У многих из нас есть любимая фарфоровая или фаянсовая посуда в доме. Но, увы, никакая чашка не застрахована от того, что она не разобьется. Если так случилось, можно ее сразу выбросить. Но часто бывает так, что чашка чем-то особенно дорога, например это чашка оставшаяся от бабушки или напоминающая о каком-то событии. Использовать битую посуду, даже если на ней небольшие сколы не очень хорошо, но можно ей найти применение. Путь она уже не будет использоваться по прямому назначению, но она превратиться в арт-объект. В конечном итоге, даже черепок от посуды по своему прекрасен. Вспомните, как в детстве делали секретики в земле, и часто одной из ценностей этого клада были именно красивые стекляшки и черепки, если удавалось найти.
И так, что предлагают нам разные художник. Например изготовить что-то в стиле тренкадис или использовать кинцуги. Что значат эти таинственные слова?
1. Из черепков посуды делаем мозаику.
Такая мозаика называется trencadís / тренкадис. В переводе с каталонского это переводится как ломкий. Есть еще название pique assiette. Не буду утверждать, что изобрел, но сделал популярной такую мозаику Антонио Гауди, он придумал использовать черепки плитки для того, чтобы выложить мозаикой изогнутые поверхности. Осуществил работу его помощник Жузеп Жужол. Для мозаик Гауди использовал битую плитку с местных керамических фабрик, но кроме того, рабочим, которые были заняты на стройке, вменялось собирать разные осколки посуды, черепки и т.п.
Сейчас подобная техника широко используется разными мастерами. Из нее изготавливают как какие-то абстрактные композиции, которыми можно, например, украсить стену
Такой декор подойдет для построек на дачном участке, место около печки или камина. Иногда так украшают стены в кафе и т.п.
Но можно делать и каки-то сюжетные небольшие картины. Вот например работы бразильской художницы Solange Piffer
https://www.instagram.com/solangepiffermosaicos/ А вот тут немого иная идея, когда она использует для композиций большие части посуды
Подобная техника, относящаяся к так называемы мусорным мозаикам, сейчас очень популярна. Есть много примеров. Для крепления деталей в небольших работах подойдет клей типа "жидкие гвозди", а вот если что-то большое и для улицы делать, то лучше брать клей для плитки. Уголки осколков стоит сгладить шлифовальной насадкой на дрель.
Сейчас модной стала бижутерия из осколков.
Здесь можно почитать интервью с одной из художниц, которые работают в такой технике Практический совет по изготовлению подобных украшений можно найти вот
тут 2. Скульптуры из черепков.
Выделю работы нидерландского художника Bouke de Vries в отдельный пункт. Это дизайнер из черепков создает скульптуры. Чтобы сделать такое, конечно надо обладать и талантом и мастерством.
Интересная идея создать вазу для тюльпанов.
На головах бронзовых скульптур осколки старинного дельфтского фарфора из находок археологов.
А вот чудесная треуголка, украшенная клеймами мейсенского фарфора
И еще одна очень интересная идея этого художника. Он просто берет стеклянные сосуды схожие с формой старого сосуда и в них красиво складывает осколки. Стеклянныее сосуды он, видимо, заказывает специально. Мне кажется, что это интересная идея для демонстрации каки-то черепков от ценной старинной посуды, которую уже сложно отреставрировать.
Больше всякой красоты можно посмотреть в инстаграм художника. Очень рекомендую. 3. Кинцуги или Искусство «золотого шва».
В Японии считается что у вещей тоже есть подобие души. А всякие сколы и трещины - часть истории вещи, которая становиться только еще более индивидуальной. Но как всегда, японцы все умеют довести до совершенства. По легенде техника кинцуги появилась в конце XV века, когда у императора разбилась любимая чашка. Ее отдали китайским мастерам, те скрепили осколки скобами, но императору это не понравилось. Тогда задело взялись японцы, они склеили осколки специальным лаком. Склеивают осколки при помощи urushi - густого и вязкого сока лакового дерева. В клей добавляют золотой или серебряный порошок. Таким образом лак не только не скрывает шов, а его подчеркивает. А использование дорогих металлов добавляет ценность вещи.
Для такой техники подходит только посуда из пористого материала, например фарфора. Со стеклом такой номер не пройдет.
Фрагмент интервью Константина Корнилова, специалиста-практика по кинцуги.
Целиком оно вот тут, там есть и подробное описание техники, которая достаточно сложна. Лак уруси, которым склеивают фарфор, распадается при 100 градусах Цельсия и выше. Если ты не пьешь чай кипящим, чашка может служить годами. Если она и разобьется, то не по старым швам. «Любая керамика раскалывается там, где есть неоднородность - пузырек, например, - говорит эксперт. - В ходе кинцуги эти места закрывают лаком, и шов становится таким же прочным, как нетронутый фарфор. В следующий раз при ударе трещина пойдет по какой-то другой неоднородности».
Подобную технику использовать стали и современные дизайнеры, не только из Японии. На выставке Maison&Objet, проходившей в Париже, итальянский дизайнер Marcantonio представил целый сервиз в этой технике, правда совмещал он куски разной посуды.
4. Используем посуду в качестве модели для натюрморта.
Если мозаика и т.п. - не ваше, но вы любите рисовать, то посуду интересной формы, но с небольшими утерями, сколами и трещинками можно использовать для рисования натюрмортов. Так например у известной художницы Марии Павловой дома целая коллекция именно такой некондиционной посуды. Некоторые фирмы иногда даже продают специально для художников посуду с браком или небольшим боем. Мария у себя в сториз часто показывает такие покупки. Не буду утверждать, что на фото ниже именно посуда с утерями, но очень может быть, просто напомню работы художницы.
Кстати, для тех, кто делает фото натюрморты посуда с небольшими огрехами тоже подойдет. Их легко заретушировать или просто выбираем подходящий ракурс для съемки.
5. Делаем кормушку.
В интернете много идей как сделать кормушку для птиц из старых чашек и тарелок. Такая кормушка хорошо будет смотреться в саду и при этом достаточно долговечна, дождик и снег ей не страшны.