В моем посте о радуге было две иллюстрации с ангелами, у которых радужные крылья.
Напомню одну из них.
У нас возникла в комментариях дискуссия о том, какого же цвета крылья у ангела должны быть. Радужные крылья вызвали некоторое изумление, и было высказано мнение, что они должны быть белыми.
Предлагаю посмотреть подборку репродукций картин художников разных времен, и каждый сам для себя решит, какого цвета крылья у ангелов.
Ангелы как существа духовной природы, бесплотны, но являясь в мир людей, они принимают человеческий облик.
Фрагмент картины Джотто, где он попытался передать бесплотную природу ангелов.
Исходя из бесплотности ангелов можно сказать, что по сути своей они цвета и не имеют. И тут сразу вспомним, что белый цвет - это не есть отсутствие цвета.
В живописной традиции принято было рисовать ангелов в виде человекоподобном, но с крыльями. Можно сказать, что крылья - это главный атрибут ангела, его опознавательный признак. "Крылья - это символ устремления к небесам", в данном случае небеса - это высший, божественный мир, а не просто небо. Как инструмент для полета бестелесному ангелу крылья особо не нужны. Но если мы видим кого-то крылатого на религиозной картине, то сразу понимаем, что это не святой, а божественный посланник.
Подбирая материалы к посту, я пересмотрела очень много картин разных европейских художников и пришла к выводу, что какого-то особого канона в цветовом плане при изображении ангелов не было. Каждый художник решал сообразно своему вкусу, какого цвета и как он нарисует ангельские крылья. Хотя, конечно, выбор имел и символическую нагрузку, куда без этого в средневековой живописи. Так что посмотрим на картины старых мастеров и сравним. Я не претендую на искусствоведческое исследование и на какие-то философские открытия в трактовке этой темы. Акцент я сделала на средневековой живописи и раннему Возрождению, но будет в подборке немного икон и относительно современной живописи.
Начну с фрагмента картины "Благовещение" Piero della Francesca. Это фото я сама делала в Эрмитаже год назад, когда в музее была выставка работ этого итальянского художника. Я была просто очарована переходами голубого цвета в изображении крыльев и одеяния архангела Гавриила. И здесь конечно идеальный небесно-голубой.
Картина целиком
Вот еще один архангел Гавриил с голубыми крыльями
Gerard David
Голубокрылые ангелы появляются и на картине Гнса Мемлинга.
Hans Memling, Диптих с Девой Марией, ребенком и донатором.
Еще одна рбаота Мемлинга. У Гавриила крылья бело-серые, а простых ангелов крылья однрцветные, коричневые и, наверное можно сказать, что белые, хотя все же серые, потому что белый тутцвет одеяний Марии и Архангела Гавриила.
Joos van Cleve
Filippino Lippi. Apparition of the Virgin to St Bernard. Обратите внимание на крыло ангела, это почти пейзаж с облаками.
Изумительный синий у крыльев ангела в Часослове Генриха Восьмого. Но тут стоит обратить на изображение ангелов, окружающих Бога, они нарисованы красным.
Давайте посмотрим на другую картину упомянутого уже Gerard David. На ней у крыльев уже не небесно голубой цвет. Скорее они напоминают окраску крыльев какой-то птицы, например сизого голубя.
Еще одна версия Благовещения этого же художника. Тут тоже цвет крыльев голубиный.
Но многие художники все это видели в других цветах. Например, картина ниже. Здесь цвет крыльев золотисто-красный. Он активно выделяется на фоне всей картины. И возможно, что это намек на горний мир, для изображения которого часто использовали именно золотые оттенки.
Robert Campin
Вариант красного с желтым. Внешняя сторона крыльев практически черная, это только подчеркивает горящий цвет внутренней стороны крыла.
Petrus Christus
Фрагмент картины Яна ван Эйка. Опять красный с желтым в черном обрамлении. А само крыло похоже на крыло какой-то экзотической птицы.
Jean Provost
А вот очень интересный вариант, когда внешняя сторона крыла похожа на перья павлина. В данном случае это работа Ганса Мемлинга.
Rogier van der Weyden
Еще чудесный павлиний вариант крыльев.
Fra Filippo Lippi
Fra Filippo Lippi
Giovanni di Paolo. Рисунок тоже напоминает павлиний
Но не только Гавриилу достались павлиньи перья. Фрагмент алтаря с изображением страшного Суда. Это архангел Михаил.
Картина целиком. Обратите внимание, что тут много разных ангелов. Около престола ангелы в красном. В верху картины ангелы держат орудия, которыми пытали Иисуса: копья и крест.
Фрагмент картины. Ангелы в белых одеяниях, а крылья разных цветов в переходах от светлого к темному. Просто и со вкусом.
Сложно сказать, что за птицу имел ввиду автор это картины Giovanni di Paolo.
Simone Martini
Радужные крылья я вам уже показывала, но пусть будет еще пример. Не вся красота Гавриилу. Тут и архангел Михаил имеет шикарные крылья радужного цвета. Это опять Ван Эйк.
На следующей картине Ван Эйка изображен Св. Франциск, которому являлся серафим. Обратите внимание как этот серафим тут изображен, очень нетипично. Но тоже с радужными крыльями.
Еще один интересный вариант изображения крыльев похожих на драконие, потому что покрыты чешуей. Pietro Perugino Архангел Рафаил и Тобиас
Подобные крылья с чешуей мы видим и архангела Михаила.
Это был фрагмент картины Pietro Perugino. У меня есть полная версия другого варианта этой картины. Ее стоит рассмотреть целиком. Тут мы видим много разных ангелов. Особенно меня умиляют тут шестикрылые серафимы. Просто "глазки да лапки", крылья вроде и птичьи, но скорее напоминает все пестрых бабочек.
Еще одна картина Перуджино. И опять у одного из ангелов крылья с чешуей.
Далее просто посмотрим на разноцветные варианты крыльев.
Архангел Михаил
Lorenzo Monaco
León Picardo
О, вот белые крылья попались.
Carlo di Braccesco
В сцене Рождества обычно у колыбели целый сонм пестрокрылых ангелов или ангелов с разного цвета крыльями
Я не специалист по русским иконам, но могу точно утверждать, что на них белокрылых ангелов тоже нет. Во всяком случае на старинных.
Белокрылые ангелы появляются на картинах художников в 19 веке. Они более реалистичные, цвет приобретает другие значения. Кстати, если на картинах средневековых художников ангелы обычно большее походят на миловидных юношей, то в 19 веке у них все больше выражены девичьи черты.
Abbott Handerson Thayer
William-Adolphe Bouguereau
George Hilliard Swinstead
Становятся в конце 19 века популярными дешевые картинки изображающие ангела-хранителя. Думаю одного примера такого массового искусства тут достаточно.
Но говорить, что ангелы потеряли цвет крыльев бы не стала. Вот пример.
Elisabeth Sonrel, (1874 - 1953). Архангел Гавриил.
А закончу я картиной Александра Яковлевича Головина "Ангел Благовещения". И мы возвращаемся к голубому цвету.
Благовещение. Створки царских врат. Архангел Гавриил. 1894. Железо, масло. 92 x 52 см. Костромской государственный объединенный художественный музей
#92днялета