Пропавший "Портрет юноши" из коллекции Чарторыйских

May 10, 2020 07:09

Рассказывая о коллекции произведений искусства князей Чарторыйских, я дала ссылку на статью, в которой можно было увидеть некоторые картины из этой коллекции. Статья была о выставке экспонатов этого собрания, и как-то не очень логично туда же они вписали среди прочих "Портрет юноши" кисти Рафаэля. В описании правда упоминается, что он утерян, но согласитесь, что как-то странно такую картину включать в виртуальную галерею к конкретной выставке. Надо было хотя бы выделить ее, например в конец поставить и написать пару слов.
Так что я решила этой картине посвятить отдельный пост и ситуацию прояснить. Ну и вообще: мне этот портрет понравился, так что утащила его к себе из эстетических соображений.



Картина обычно приписывается Рафаэлю и считается портретом неизвестного человека. На самом деле, однако, нет такой определенности, потому что изображение не подписано, и никакие явные документы на эту тему не известны. Согласно другой теории, это автопортрет Рафаэля. Есть версии, что работа была написана вовсе не Рафаэлем, а другим итальянским художником.

Чарторыйский приобрел произведение как автопортрет Рафаэля, и Изабела Чарторыйская считала его таковым. Дэвид Пассавант, один из первых искусствоведов, придерживался аналогичного взгляда. Некоторые исследователи XIX века согласились авторством Рафаэля (например, Вильгельму фон Боде), но другие считали, что это работа учеников Рафаэля (Рафаэль мог бы быть автором композиции и эскизов). В 1881 году Франсуа Анатоль Грюйер приписал портрет сотруднику Рафаэля Джанфранческо Пенни (Il Fattore) и признал его портретом Франческо Марии делла Ровере. С. Х. Фрейзер признал в качестве автора Якопа Пальму Веккию. Работа приписывалась Пармиджано и Себастьяно дель Пьомбо. В начале 20-го века два исследователя, Эрнст фон Липхардт и Генрик Оченковский, признали портрет как изображение Федерика Гонзага. Оскар Фишель даже предположил, что изображенный на картине человек - женщина.

В каталоге коллекции Чарторыйского музея, опубликованном в 1914 году, Генрик Оченковский признал портрет молодого человека Рафаэлем. С тех пор авторы, ставящие под сомнение авторство Рафаэля, были в меньшинстве . Одним из них является Юзеф Грабски, который считает автора активным художником 1620-х годов, вероятно учеником или последователем Себастьяно дель Пьомбо и Пармиджана. По словам Грабского, это идеализированный образ Рафаэля, заказанный после его смерти одной из богатых итальянских семей. Януш Валек выдвинул предположение, что эта работа - идеальный образ, а не портрет конкретного человека.
Те, кто утверждает, что на картине изображен сам Рафаэль, сравнивают изображение с единственным подтвержденным портретом, точнее сказать автопортретом Рафаэля - фрагментом фрески "Афинская школа" .



Возможно, если картина когда-нибудь будет найдена, то современные методы смогут пролить больше света на происхождение полотна, а пока картину принято считать произведением Рафаэля. НУ и мы пока тоже так будем считать.
Вероятно, после смерти художника картина попала в руки его ученика Джулио Романо. Романо, вызванный Федерико Гонзаго в Мантую, взял картину с собой и оставил там. Затем произведение оказалось в Модене.

По одной версии картина была куплена Адамом Ежи Чарторыйским во время его службы эмиссаром царя Александра I в Сардинии, это было около 1800-01 гг. По другой версии, которая подтверждается записью ,  картина куплена в 1808 году в Венеции, но нет доказательств, что Адам Чарторыйский был в тот год в Италии. Портрет выставлялся в Готическом доме, о котором я недавно писала в рассказе о Пулавах.

Портрет оставался в Пулавах до ноябрьского восстания, когда был перенесен во дворец в Сеняве (еще одно имение Чарторыйских). Затем вместе с Адамом Ежи Чарторыйским картина отправилась в Париж. Во время революции 1848 года Чарторыйский отправил портрет в Лондон, где он оставался три года, а затем вернулся во Францию ​​в парижский Hôtel Lambert.

В 70-е гг. XIX века сын Адама, князь Владислав Чарторыйский, привез картину Рафаэля вместе с остальной коллекцией в Краков. В 1876 году в Кракове открылся Музей Чарторыйских, представляющий коллекции семьи, однако портрет был выставлен там только в 80-х годах.
Во время Первой мировой войны картина Рафаэля и другие объекты были отправлены в Gemäldegalerie в Дрездене. После окончания войны дирекция музея в Дрездене (а его директором в то время был Ганс Поссе/Hans Posse) медлила с возвратом произведений, и в Краков они вернулись только в 1920 году.

Ганс Поссе, уже будучи специальным делегатом Гитлера, участвовал в создании большого музея из разграбленных произведений. В 1939 году приехал в Польшу. В своем письме Гитлеру он упоминает среди ценностей и картину Рафаэля.
В 1939 году три наиболее ценные картины из коллекции Чарторыйских были упакованы в сундук, помеченный буквами LRR (Леонардо, Рембрандт, Рафаэль) и спрятанный в Сеняве. Там, однако, коллекция Чарторыйских была найдена нацистами и по указанию Кайетана Мюльмана, который выполнял приказы Германа Геринга, отправлена в Рейх. В течение короткого времени портрет находился в музее Кайзера-Фридриха в Берлине, но в конечном итоге должен был стать частью экспозиции запланированного музея Гитлера в Линце. В результате неизвестных обстоятельств - возможно, как дар Гитлера - картина попала в руки Ганса Франка и, вероятно, оставалась в его резиденции Вавель во время остальной части войны. (Hans Michael Frank - губернатор оккупированной Польши). Спасаясь от Кракова перед наступлением советских войск, Франк приказал доставить работы в Германию. Его художественный представитель, Вильгельм Палезье, якобы перепутал портрет молодого человека с другой работой, что в итоге привело к его исчезновению. На допросах Франк указывал несколько мест, где находилось награбленное, но этого портрета среди найденных ценностей не было. Что случилось с портретом - до сих пор загадка. В 2012 году прошел слух, что эта картина хранится в банковской ячейке принадлежащей неизвестному коллекционеру. Но информация оказалась ложной. Хотелось бы верить, что портрет не погиб в огне войны, а действительно где-то хранится, и когда-нибудь обстоятельства приведут к его обнаружению. Хорошо, что осталось большое количество фотографий портрета, как черно-белых, так и цветных, хотя конечно они не заменят подлинник.

Польша, музеи, art 16

Previous post Next post
Up