Музей-усадьба народа сету в Псковской области

Jul 19, 2020 00:06



Вот еще одна тема из очень очень старых долов. Еще аж 2015 года. Но место уж больно интересное, так что даже сама для себя напишу, чтобы совсем не забылось.
В музей это мы попали неожиданно, я была в двухдневном туре в Псков от работы, и большей частью он был по разным православным местам, хотя поездка была светская. И вот неожиданно на второй день нам вместо какого-то монастыря предложили съездить в музей-усадьбу народа сету. Не знаю, как, другим, а мне эта идея очень пришлась по душе.
Музей находится не в самом Пскове, а ближе к Изборску, и входит в состав Изборского музея.

Кто же такие сету?
Заглянем ненадолго в Википедию
Се́ту (также сетукезы, сето, псковская чудь, полуверцы) - малочисленная финно-угорская этническая группа, проживающая в юго-восточной части Эстонии (уезды Вырумаа и Пылвамаа), Печорском районе Псковской области (с 1920 по 1940 гг. - в уезде Петсери Эстонской Республики) и прилегающих районах. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа или Сетукезия. В Эстонии насчитывается от 10 до 13 тыс. сету; в России по переписи 2010 года к сету себя отнесли 214 человек (в 2002 году - 250 человек).

Как нам рассказали во время экскурсии, сами сету свои территории считают королевством. Король или королева у них выборная должность, причем буквально за кем на большом сборе сету больше народу встанет, тот и король. Главная роль монарха - представительская, он выступает от имени сету на всех важных мероприятиях.

После развала СССР многие сету уехали жить в Эстонию. В России сету считается малочисленным народом со всеми вытекающими от сюда правами. В Эстонии их не считают отдельной национальностью, их язык считается диалектом эстонского, так что тут ни каких привилегий. Вообще язык у сету ближе к финскому. Экскурсовод нам рассказала, что когда в музей неожиданно приехали финны без переводчика, то пожилая сотрудница, говорящая на сету провела финнам экскурсию на нем, и те все поняли.
Своей письменности у сету не было. Зато был свой песенный эпос, буквально передававшийся из уст в уста. Чтобы не потерять этот ценный пласт культуры, на основе эстонского алфавита был создан алфавит сету. На нем в Эстонии издается даже газета.

Откуда же взялись сету?
Кто-то считает, что это потомки эстов, которые бежали от ливонцев, есть версия, что это вполне самостоятельный финно-угорский народ восходящий к чуди. Очень интересны религиозные представления у сету, но о них я расскажу нижу, всему свое время.

И так, отправляемся в музей. Музей размещается в подлинной усадьбе семьи Кюлаотс. Усадьба сформировалась в конце XIX - начале XX века. В 1999 году усадьбу приобрёл музей-заповедник " Изборск".. На данный момент усадьба состоит из каменного жилого дома с деревянными сенями, каменного хлева и клети (амбара) 1899 г. постройки, небольшой бани.

В музее мы были 9 марта, так что пейзаж не самый яркий.








Экскурсоводом у нас была юная барышня, вот имя, к сожалению, забыла ее. Она наполовину сету, на половину русская.


Экскурсию помогла проводить местная кошечка. Их там целое семейство, и экскурсовод отметила, что далеко не каждой группе они показываются.

Сначала мы осмотрим экспозицию в амбаре.
Сету вели натуральное хозяйство. Одной из основных культур для них был лён.
В сарае можно увидеть льномялку. На круг клали лен, в короб камни. Лошадь крутила колесо.


Просматривая привезенные с немецкие каталоги с техникой, крестьяне понимали, что денег на покупку такого оборудования у них не будет. Местные мастера покумекали над журналами и сделали деревянную копию того, что там увидели.



(фото из буклета)


Вот сюда клали тяжелые камни.

До появления такого сложного механизма, крестьяне пользовались ручными льномялками. (фото ниже)


Еще два  механизма , которые использовали сету. Предположу, что это жернов и или соковыжималка или сепаратор для молока. Если кто скажет точнее, буду благодарна, уже подзабылось много.




Я обещала рассказать о религии. Местные жители называли сету - полуверы. Официальной религией сету является православие. Однако они сохранили верования древних финно-угорских предков, и продолжали совершать языческие обряды. Верили они в языческого бога Пеко. Это был бог плодородия.  Ниже его фото. Хранили его в амбаре. Ну правильно - ближе к зерну. Причем фигурка была одна на общину из нескольких хуторов.  Кто же ее хранил?  Один из способов проверки был бой. Мужчины вступали в рукопашную, вот у кого будет первая кровь, тому он и доставался. Ну или просто смотрели по урожаю, у кого дела хуже всего, тому и хранить бога. Он будет ближе, может помочь. Вот такая необычная философия.

Чтобы примирить православные и языческие традиции они придумали вот какую историю: Пеко встретил Христа, и стал его крестным сыном. Подробностей сей славной легенды не помню. Про православную религию мы еще поговорим отдельно.



Тут вот видны, на макушке следы подношений.







Ну а теперь идем в избу. Около входа что-то вроде кухни.
Скромная домашняя утварь.

Чудесные утюжки.







Около печи стоял чан с водой, благодаря этому в доме всегда была теплая вода


Фото жителей этого хуотора в разные годы


Национальные костюмы. В них есть черты как русских, так и эстонских нарядов.



Обратите внимание на украшения на груди у женщин. Они сделан из серебра. Первую цепочку девочка получала когда становилась половозрелой.  Ну и копилось все это богатство всю жизнь. Особо выделяются круглые нагрудные подвески.  Сету говорили, что мы сначала слышим как звенят украшения, а потом видим уже идущих женщин.



Украшения на нашем экскурсоводе.



Все монеты - настощие.


Фото женщин в национальных костюмах






Вот к сожалению не очеь хорошее фото дальше будет. Но только на нем видны особенности головных уборов. Головной убор замужних женщин был сложным и многослойным. В частности под платком было намотано специальное льняное полотенце, концы которого свешивались на спине.


Основное занятие женщин было ткачество.


Одним из уникальных изделий материц являются так называемые Боговы полотенца. Ими покрывали иконы в доме.



В музее большая коллекция таикх полотенец.


1







Конечно женщины много шили, ткали. У каждой девушки был сундук с приданым.







Тут тоже видно Богово полотенце

Элементы интерьера девичьей комнаты








Я конечно и половины интересного вам не рассказала, так что рекомендую при случае туда съездить.
http://www.museum-izborsk.ru/ru/page/sigovo
https://vk.com/radajamuseum

В музее можно было купить варежки ручной работы, с обережными узорами. Угадайте, какая пара уехала со мной? Очень теплые, ну ка кидолжно быть из шерсти.



#92днялета

Эстония, музеи, #92днялета, путешествия, Псков, 92днялета, my_foto_1

Previous post Next post
Up