Немного мистическая полицейская байка из истории Санкт-Петербурга

Mar 10, 2022 21:43

Расскажу вам одну полицейскую историю из прошлого, которая могла бы лечь в основу даже какого-нибудь фильма. Давно хочется поделится ей. Прочла о ней в книге Аркадия Францевича Кошко "Воспоминания русского Шерлока Холмса : Очерки уголовного мира царской России".
О книге я писала как-то в домарафонские времена. Поэтому кому интересно, то читайте старый пост, тут только скажу, что автор книги был криминалистом и сыщиком, Начальником Московской сыскной полиции, позднее делопроизводителем Департамента полиции Российской империи. В своих мемуарах он поделился наиболее интересными делами, многие он расследовал сам, а вот о истории, которую я вам расскажу, он только слышал от коллег. К сожалению в тексте нет конкретных фамилий и точной даты, поэтому сложно попытаться искать о ней что-то в старой прессе. Поэтому поверим сыщику на слово.

Дело было в 90-х годах позапрошлого века в Санкт-Петербурге. Относительно спокойную жизнь столицы всколыхнуло ужасное преступление. На чердаке одного из домов на Среднем проспекте Васильевского острова было найдено тело изнасилованной и задушенной потом 14-летней девочки. Дело наделало много шуму, вся криминальная полиция была поднята на поиски злодея. Но результата не было. Однако в обществе продолжали эту историю обсуждать, она затронула многих. И один из художников даже написал картину, в которой он нарисовал момент, как убийца покидает место преступления. Он изобразил его в виде уродливого горбуна, почти монстра: "особенно поражало выражение его уродливого и отталкивающего лица; огромный рот, клинообразная рыжая борода, маленькие злые глазки, оттопыренные уши". Картина вышла блестящей, удостоилась академической премии и была затем выставлена у Дациаро.
"Картина эта у Дациаро появилась месяцев через шесть со дня самого убийства. И вот однажды среди толпы, глазеющей на нее, раздался крик, и какой-то мужчина, упав ничком на землю, забился в судорогах. Подошедшие к нему на помощь был и удивлены его разительным сходством с героем картины - тот же отвратительный горбун! " Горбуна отнесли в ближайшую аптеку, там ему оказали необходимую помощь. После того, как он пришел в себя, он попросил отвести его в полицию, где дал признательные показания в этом убийстве.
Вина была доказана, но полицию заинтересовал художник. Возникли подозрения, что он скрывал информацию об убийстве, а может был сообщником. На тот момент, художник путешествовал по Италии. Пришлось ждать его возвращения. Начальник Петербургской сыскной полиции Чулицкий (вероятно Михаил Флорович Чулицкий) долго ломал голову. С одной стороны, художник точно изобразил и место и жертву, и преступника, но из показаний и поведения горбуна выходило, то, что тот не был знаком с художником. Ведь картина вызвала у него мистический ужас: как кто-то мог там присутствовать?
Когда художник вернулся, оказалось что мистики, можно сказать и нет, хотя внутренняя интуиция в нужный момент что-то подсказала художнику.
Вот как было дело. После случившегося убийства, которое произвело на него громадное впечатление, он решил написать картину. Побывал в морге, на месте преступления, но долго не мог найти подходящий типаж, чтобы передать то, каким он видел убийцу. Однажды гуляя по Васильевскому острову, он увидел уродливого горбуна, который показался ему подходящим на роль модели. Он последовал за ним в чайную, из разговора с хозяином чайной, оказалось, что горбун там часто бывает. И художник стал туда заходить и тайно рисовать с него наброски. Вот так его художественное чуть помогло случайно раскрыть такое шумное дело.

В дополнение
Судя по всему речь идет о магазниах-галереях Дациаро (Дацциаро).
Магазин (описание московского магазина) был устроен на южный манер: огромные витрины, куда ежедневно выставлялись новинки. В магазине было всё для всех - от гимназиста до коллекционера. Продавали художественные репродукции, картины, открытки собственного производства, эстампы и гравюры, принадлежности для черчения, рамы". Владелец - Александр Иосифович Дациаро был инициатором создания в Москве ИБО. Жил он в Сандуновском переулке. (Источник).



Фото витрин московского магазина. Тут становиться понятно, что горбун мог просто как зевака стоять у витрины. Когда я читала историю, то думала, что речь идет о какой-то выставке и удивлялась, как там мог оказаться такой тип.



Впрочем, вот еще информация уже о Петербурге : В конце 1890-х - начале 1900-х общество [Итальянское благотворительное общество] располагалось на Екатерининском канале, 113 и на Невском пр., 1 (в этом доме располагался художественный магазин семьи Дациаро). Сейчас на этом месте другое здание. Фото начала 1900-х



Дациаро Иосиф Христофорович (1806-1865)
Фирма Дациаро существовала в Москве и Петербурге с 1830 г. Она была основана купцом второй гильдии итальянцем Джузеппе Дациаро (в России его имя было Иосиф Христофорович). Он владел литографической мастерской (1832-1839), магазинами в двух русских столицах и Париже. Более всего фирма Дациаро прославилась изданиями видовой графики, которая выпускала литографированные виды двух русских столиц. Уже в начале своего существования фирма стала лучшей в своей области за счет высочайшего качества литографии и печати. К началу 1830-х годов Дациар, будучи уже купцом 2-й гильдии, занимался в Москве продажей работ и имел два магазина на Лубянке и Кузнецком мосту. В 1849 году стал владельцем магазина в Петербурге на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, а вскоре вывеска с его именем появилась и на Итальянском бульваре, в одном из самых престижных мест Парижа.
Такой фирма оставалась и в последующие годы, приобретя высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества. После 1839 г. продукция Дациаро печаталась в мастерских К.Поля (Петербург), Ж. Лемерсье (Париж) и др. Наследники И.Х. Дациаро занимались в основном торговлей эстампами, их магазин в Москве просуществовал до начала ХХ в. (Источник)

Санкт-Петербург, book

Previous post Next post
Up