Газета армян России «Еркрамас» продолжает свой проект - пресс-конференции. Нашим очередным гостем, ответившим на вопросы читателей газеты, стал заместитель Генерального директора российского аналитического центра «Фонд стратегической культуры» (г. Москва) Андрей Арешев.
Андрей Саркисян, историк (г. Ростов-на-Дону):
- Провокация Азербайджана на границе в НКР стала логическим продолжением нагнетания «военных» настроений Президентом И.Алиевым. Считаете ли Вы адекватной реакцию международного сообщества на постоянные призывы Азербайджана к войне, которые уже воплощаются в реальность?
- Позиция международного сообщества, отраженная в ряде заявлений стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ, выдержана в традиционном духе «политкорректности», оставляя почву для прямо противоположных трактовок. Не все, конечно, с такой «политкорректностью» согласны, однако надо иметь в виду, что официальная дипломатия играет свою роль, которую не стоит равно как недооценивать, так и переоценивать.
- Какой прогноз российско-грузинским отношениям Вы могли бы дать? Существует ли возможность того, что Грузия, найдя общий язык с Россией, сможет вернуть в свои пределы Абхазию и Осетию?
- На сегодняшний день подобная перспектива не представляется для меня реальной. Официальному Тбилиси придется налаживать диалог с Абхазией и Южной Осетией, однако на это уйдет много времени. К большому сожалению, о возможности значительного улучшения российско-грузинских отношений можно будет говорить разве что в весьма отдаленной перспективе. Однако налаживать диалог необходимо уже сегодня.
- Такое ощущение, что Грузия, обжегшись на Абхазии и Осетии, не восприняла урок. Сегодня властями Грузии осуществляется политика, направленная против армянского населения страны, в том числе и против армян Джавахка. Не рискует ли Грузия потерять и этот регион?
- Ситуация в Джавахке, насколько можно судить, достаточно сложная и напряженная. Политика, направленная на построение жестко унитарного государства, неизбежно будет встречать сопротивление, о чем свидетельствует опыт многих этнополитических конфликтов, и отнюдь не только на Кавказе. Представляется, что более сбалансированная политика по отношению к проживающим в Грузии народам избавила бы эту страну от многих проблем, с которыми она сталкивается сегодня и столкнется, при сохранении жестко существующего курса, в будущем.
Есаян Арман (г. Ростов-на-Дону, предприниматель):
- Чем, по Вашему мнению, вызвана нервная реакция Ильхама Алиева, второпях покинувшего Санкт-Петербург после встречи трех президентов (России, Армении и Азербайджана)?
- Я бы обратил внимание на информацию о неких «петербургских предложениях», которая появилась на некоторых Интернет-сайтах. Возможно, ответ на Ваш вопрос следует искать именно здесь, а также в разночтении подходов к карабахской проблеме со стороны мировых и региональных держав.
- Не считаете ли Вы, что более правильным, в сложившихся условиях, будет односторонний отказ Армении от участия в армяно-азербайджанских переговорах с целью привлечения к переговорам представителей НКР?
- Вряд ли на сегодняшний день подобный шаг целесообразен, учитывая внешнеполитические позиции Республики Армения, которая неоднократно декларировала, что не выходит из переговорного процесса. Более того, полагаю, что односторонний выход Армении из переговоров в настоящее время практически неосуществим. Однако это вовсе не означает, что представители НКР не должны участвовать в переговорах.
Мхитар Акопян (врач, г. Москва):
- В ряде республик постсоветского пространства прошла череда, так называемых, «оранжевых» или «розовых» революций. Армению эта участь не постигла. Как Вы считаете в чем причина такой стойкости армянских властей?
- В Армении попытки «оранжевой революции» также имели место, однако опыт других стран постсоветского пространства свидетельствует о том, что прозападные лозунги не способны решить актуальных политических и социально-экономических проблем ни одной из стран, где подобные «революции» состоялись. Полагаю, что причина «стойкости» армянских властей заключается, помимо всего прочего, в том, что жители Армении осознают: любая серьезная внутриполитическая дестабилизация грозит возобновлением военных действий в крайне неблагоприятных условиях.
- После признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии многие считали логичным признание независимости НКР, хотя бы со стороны Армении. Этого не последовало. Возможно ли в обозримом будущем ожидать подобного признания и какие факторы могут этому способствовать?
- Я бы рассматривал вероятность официального признания НКР со стороны Армении в ближайшее время все же маловероятным. При рассмотрении этого вопроса следует учитывать несколько факторов, включая происходящее на линии соприкосновения сторон.
Абраамян Александр (г. Москва, студент):
- Как Вы оцениваете результаты поездки Хилари Клинтон в Азербайджан и Армению? Что можно ожидать в процессе «карабахского урегулирования» в связи с этой поездкой?
- Не думаю, чтобы этот визит мог решить что-либо по существу. Однако уже то, что госсекретарь США высказалась в пользу переговорного пути решения конфликта, в нынешних условиях внушает оптимизм. Приоритетными вопросами для США в настоящее время, как мне представляется, являются Афганистан и Иран, и когда мы рассматриваем так называемую «иранскую проблему» то приходим к закономерному выводу о том, что попытки ее решения могут обернуться на Южном Кавказе весьма негативными сценариями.
Казанчян Владимир (г. Майкоп, юрист):
- Как бы Вы могли оценить межрегиональную и межнациональную политику России в пределах своего государства? Не является ли Северный Кавказ сегодня потенциальной пороховой бочкой?
- Национальная политика России является закономерным следствием общего состояния российской государственности.
- Представители черкесского народа в последнее время все активнее поднимают вопрос о признании Россией и другими странами факта Геноцида черкесов во времена Кавказской войны. Были публикации о том, что Геноцид черкесов признала Грузия. Хотелось узнать Ваше мнение по этому вопросу.
- На мой взгляд, Грузия вряд ли пойдет на такой шаг, хотя по мере приближения к 2014 году вопрос будет в той или иной степени актуализироваться внешними силами.
Колесов Виктор (г. Краснодар, журналист):
- В прессе в последнее время часто говорится о том, что Армения, при некоторых обстоятельствах, могла бы выйти из-под российского влияния с перспективой войти в блок НАТО. Как Вы относитесь к такому мнению и какими должны быть обстоятельства, которые могут привести к такой ситуации?
- На мой взгляд, разговоры об этом имеют характер больше абстрактных рассуждений. Не вижу на обозримую перспективу серьезных предпосылок для реализации подобного сценария.
Гарик Папазян, адвокат (г. Туапсе):
- Как Вы оцениваете нынешний этап армяно-турецких взаимоотношений и какие прогнозы можете дать по поводу ратификации армяно-турецких протоколов?
- Стороны пришли к закономерному результату. Жесткая увязка возможных перспектив нормализации армяно-турецких отношений с уступками официального Еревана в карабахском вопросе делает весь этот процесс, затеянный без достаточной опоры и в армянском и в турецком обществах, малоперспективным.
- В Турции с новой силой разгорелась война курдских повстанцев с правительственными силами. При этом, параллельно идет сближение Турции и лидеров иракских курдов. Что это? Раскол курдского национально-освободительного движения или игра в «плохого и хорошего полицейского» с целью ускорить создание независимого Курдистана на иракской территории?
- Не секрет, что «курдский вопрос» на протяжении многих лет использовался различными силами. Политика Турции в данном вопросе также достаточно традиционна. В этой ситуации следует, на мой взгляд, обратить внимание на размах боевых действий, совпавший с активизацией Турции на Ближнем Востоке, с ее сближением с Ираном и т.д.
Андрей Каспаров (студент, Краснодар):
- В России многочисленная армянская диаспора, однако, заметных попыток лоббировать интересы Армении и Арцаха в российских политических кругах, армяне России не предпринимают, в отличии от соотечественников в США или Западной Европе. Чем Вы это объясните?
- Я бы не разделял столь пессимистичных настроений, однако проблемы действительно имеются. Не в последнюю очередь это может быть связано с некоторыми особенностями формирования именно российской армянской диаспоры в последние два десятилетия, стремлением наиболее активных его представителей в первую очередь интегрироваться в российский социум.
Источник:
Еркрамас