*
Журнал interlinks сообщает, что в мировом масштабе рынок одежды для мусульманок оценивается в 96 миллиардов долларов, причем больше половины 1,6 миллиардного мусульманского населения планеты одевается довольно скромно и тратит на одежду такого типа в среднем не более 120 долларов в год (по средним подсчетам). Но некоторые костюмы от ведущих дизайнеров стоят порядка 10,000 долларов, что отнюдь неудивительно, если учесть, что исламский рынок также охватывает «нефтяные» территории вроде ОАЭ и Саудовской Аравии - показы исламской моды проходят по всему миру, от Тегерана и Джакарты до США.
Фото: на улицах Анкары
Сентябрь 2011: - Среди докладчиков были в основном представители Казани и Москвы. На конференции были обсуждены такие вопросы как роль женщины в исламе, исламский феминизм и активизм, семейно-брачные отношения, роль СМИ, история женского движения у татар.
<....>
Сама конференция, а точнее состав участников(-иц), стал примером того, что жизнь многих современных мусульманок в России далека от затворничества. Конечно, говорить о том, что все женское мусульманское сообщество России представляет собой эмансипированных субъектов, сознательно выбравших ислам и мусульманский платок, было бы преувеличением. Однако приехавшие на конференцию мусульманки, безусловно, представляли из себя авангард женского исламского активизма в стране.
Правда однородностью этот авангард также не отличается. Даже в рамках одной конференции порой звучали противоречащие друг другу заявление. Например, с одной стороны, знаменитая переводчица текста Корана Валерия Порохова, следуя (сознательно или нет) общемировому тренду исламского феминизма заявила, что для нее нет никаких других авторитетных текстов кроме Корана и сунны и что мусульманкам необходимо обращаться непосредственно к тексту Священного Писания. В этом контексте, она заявляла, что женщина является свободным субъектом, который даже может сама выбирать себе супругов из числа тех, кто «вдали от уммы» и что хиджаб обязателен только до 60 лет.
С другой стороны, были такие выступающие как Марьям Бикмаева (Религиозная община мусульман «РИСАЛЯТ), которая фактически противопоставляла ислам женской эмансипации. Правда на реплику из зала, что ее сознательный выбор хиджаба, а также ее активистская деятельность, является примером эмансипации - только особой исламской эмансипации - она оставила без комментария.
Содержание основных докладов в целом оставляло радужное представление о положении современных мусульманок в России. Исключением стало выступление заместителя директора Центра «Аль-Васатыйа» Галины Хизриевой, которая рассказала о ситуации в современном Дагестане и о девушках, которые выходя замуж за «лесных братьев» уходят в горы, где помогают боевикам.
В общем, конференция показала достаточно высокую степень активности современного мусульманского женского сообщества. Однако судя по выступлениям, в сознании многих мусульманок еще сильны западные представления о феминизме и эмансипации. Зачастую для них эти слова ассоциируются с некоторым противопоставлением исламу.
Хотя сам факт организации такой конференции и большего участие в ней мусульманских активисток говорит о том, что в России сейчас существует некоторая эмансипированная и феминизированная, но уже по исламского образцу, женская прослойка. Осталось дождаться того, когда они это сами осознают.
Фото: В Израиле акция прошла в Тель-Авиве. Let our sisters go! (Освободи наших сестер!) Free Pussy Riot!
*