Оригинал взят у
konin_ss в
Зелёная школа: модель будущего Какой должна быть образовательная школа в
Экопарке «Суздаль»? Ответ на этот вопрос я ищу практически постоянно, изучая примеры российской и зарубежной практики, общаясь с педагогами в Москве и регионах. Совсем недавно прошла ежегодная конференция, посвященная наследию великого педагога А.С.Макаренко, об этом я написал в своем
блоге. А сегодня хочу обратить внимание читателей на Зелёную школу Джона Харди, которая призвана воспитать новое поколение мировых экологических лидеров. (Сайт школы
http://www.greenschool.org/). Эта школа находится на Бали, провинции Индонезии. Здесь дети красиво учатся в красивых экологических классах. Система обучения и воспитания детей в Зелёной школе поразительно созвучна системе А.С.Макаренко.
Теперь я точно знаю, что если у меня появится возможность побывать на Бали, то я обязательно поеду в Зелёную школу Джона Харди. Материалов об этой удивительной школе в Интернете достаточно много, поэтому описывать все детали здесь необходимости нет. Добавлю только, что школа проводит ежегодные «зелёные лагеря» для детей от 7 до13 лет.
Зеленая школа - одна из самых необычных школ в мире: сооруженная из бамбука, травы и глины.
Дети, в отличие от большинства взрослых, не станут что-то делать только потому, что это надо делать, а проблемы экологии так далеки от их насущных потребностей, что всякая «зеленая» пропаганда им попросту до энергосберегающей лампочки. Так что не остается другого пути воспитания чувства личной ответственности за окружающую среду, как только через познавательный интересный опыт.
Прожив на Бали несколько лет, создатели Зеленой Школы, Джон Харди и его супруга Синтия воплотили в жизнь совершенно уникальную модель обучения и воспитания. Наравне с академическими знания общеобразовательной школы программа включает классы и мастерские, где дети изучают окружающий мир через взаимодействие с ним, учатся использовать природные ресурсы, не нанося вред окружению. Устройство школы - само по себе является воплощением эко-здания, построенного с применением местных экологически-чистых материалов и технологий, обеспечивающих его функционирование. Школа находится в зеленом лесу на берегу реки. Все помещения построены из бамбука и они необычайно красивые.
К счастью путешествующих с ребенком в Зеленой Школе также есть 3 и 5-ти дневные программы для детей 7-13 лет. Программы включают изучение местной природы, занятия по физической активности и предметы, связанные с творчеством и искусством. Детей учат не просто знать, а уметь что-то делать своими руками. Программы построены так, чтобы дать возможность попробовать как можно больше вещей.
Содержание программ
- Знакомство с природой
- Готовить пищу с применением энергии солнца
- Познакомиться с тем, как выращивают рис
- Приготовление натурального шоколада (!)
- Собирать урожай в саду и готовить органическую пиццу
Игры и занятия на свежем воздухе
- Строить плот из бамбука.
- Сплавляться на камерах по реке (tubing).
- Исследовать джунглей (даже ночью).
- Футбол
- Ночные бдения у костра и перформансы.
Личностный рост и тим-билдинг
- Йога для детей
- Различные нестандартные соревнования с преодолением препятствий.
Занятие искусством
- Изготовление и запуск воздушного змея
- Боевые искусства (mepantigan)
- Знакомство с растениями, применяемыми в традиционной медицине (jamu)
- Роспись по шелку, поделки из скорлупы кокоса
- Индонезийский театр теней - Ваянг (wayan kulit)
Сейчас школа продолжает расти быстрыми темпами, возводятся новые комплексы и классы, чтобы находить и поддерживать ресурсы в пределах своих поселений. Главная цель школы - взрастить новое поколение людей, которые захотят и будут способны изменить ситуацию в своей стране и в мире, сделать отношение к окружающей природе более трепетным.
Тут теория нераздельно связана с практикой. У многих зданий нет стен, только полы и потолки из бамбука, что делает воздух всегда свежим, а освещение - естественным.
Для выработки электроэнергии используются альтернативные источники: солнечные батареи и турбина, сооруженная на реке; она вырабатывает мощность около 8 000 Вт ежедневно.
Овощи выращиваются на школьном огороде, где усердно трудятся ученики. В Зеленой школе их обучают тому, как вырастить экологически чистый рис, применяя исключительно натуральные удобрения. У школы есть собственное подсобное хозяйство со множеством животных. Ежедневно из натуральных продуктов готовят полноценный обед на четыре сотни человек.
Тут детей научат не только общим базовым наукам, но и продемонстрируют, как растет рис, или откуда берётся шоколад. Базовая идея школы - знания, которые получают дети, должны подвигнуть их к последующему обучению и желанию совершенствоваться.
Об этом говорит и лозунг школы - Обучение на практике. Подразумевается, что ученики не только получат теорию, но и научатся многому на отдельных практических примерах. Уже доказано, что подобный подход стимулирует у детей любознательность и прививает исследовательские черты.
Один из ключевых показателей для каждой школы - самочувствие детей. В Зеленой школе ученики приходят на уроки с радостью.
Большое внимание тут уделяется также развитию творческих навыков. Дети рисуют, создают различные поделки, ставят спектакли, танцуют и поют - все это включено в расписание наряду с основными предметами.
Несмотря на кажущуюся непринужденность атмосферы, свежий воздух и солнечную погоду, в школе очень строго следят за дисциплиной, учат вежливости и уважению друг к другу и персонал. Здесь существует свой Кодекс поведения, а за некоторые провинности ученики могут быть отчислены.
Джон Харди рассказывает о поездке в Зеленую Школу на Бали, которая сама обеспечивает себя электроэнергией, учит детей строить, выращивать, создавать (и поступить в колледж). Центральным местом кампуса является Сердце Школы - возможно, самое большое в мире автономное бамбуковое строение.
Источники:
1.
http://lifeglobe.net/entry/3862 ,
2.
http://www.whybali.ru/on-line-bali-guide/otdih-na-bali-s-rebenkom/167-green-school-bali.html3. Видео
http://www.ecology.md/section.php?section=media&id=9516