Река Кавери

Oct 17, 2011 16:00

Я тут выяснила по ходу дела, что Kavery ( правда обычно пишется Kaveri) - это река в Индии. Ее длинна около 800 км. Часто ее называют Ганг Юга.



Сразу оговорюсь, что хотя и изначально о реке я не знала и мой ник связан с другим, но мне приятно иметь такую тезку и можно сказать теперь допролнтельную смысловую нагрузку к имени. :)

Еще несколько слов о реке. Кавери относиться к 7 священным индийским рекам. Она упоминается например в мантре им посвященной.

Эта мантра читается во время священных омовений .

Gange cha Yamune chaiva
Godavari Saraswathi
Narmada Sindhu Kaveri
Jalesmin Sannidhim Kuru


Скульптура изображающая Кавери.

Особенно почитаемая река у тамилов. Праздник посвященный реке проходит как раз в октябре.

Кавери не всегда была рекой. Вот фрагмент из книги , в котром рассказывается одна из легенд о Кавери :

Все лучшее связано с матерью. Вне зависимости от того, кем она является: простой смертной, духом или богиней. Если она богиня, ей надлежит быть главной. Таков древний закон Курга. Богиня-мать - главная. И называется она Кавери-мать. Никого нет выше ее. И даже индусские брамины со своими богами до сих пор не могут убедить кургов в преимуществе последних над Кавери-матерью. Кавери простирает свое благословение над всем Кургом, заботится о его детях, поит его поля, помогает растить рис, распоряжается жизнью и смертью. И поэтому в древней песне о ней есть такие строки:
На золотой земле Курга
Есть мать Кавери - мать для всей страны.
Вот именно, для всей страны. И неважно, что это река. Когда-то, говорит легенда, она ею не была. А была прекрасной девушкой с золотыми волосами и голубыми глазами. Утверждают, что удочерил ее риши, или мудрец, Кавера. Еще говорят, что она была падчерицей индусского бога Брахмы.
В те далекие времена, рассказывается в легенде, все риши были знакомы между собой. И вот однажды риши Агастья решил посетить риши Каверу. Тогда он и увидел Кавери. Ее блистающая красота произвела на него неизгладимое впечатление. И несмотря на то, что Агастья был мудрецом, он все-таки влюбился и сделал Кавери предложение. Кавери немного подумала. Ведь сразу решиться выйти замуж за мудреца - дело нелегкое. Но Кавери все-таки решилась. Однако, зная беспокойный, склонный к бродяжничеству характер мудрецов, она поставила Агастье условие: не покидать ее, не уходить далеко на долгое время и быть верным ей. Агастья, не подумав, согласился. Кавери честно предупредила его, что, если он не выполнит своего обещания, она превратится в реку и убежит к морю.



Курги, для которых Кавери уже тогда была богиней-защитницей, очень обеспокоились таким положением дел. Они стали следить за Агастьей, стараясь препятствовать его бродяжническим наклонностям. Но недаром Агастья слыл самым упрямым среди мудрецов. Любовь к перемене мест была у него в крови. Правда, несколько месяцев подряд он, помня свое обещание, не помышлял о путешествиях. Но затем ему пришла в голову мысль совершить омовение.
- Не беспокойся, - сказал он Кавери. - Я только туда и обратно, задерживаться не буду. А чтобы ты не скучала, я оставлю с тобой моих друзей-браминов.
Конечно, омовение было лишь предлогом. Агастья обманул даже бдительных кургов и пустился во все тяжкие.
Кавери ждала его. Агастья же не давал о себе знать. Прошло много времени, а он все не появлялся. И вот в один прекрасный день богиня рекой вытекла из своего жилища. Брамины в панике устремились за ней. Они кричали и звали ее. Курги тоже побежали за рекой. И в первую очередь женщины. Но когда они увидели, что реку не догнать, то вошли в ее священные воды. А воды были очень бурными. От этого складки сари женщин перевернулись с заду на перед. С тех пор женщины Курга так их и носят.
Брамины стонали и плакали, поэтому Кавери, чтобы их не слышать, нырнула под землю. Но потом она появилась на поверхности посмотреть, что происходит в мире. А в мире происходило вот что. Брамины побежали на розыски Агастьи. Они носились целый день туда и сюда. Наконец прибежал сам Агастья. Он долго умолял Кавери вновь стать его женой и даже просил у нее прощения. И Кавери сжалилась над ним. Она сказала, что теперь будет пребывать на этой земле в двух ипостасях - как река Кавери и как женщина. Когда испуг у мудреца прошел, он взялся за браминов, которые, по его мнению, были во всем виноваты. Но у браминов имелась на этот счет другая точка зрения.
Они считали, что виноват сам Агастья. Все долго спорили и ругались. И тогда Агастья разгневался.
- Все! - крикнул он. - Прекращайте этот базар. За такое непослушание люди этой земли отрекутся от вас и вы будете жить в бедности!
Брамины от неожиданности замолчали. Но когда они поняли, на что их обрек Агастья, то с причитаниями повалились в ноги самой Кавери. Кавери не любила браминов. Они порядком ей надоели за долгое отсутствие Агастьи. То, что курги, люди ее страны, от них отрекутся, - ее устраивало. Но, будучи по натуре человеком добрым, богиня все же избавила браминов от нищеты. Брамины были благодарны ей и за это. Они отбыли из Курга в другие края. А Кавери осталась богиней и священной рекой. Той священной рекой, к которой брамины не имеют отношения, но зато имеют причастность все остальные курги - каждый год в назначенное время. Время это особое.




Солнце входит в созвездие Весов, и на золотой земле Курга кончается холодный трудный сезон дождей. Обычно это происходит в октябре. Леса и поля Курга набирают силу и наливаются яркой зеленью. Земля напоена водой и щедро отдает ее колодцам и рекам. Кавери становится полноводной. Вот в эти дни многие курги отправляются к верховьям реки, к небольшому водоему, где бьют ключи, родившие священную Кавери. Они совершают в этом водоеме, который называется Кундике, ритуальное омовение в честь богини-матери Кавери. Воду, взятую в Кундике, бережно несут домой. Для кургов это святая вода, и каждый дом должен ее иметь. Два дня длится праздник Кавери. Курги говорят, что в эти дни богиня-мать посещает каждый дом. Поэтому дома тщательно моют и убирают, начищают медную посуду, приводят в порядок одежду. Ведь богиня - самый почетный гость, и в доме должно быть чисто.
Каждое поле отмечают двумя перекрещенными стволами бамбука. Это условный знак. Когда богиня-мать придет и увидит его, то будет знать, что поле принадлежит ей. А раз это так, то в Курге для нее все остается по-прежнему. И слова древней песни: «На золотой земле Курга есть мать Кавери - мать для всей страны», лишний раз убедят ее в этом. В каждом доме она увидит цветы и поймет, что на следующий день весь Кург будет молиться ей, матери-богине Кавери. Той, что щедро напоила эту землю и подарила ей плодородие. В этот день, еще до захода солнца, дом кропится святой водой, принесенной из Кундике. В этот день старшая женщина - сумангали надевает праздничные одежды и зажигает священную лампу в доме предков. По всему Кургу в предрассветной мгле горят огоньки этих ламп. Они горели в этот день тысячу лет назад, горят и сейчас.




Сумангали выходит на крыльцо и приветствует восходящее солнце, кланяясь ему. Затем она совершает очень важную работу. Из огурца вырезает изображение любимой богини - согласно своим представлениям о ней, в соответствии со своими творческими замыслами и возможностями. Кроме нее этого сделать никто не может. В каждом доме появляется своя богиня. Они все очень разные. Одни толстые, другие тонкие, одни красивые, другие не очень, одни похожи на человека, другие нет. Но тем не менее они все любимы и почитаемы. Богиню, сделанную из огурца, украшают цветами, а иногда золотом и драгоценностями, в зависимости от того, чем располагает тот или иной дом. Перед ней ставят блюдо с рисом, бетелем и орехами. Гостья в каждом доме должна отведать угощение. И вот тут впервые на сцене появляется мужчина. Старший мужчина. Богиню должен угостить он. Фигура угощающего полна почтения. Он трижды бросает рис на изукрашенное изображение богини и кланяется ей. И вновь сумангали перехватывает эстафету, а затем отправляется в поле. Там она кладет три лепешки на бамбуковые стволы. Это - для путников. В этот день в Курге не должно быть голодных. Иначе, считают курги, богиня разгневается. Через три дня с богини снимают цветы и украшения и спускают в реку. Там она попадает в ту стихию, которая и удостоена высшего поклонения.
Праздник Кавери - самый важный в Курге. Это праздник в честь матери, поилицы и кормилицы. Той самой матери, которая, несмотря ни на что, продолжает пользоваться в патриархальном Курге великим почетом и уважением.
• курги - народность проживающая на юге Индии.

Из книги: Л.В.Шапошникова

Тут можно прочитать еще одну из легенд, где упоминается Кавери

И вот еще мультфильм о том как Ганеша помог родиться реке Кавери.

image Click to view




Еще немного о реке и обычаях с ней связанных на английском :

Continuing our celebration of the Great Mother manifest as the life- giving waters of the Earth, this week we honor the Goddess Cauvery,or Kaveri. Known known to devout Hindus as "Daksina Ganga" ("The Ganges of the South"), She is celebrated for Her scenery and sanctity in Tamil literature and music, and Her entire course is considered holy ground.

October is the time in which She is given special honor:

* "Her praises were sung by Agastya Muni in the 2nd century BCE. The river personified as a goddess nourished the lands, and art, music, and culture flowered along her path through the lands of Karnataka
and Tamil Nadu. The Talakaveri shrine marks the natural spring that is the first manifestation of the river. When the sun enters the sign of Libra the eternal river is reborn and ripples in a small trough.
This is the holiest moment when crowds throng in October to take a holy dip at her rebirth and it is believed that the dip cleanses the bather of sins." (http://www.shubhyatra.com)

* "People make a trip to Talacauvery, amidst beautiful mountains, to pay obeisance to mother Goddess Cauvery. The river provides water for drinking irrigation and hydroelectricity along its 475-mile course.
Without it life in the region would be difficult if not impossible. So the river is treated as a mother, a life-giving force and venerated."
(http://www.womeninfoline.com/travel/...alacauvery.asp)

ABOUT THE GODDESS

A number of legends are woven around the river Goddess. Like Saraswati, She is said to have been the daughter of Brahma, the God of Creation, but Cauveri/Kaveri was brought up by the great saint
Kavera.
Her festival is spread over two days. On the first day the male members of the household visit their estate and other immovable property. A priest sitting by the side of the tiny pond where the
river originates, performs a puja, seeking the blessings of the Goddess for a long and happy married life. The pond is calm, its waters red with vermilion that is liberally sprinkled in it during
the puja.

The priest breaks the coconuts into halves and then hands them back with the bananas and sugar candy as prasadam. The water from this little pond fills up a larger pool, which is used for the holy dip. A
few small shrines dot the expanse of hill above the pool. If you climb up, you'll get a fabulous view of the verdant hills of south Coorg.

"Talacauvery retains its aura of peace. It's a place for meditation and prayer, a place where the life-giving force originates."
(http://www.womeninfoline.com/travel/...alacauvery.asp)

Еще немного о реке на наглийском

мифология, Индия

Previous post Next post
Up