастасия Якимович родилась в 1883 году в Варшаве, в семье Константина Якимовича и Катажины, урожденной Реймонт. Брат ее матери был не кем иным, как самим Владиславом Станиславом Реймонтом. Упоминания о Зосе и Сильвусе (Константие Сильвине Якимовиче - старшем брате художницы) можно найти в письмах, которые лауреат Нобелевской премии (Нобелевская премия по литературе 1924 г.) посылал своей сестре.
Отчет Варшавской школы искусств за 1904-1907 годы показывает, что она начала учебу в 1905/1906 учебном году и продолжила ее в следующем. Она была одной из многих студенток, воспользовавшихся тем, что тут обучение было совместным (для сравнения, в Кракове женщинам официально разрешили учиться только с 1920 года) - в первые годы существования школы женщины составляли более половины учащихся. Зофья, вероятно, участвовала в подготовке бала , в пресс-релизах фигурирует как одна из его 175 хозяек. Она вышла замуж за друга из шолы искусств, вышеупомянутого Михала Боручинского (1885-1976). В 1911 году она родила дочь Ханну. Зофья умерла в 1969 году и была похоронена в фамильном склепе в Повонзках.
Зофья Боручинская, по-видимому, разделила судьбу многих женщин своей эпохи и почти полностью исчезла в тени более известных мужчин вокруг нее.
Посмотрим на оставшиеся два портрета.
История волн - портрет Эмилии Аушпитц / Opowieść fal Portret Emilii Auszpitzówny | 1910
К сожалению о девушке, изображенной на портрете ничего не удалось отыскать. Но картина интересна сама по себе. Она очень декоративная и изящна, а образ чем-то перекликается с некоторыми работами Врубеля. Пожалуй, это моя любимая работа из этой серии.
И последняя из картин
Królewna magicznego kryształu - Королевна магического кристалла. Портрет Зофьи Плевницкой
Zofia Plewińska-Smidowiczowa (1888-1944)
Она училась в Школе изящных искусств в Варшаве. В 1911 году она уехала в Париж, вернувшись в страну через год .
Во время Первой мировой войны принимала участие в борьбе за независимость . В мужском обличье, используя имя Лешека Помяновского, она вступила в Польские легионы, затем отправилась на фронт и выполняла разведывательные задачи. Хотя другие солдаты догадывались, кем на самом деле была Плевинская, ее дальнейшее участие в армии было остановлено только ухудшающимся здоровьем. Несмотря на протесты, она была отправлена в госпиталь и присоединилась к деятельности Польской военной организации.
В живописи использовала преимущественно технику акварели и масла, а также рисовала, оформляла витражи, занималась цветной литографией и росписью по стеклу .Ее творчеству была свойственна стилистика модерна . Основным источником вдохновения для нее были сказки и легенды, хотя она создавала и патриотические произведения или рисунки из жизни военных. Ее работы часто экспонировались.
«Ее сильная индивидуальность основана главным образом на ощущении духа польских сказок. Выражение ее работ заключено в настроении, полном концентрации и простоты». (Путеводитель по выставке Общества поощрения изящных искусств, № II, Варшава, 1925, стр. 8) "Jej silna indywidualność opiera się głównie na odczuciu ducha baśni polskiej. Wyraz jej twórczości zamyka się w nastroju pełnym skupienia i prostoty". (Przewodnik po Wystawie Towarzystwa Zachęty Sztuk Pięknych, No II, Warszawa, 1925, s. 8)
Несколько ее картин:
"Зеркальце"
"Пастушка белых медведей" . В сети не нашла ни одной фотографии художницы, однако эта картина в Википедии стоит на месте авторского фото, так что могу предположить, что это ее автопортрет.
Кроме живописи, занималась иллюстрированием книг, в том числе и детских.
После начала Второй мировой войны она стала заниматься подпольной деятельностью; она погибла во время Варшавского восстания.
Большая часть ее творчества была потеряна во время войны.
Вот то, что удалось найти о картинах и тех, кто на них нарисован.
Интересные материалы по теме, в которых я нашла бОльшую часть информации
Kazimierz Stabrowski „Paw” (польск.)
Kazimierz Stabrowski биография (англ.) Kazimierz Stabrowski. Niedoceniony czarodziej sztuki polskiej Kazimierz Stabrowski’s Esoteric Dimensions Theosophy, Art, and the Vision of Femininity #моявесна, #10картин