Эксклюзивное интервью 1news.az с аналитиком по этническим конфликтам и международным связям, заведующим кафедрой международных исследований Университета Северной Дакоты Томасом Амбросио
- Как вы бы оценили нынешнее состояние отношений между Азербайджаном и США, а также между США и Турцией?
- Политика администрации Обамы по отношению к этим странам претерпела некоторые изменения в сравнении с администрацией Джорджа Буша.
При Буше Азербайджан рассматривался в качестве ключевой страны в стратегии США на Кавказе. Часть администрации Обамы делала акцент на том, что необходимо изменить политику своего предшественника, а поскольку Азербайджан был в числе стран-фаворитов Буша-Чейни,его значение в глазах Обамы практически автоматически уменьшилось.
Подобное отношение также объясняется желанием достижения «перезагрузки» в отношениях с Россией, сфокусировавшись на отношениях с ней как на отношениях первостепенной важности. Все это привело к тому, что США фактически признали и смирились с тем, что Южный Кавказ является сферой влияния России.
Что касается Турции, то Обама сделал приоритетом именно Турцию, совершив свой первый зарубежный визит именно в эту страну.
Турция, как светская, современная демократия, рассматривается в качестве очень важного партнера в свете попыток Обамы наладить более тесные отношения с мусульманским миром.
Предложение о нормализации отношений между Анкарой и Ереваном было частью большого плана, поскольку по мнению администрации Обамы это не только должно было ослабить интенсивность обсуждений вопроса «геноцида», но и положительно сказаться на ситуации на Южном Кавказе.
Однако, как мы знаем, быстрой ратификации протоколов по нормализации не произошло, даже несмотря на давление со стороны США.
В результате, казавшееся реальным успехом внешней политики администрации Обамы, подписание протоколов в октябре 2009-го в конечном итоге привело к кризису, что может подорвать отношения между Вашингтоном и Анкарой.
- Можно ли сказать, что Кавказ не входит в приоритеты администрации Обамы? Некоторые аналитики считают, что такого рода действия могут привести к потере Вашингтоном влияния на Южном Кавказе. Насколько это верно?
- Абсолютно верно. Необходимо понять образ мышления администрации Обамы, которое является отражением снижения мощи США в международной системе (что, по всей видимости, администрация форсирует и сама).
Обама хочет избавить США от зарубежных обязательств и установить что-то вроде многополярного мира.
Это приводит к возникновению сфер влияния, в ряде из которых США будет играть меньшую роль. Например, Южный Кавказ можно считать одним из таких регионов. Кроме того, администрация Обамы главным приоритетом считает внутренние вопросы.
В ближайшее время весь политический капитал и основное внимание будет уделяться именно внутренним вопросам, таким как здравоохранение, последняя попытка теракта в Нью-Йорке, крупному разливу нефти в Мексиканском заливе, а также предстоящим выборам 2010 года.
Этидва фактора(снижение интереса и возможностей повлиять на мир и все большее внимание к внутренним вопросам) влияют на общее ослабление американских интересов за рубежом.
- В одном из ваших интервью вы отметили, что урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта не входит в приоритеты администрации Обамы. Тогда что в этом случае должен делать Азербайджану?
- Я полагают, что в данной ситуации Азербайджан вряд ли может сделать что-то, чтобы превратить этот вопрос в приоритетный для США.
Частично это связано с тем, что конфликт является замороженным, как такового серьезного «напряжения», способного притянуть внимание Америки к нему, нет. В то же время, в мире есть намного более «активные» проблемы.
Не то чтобы, я хотел бы предложить, перейти к активным боевым действиям. Но, тем не менее, учитывая укоренившиеся позиции двух сторон в конфликте, американская политика здесь пассивна.
- Насколько реалистичен прогресс в урегулировании карабахского конфликта в ближайшее время?
- На мой взгляд - не реалистичен. Позиции двух сторон взаимно противоположны.Хотя было много разговоров о пересмотренных Мадридских принципах, публичные заявления армян и азербайджанцев показывают, что серьезных продвижений в позициях сторон все еще нет: Ереван продолжает говорить о самоопределении, Баку продолжает настаивать на территориальной целостности. Очень мало, что изменилось со времени заключения соглашения о прекращения огня в середине 1990-х годов.
- Каких событий следует ожидать на Южном Кавказе в 2010 году?
- На мой взгляд сближения Армении и Турции скорее всего, не произойдет, и обе страны будут отброшены к отношениям на подобие тех, что мы видели в 90-е годы. Нагорно-Карабахский конфликт также останется замороженным с множеством разговоров о «неизбежном дипломатическом прорыве», но, к сожалению, без реального проявления оного.
Из существенных изменений, я бы отметил только вероятную «финляндизацию» Грузии, поскольку она осознает, что ее связи с США переживают упадок, а шансы на вступление в НАТО практически равны нулю.
Эльшан Рустамов
http://1news.az/interview/20100510013216815.html