Американский эксперт: «США фактически смирились с тем, что Южный Кавказ - это сфера влияния России

May 12, 2010 11:09


Эксклюзивное интервью 1news.az с аналитиком  по этническим конфликтам и международным связям, заведующим кафедрой международных исследований Университета Северной Дакоты Томасом Амбросио

- Как вы бы оценили нынешнее состояние отношений между Азербайджаном и США, а также между США и Турцией?

- Политика администрации Обамы по отношению к этим странам претерпела некоторые изменения в сравнении с администрацией Джорджа Буша.

При Буше Азербайджан рассматривался в качестве ключевой страны в стратегии США на Кавказе. Часть администрации Обамы делала акцент на том, что необходимо изменить политику своего предшественника, а поскольку Азербайджан был в числе стран-фаворитов Буша-Чейни,его значение в глазах Обамы практически автоматически уменьшилось.

Подобное отношение также объясняется желанием  достижения «перезагрузки» в отношениях с Россией, сфокусировавшись на отношениях с ней как на отношениях первостепенной важности. Все это привело к тому, что США фактически признали и смирились с тем, что Южный Кавказ является сферой влияния России.


Что касается Турции, то Обама сделал приоритетом именно Турцию, совершив свой первый зарубежный визит именно в эту страну.

Турция, как светская, современная демократия, рассматривается в качестве очень важного партнера в свете попыток Обамы наладить более тесные отношения с мусульманским миром.

Предложение о нормализации отношений между Анкарой и Ереваном  было частью большого плана, поскольку по мнению администрации Обамы это не только должно было ослабить интенсивность обсуждений вопроса «геноцида», но и положительно сказаться на ситуации на Южном Кавказе.

Однако, как мы знаем,  быстрой ратификации протоколов по нормализации не произошло, даже несмотря на давление со стороны США.

В результате, казавшееся реальным успехом внешней политики администрации Обамы, подписание протоколов в октябре 2009-го в конечном итоге привело к кризису, что может подорвать отношения между Вашингтоном и Анкарой.

- Можно ли сказать, что Кавказ не входит в приоритеты администрации Обамы? Некоторые аналитики считают, что такого рода действия могут привести к потере Вашингтоном влияния на Южном Кавказе. Насколько это верно?

- Абсолютно верно. Необходимо понять образ мышления администрации Обамы, которое является отражением снижения мощи США в международной системе (что, по всей видимости, администрация форсирует и сама).

Обама хочет избавить США от зарубежных обязательств и установить что-то вроде многополярного мира.

Это приводит к возникновению сфер влияния, в ряде из которых США будет играть меньшую роль. Например, Южный Кавказ можно считать одним из таких регионов. Кроме того, администрация Обамы главным приоритетом считает внутренние вопросы.

В ближайшее время весь политический капитал и основное внимание будет уделяться  именно внутренним вопросам, таким как здравоохранение, последняя попытка теракта в Нью-Йорке,  крупному разливу нефти в Мексиканском заливе, а также предстоящим выборам 2010 года.

Этидва фактора(снижение интереса и возможностей повлиять на мир и все большее внимание к внутренним вопросам) влияют на общее ослабление американских интересов за рубежом.

- В одном из ваших интервью вы отметили, что урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта не входит в приоритеты администрации Обамы. Тогда что в этом случае  должен делать Азербайджану?

- Я полагают, что в данной ситуации Азербайджан вряд ли может сделать что-то, чтобы превратить этот вопрос в приоритетный для США.

Частично это связано с тем, что конфликт является замороженным, как такового серьезного «напряжения», способного притянуть  внимание Америки к нему, нет. В то же время, в мире есть намного более «активные» проблемы.

Не то чтобы, я хотел бы предложить, перейти к активным боевым действиям. Но, тем  не менее, учитывая укоренившиеся позиции двух сторон в конфликте, американская политика здесь пассивна.

- Насколько реалистичен прогресс в урегулировании карабахского конфликта в ближайшее время?

- На мой взгляд - не реалистичен. Позиции  двух сторон взаимно противоположны.Хотя было много разговоров о пересмотренных Мадридских принципах, публичные заявления армян и азербайджанцев показывают, что серьезных продвижений в позициях сторон все еще нет: Ереван продолжает говорить о самоопределении, Баку продолжает настаивать на территориальной целостности. Очень мало, что изменилось со времени заключения соглашения о прекращения огня в середине 1990-х годов.

- Каких событий следует ожидать на Южном Кавказе в 2010 году?

- На мой взгляд сближения  Армении и Турции  скорее всего, не произойдет, и обе страны будут отброшены к отношениям на подобие тех, что мы видели в 90-е годы. Нагорно-Карабахский конфликт также останется замороженным с множеством разговоров о «неизбежном дипломатическом прорыве», но, к сожалению, без реального проявления оного.

Из существенных изменений, я бы отметил только вероятную «финляндизацию» Грузии, поскольку она осознает, что ее связи с США переживают упадок, а шансы на вступление в НАТО практически равны нулю.

Эльшан Рустамов
http://1news.az/interview/20100510013216815.html

Грузия, Турция, НАТО, Азербайджан, США, Армения, Кавказ, Карабах

Previous post Next post
Up