По приезду в славный и любимый мной город Нижний Новгород, решили мы с сестрой
muriska84 устроить вроде фотозарядки для нас обеих: мне попривыкнуть к человеку как модели, а не части кадра в видоискателе, а ей быть свободнее перед камерой.
И в итоге съёмки у меня родились кой-какие мысли в голове:
- об атмосфере на съёмке
- проблемы: почему всё плохо и как сделать хорошо
- что делать модели и фотографу друг с другом, как себя вести
- как использовать обстановку
Это не пастулаты и не правила, а всего лишь мои мысли, которые, быть может, кому-нибудь окажутся полезными. Все фото тыкабельны.
1.
2.
3.
«Я не очень умный человек и я это понимаю, но я думающий дурак» (© х/ф «
Мы, ниже подписавшиеся», 1981).
Думаю, что всё, что я напишу ниже уже описано и рассказано в красках матёрыми бородатыми мастерами фотографического дела. Хотя многие предпочитают не рассказывать, яростно охраняя, свои секреты и уловки. У меня нет особых секретов, хочу лишь поделиться тем, что когда-то читала, слышала и выводами, которые сделала в силу своей некоторой образованности в сфере психологии взаимодействия между людьми. Хотя от проблем меня эти знания не избавили, но об этом позже.
Нет, я ни в коем случае не пытаюсь своими фотографиями самоутвердиться и, как модно сейчас стало, выразить творческий потенциал, выплеснув всю нравственную наготу на почтенную публику, нет, стараюсь этого не делать. Я простой человек, две руки, две ноги, ничего особенного. У меня так же есть комплексы, как и у всех. Многое, что делается вокруг нас, выставление чего-то напоказ, приверженность какому-то образу или стилю жизни - это все комплексы. Вспомнился анекдот в тему: «Если у тебя в детстве никогда не было велосипеда, а сейчас есть кабриолет, яхта, самолет, то в детстве все равно у тебя не было... велосипеда.». Какие комплексы у меня? Я боюсь, панически боюсь и в то же время очень люблю фотографировать людей. Я не знаю как мне себя вести с ними, что говорить, что делать, ведь своей камерой я влезаю в личную жизнь, пространство. Даже если человек надел маску, я изымаю часть действительности и должна дать что-то взамен , удовлетворенность человека снимком, радость или раздумье зрителю, эстетическое наслаждение, должна быть какая-то отдача, возможно помощь или сопереживание через снимок.
4.
Если ты не уверен, что можешь это дать, ну убери ты свой назойливый объектив. Короче говоря, по причине своей неуверенности, фотографируя, я как бы извиняюсь, направляя на человека объектив, я боюсь не оправдать доверия модели. Все это только мешает работе, и именно поэтому предпочитаю съёмку архитектуры, города, предметов, подсматривать за всем этим со стороны, а не взаимодействовать.
5.
6, 7.
8.
У людей, которых снимают тоже есть свои заморочки. Будь то недовольство собой, скованность, и по сути запрета себе быть красивым. Напротив, самонадеянность скорее можно приписать чересчур волевым, самоуверенным или глупым людям, за исключением актеров. Иногда сталкивалась с тем, что девушки или парни без особого интеллекта в глазах на всех снимках выглядят одинаково. Так тоже бывает.
Попробуем разобраться в причинах разного поведения перед камерой.
Вот посмотрите на Люську (это кошка моей сестры, чрезвычайно ласковое животное). Перед вами раскрепощенное, абсолютно незакомплексованное существо, свободное и непосредственное, которому все равно, как оно выглядит. Заметьте, животных и детей фотографировать одно удовольствие, потому что они такие какие есть.
9.
10.
11.
12.
13.
Но взрослые люди не кошки, между фотографом и моделью устанавливается или не устанавливается связь, понимание и соучастие в работе друг друга. Отношения строят атмосферу на съёмке, что и приводит к успеху или провалу всего мероприятия. Готовность модели предоставить себя для съёмки и присутствие её здесь, а не в своих проблемах, обеспечит отсутствие стеклянных глаз и бездумного выражения лица. Именно обстановка и жизненные обстоятельства влияют на настрой людей (открытие, правда? :D): модели может быть просто холодно или неприятно присутствие ассистента, а фотографу жмут ботинки или он с утра поссорился с женой. Что бы обеспечить обстановку, способствующую расслаблению и рабочему ладу нужно или эти причины исправлять, или не снимать вовсе, так как под силу работать в таких условиях только профессионалам (и то не всегда). Хотя есть и исключения, при особых эмоциональных переживаниях или даже если у модели температура (такую историю мне как-то поведал
Александр Шахабалов) могут получиться очень чувственные кадры, но это скорее исключение, чем правило.
14.
О людях: есть люди, которые в жизни, внешне из себя особо ничего не представляют, но стоит только навести на них камеру, как они принимают какую-то чудесную позу и на снимках красавицы из красавиц, это люди которые поймали свои ракурсы, они знают какие позы и повороты им идут, а какие нет. Конечно это не освобождает фотографа от обязанности понимать как человека нужно и не нужно снимать. А есть люди с чудесной внешностью, глаза, улыбка, но стоит появиться фотографу, как они выпрямляются по струнке, все напрягаются и переживают момент фотографирования словно пытку, сразу вспоминают о всех своих недостатках: там прыщик, тут проплешинка, вещах, о которых никто не знает кроме них.
Что же делать с этой зажатостью?
В первую очередь, не надо думать над тем как встать, куда деть руки или ноги и как это выглядит со стороны. Естественность, а не наигранность, искренность в проявлении чувств, настоящие они или нет. Ещё лет 6 назад
Валера Дурнов процитировал мне одного фотографа: «Из фотосессии что-то путное начитает получается только на 2-ом часу съёмки, когда модель уже устала и перестала из себя что-то изображать». Иногда помогают мысли о том, что фотографируешься не для какого-то, а для себя, что там за объективом тоже ты, только снимающий. Первая поза, которая удобна для модели, самая правильная. «Мне руки мешают», «Руки мешают?! Какая больше мешает, правая или левая? Принесите пилу!» (© х/ф «
Начало», 1970). Важно не стоять как столб и двигаться. Недавно встретила отличный пример того, как работают профессиональные модели, на примере юной Анжелины Джоли:
Click to view
15.
Первый день начался с философских разговоров о смысле мирского бытия.
16, 17.
18.
На второй день, отдохнув, мы решили не оставлять начатого. Идеи в какой обстановке и как фотографировать рождались спонтанно.
19.
20.
Животные и другие предметы живой природы очень помогают в разрежении обстановке. Вообще активное взаимодействие модели с каким-либо объектом (от простого предмета обстановки, до собственного платья) часто выручает.
21.
22.
23.
24.
25.
26, 27.
28.
29.
30.
31.
Переместились на дачу, для смены обстановки.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Люблю чердаки, где много всячины :)
39.
40.
Снимать при естественных источниках света очень просто - около окна, на улице в тени, при облачности, на рассвете или закате.
41.
42.
43.
Баловство, игра, и вообще весёлая обстановка - залог успеха при съёмке (если конечно того требует атмосфера снимка).
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Конечно с Helios 40 85/1.5 я не прогадала, цветочки и женские портреты - это то, для чего он, по моему мнению, идеально подходит. Но, как показала недавняя практика его использования на 1-м сентября, в качестве репортажного объектива он никудышен, что и следовало ожидать :). Дома и на чердаке ещё был super Takumar 50/1,4.
51.
52.
53.
54, 55.
56.
57.
58.
59.
Фотографий много, иначе просто не увидеть эмоциональных изменений, которые проходили по ходу съёмки. Спасибо Марии за проявленное ко мне терпение и за её непосредственность и яркость эмоций.
1.
2.
3.