Талышский сепаратизм любит Иран?

Apr 06, 2010 17:28

В конце 2009 года администрация бакинского информационного портала www.etnoglobus.org обратилась к администратору информационного портала tolishpress.org Кахину Абилову с просьбой ответить на некоторые вопросы. Несмотря на императивный и обвинительный тон некоторых вопросов мы все же решили ответить на них, прекрасно понимая, что, несмотря на уверения администрации Этноглобуса в азербайджанском интернет-портале не дадут разместить наши ответы. Ибо сама цель данного интернет-сайта сглаживать прегрешения азербайджанских властей в этнополитике, а если точнее, покрывать политику этноцида проводимой властями по отношение к народам страны. После того, как нами были отправлены ответы на вопросы www.etnoglobus.org сайт странным образом закрылся на реконструкцию. Учитывая шестую годовщину создания информационного портала www.tolishpress.org администрация сайта решила разместить “несостоявшиеся интервью” в Толышпрессе в первоначальном варианте.

-На какой стадии этническое сознание среди талышей в Баку и в регионах их компактного проживания - в Лерике (где большинство населения составляют талыши) и в Масаллы, Астаре (где азербайджанцы и талыши составляют почти равное количество)?

Должен отметить, что у вас неправильные представления о расселении талышей. Во-первых, почему вас интересуют талыши, проживающие только на территории этих районов? А где Ланкон? Может быть, его уже не считаете талышским районом, точнее - столицей Талыша? Не говоря уже о Варгадузе (Ярдымлы), Хымоашире (Джалилабад), Биласуваре, еще дальше - Салионе (Саляны), Натачола (Нефтчала) и пр., где тоже проживает немало талышей? Почему даже не называете такой крупный город, как Сумгаит, треть населения, а может и половина которого тоже составляют талыши? Во-вторых, откуда такая уверенность, что в Масале (Масаллах) и Осторо (Астаре) так называемые "азербайджанцы" и талыши составляют почти равное количество? Кого хотите ввести в заблуждение, нас - талышей, или читателей своих? Чтобы не быть голословным, я советую вам прочитать книгу американских авторов под названием "Изучение языков Азербайджана", во втором томе которой 41 страница посвящена талышам -"Социолингвистическая ситуация в Талыше". Там, например, указывается, что 99% населения Лика (Лерика) и 99% Осторы составляют талыши.

Что касается первой части вашего вопроса, вы сами же даете свой ответ на данный вопрос в последующих вопросах! Учитывая особый интерес к данной теме, который отражается в количестве вопросов, которые посвящены этническому самосознанию талышей, с вашего позволения, отвечу им в одном блоке, чтобы избежать ненужных повторов.

-Опросы Академии Наук показывают, что азербайджанское сознание, привязанность к своему государству среди этнических групп, в том числе талышей в регионах компактного их проживания высок.

-Но при этом сохраняется этническое сознание. Интересно, что этническое и общеазербайджанское сознание не конфликтуют между собой.

- В недалеком прошлом, когда попытки создания так называемого Талыш-Муганской республики не был поддержан талышским народом, что подтверждает, что среди талышей политическое сознание сливается с общеазербайджанским сознанием и они чувствуют себя частью этого социума.

Мне не хотелось бы вдаваться в подробности научной достоверности данных опросов, к которым у меня, как и у многих представителей интеллигенции современного Азербайджана, будь он талыш, или тюрк, нет доверия. Мы все знаем, какие цели они преследуют, какие вопросы и почему включаются в анкеты данных опросов, и, главное - кто проводит эти опросы. Не говоря еще о том, насколько население, в отличие от развитых демократических стран, готово для проведения аналогичных опросов. Трагедия современного азербайджанского общественного мнения заключается в том, что и власти, и околовластная интеллигенция, заведомо зная об этом, в то же время именно с помощью данных таких вполне подозрительных опросов продолжают манипулировать сознанием людей. С властями все ясно. Им выгодно это и с точки зрения управления массой, и с точки зрения обмана международной общественности. А чего вы добиваетесь?

Тут я должен сказать несколько слов вообще об азербайджанской интеллигенции. Интеллигенция в своей сути более продажна и зависит от воли властей, чем простой обыватель. Это во многих странах так. Но, всему должен быть свой предел! Сегодняшняя интеллигенция в Азербайджане проявляет такие чудеса фантазии, каких в других странах вряд ли можно наблюдать! В течение всего периода независимости, интеллигенция продолжает лизоблюдствовать перед властями, в то время как большинство из ее представителей уверено в том, что данная власть ведет это государство к краху. Не может быть, чтобы никто в Азербайджане не понимал этого! Причем это отражается и в отношении интеллигенции к нам - талышам! Вы что, не видите, что происходит в институте истории АН АР? Почему ни один представитель интеллигенции не выступает с публичным заявлением против того, что слово "талыш" просто убирают из учебников по истории? Создается история для внутреннего употребления, да? Вас не интересует, что все ученое сообщества мира просто смеется над страной? Недавно азербайджанские СМИ написали о заключении И-та Истории НАН Азербайджана о книге иранского историка Х. Ахмади "Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг.". Мало того, что данное заключение является еще одним доказательством плачевного состояния вообще исторической науки и ученых-историков в Азербайджане, еще и свидетельствует о политической безграмотности ее авторов. Как, по-другому можно объяснить то, что в рецензии общественные организации, созданные и действующие на территории другой страны (России), где по самым скромным подсчетам проживает сотни тысяч талышей, называются "сепаратистскими", и пишется, что "их деятельность направлена против азербайджанской государственности". Далее, что означает, по-вашему, следующее предложение из данного заключения: "Эти организации занимаются серийным выпуском книг про талышей". С каких пор издание книг оценивается как проявление сепаратизма? Кто-нибудь в Азербайджане может дать объяснение по поводу данной писанины?

Но, авторы заключения на этом не останавливаются, и идут еще дальше в своих желаниях понравиться властвующему клану. Что означает, по-вашему, это предложение: "Книга Х.Ахмади "Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг." способствует росту сепаратистских настроений и этнического противостояния в Южном регионе"? Откуда такое ревностное отношение у историков Азербайджана к изучению истории талышей? И откуда такое название "Южный регион"? Где начинаются, и где заканчиваются границы данного региона? Кому в Азербайджане так не нравится слово "Талыш", и кому снятся страшные сны при одном напоминании данного слова?

В истории никогда не было ханства под названием "Ленкоранское". Последнее из нам известных талышских ханств (их было много в средних веках) вовсе не было создано в Ланконе. Оно изначально было создано в Осторе, а уже во времена Мир-Мустафы хана столица ее была перенесена в Ланкон, что не дает основание называть ее "Ленкоранским", тем более зная, что сам Ланкон не имеет никакого отношения к тюркам, как бы не старались в этом плане в Азербайджане!

Далее, что означают, по-вашему, слова о том, что якобы данная книга "преследует цель сеять раздор внутри сплотившегося вокруг азербайджанской государственности населения южного региона"? Во-первых, население данного региона никогда не было сплочено "вокруг азербайджанской государственности", так как при провозглашении государства под таким названием никто не удосужился спросить мнение этого народа! Во-вторых, что эта за "государственность", которая может быть развалена путем издания всего лишь одной книги?

Что касается вашего утверждения, что якобы "политическое сознание талышей сливается с общеазербайджанским сознанием", приходится констатировать факт отсутствия в современной Азербайджанской Республике "общеазербайджанского сознания" вообще! Тут отсутствует политическая нация, что не позволяет формирования такого сознания. Вместо него существуют разные "региональные" и "этнические" сознания, которые никак не могут слиться в единое в силу многих причин исторического и иного характера.

Вы - образованный человек, плюс к этому, занимаетесь этническими вопросами. Почему в вашем портале не пишется о таких вопросах?

Вот вы пишете, что у талышей "сохраняется этническое сознание". Но, что происходит с так называемым "титульным этносом"? Кто вы - можете сказать? Почему никто из интеллигентов в открытую не выступает за возвращение своему этносу его имени? Вам не бывает стыдно хоть иногда, за то, что, например, пишете, что "в таких-то районах азербайджанцы и талыши составляют равное количество"? Как можно называть нацию "азербайджанцы"? Вы же являетесь специалистом в этих вопросах. Вы же должны знать, что "азербайджанец" - понятие политическое, которое имеет в виду гражданство людей, под каким подразумеваются и талыши, и тюрки (если они себя таковыми считают), лезгины, аварцы и даже русские и пр., проживающие на этой территории! Не может быть, чтобы вы не знали о том, что понятие "азербайджанец" является удобной маскировкой, с помощью которой власти в стране держат под секретом реальное число представителей различных национальностей. Ваши старшие братья из соседней Турции, по пути которых до недавнего времени шли и вы, уже погорели на этом, где в течение долгих десятилетий всех мусульманских граждан страны называли просто турками. Что получилось в итоге? Сейчас выясняется, что турки составляют меньше половины населения Турции, что признается на высшем уровне и предпринимаются меры по спасению турецкой государственности. Не приходит вам в голову мысль, что рано или поздно к этому придут и власти Азербайджана? Можете быть уверены, что это обязательно произойдет, но, увы, тогда будет слишком поздно+

Но, все это я в очередной раз оставляю на совесть интеллигенции Азербайджанской Республики и продолжаю отвечать на ваши вопросы.

Для нас главное в сознании талышей является то, что наши собратья идентифицирует себя как талыши! Самое главное в этническом сознании - самоидентификация, что вам должно быть известно по роду вашей деятельности. То есть, понимание того, кто ты есть и чем отличаешься от других аналогичных сообществ людей. Несмотря ни на что, талыши до сих пор сохраняли свою самобытность в лице своего родного языка, Родины, где они продолжают жить компактно, культуры и фольклора, формы хозяйствования (хотя большая часть уже разрушена!), традиций и обычаев, своей несравненной кухни и т.д. Не надо забывать, что талыши один из тех древнейших народов мира, кто создал свое государство "Мадо" (Мидия). Для талыша Азербайджан, прежде всего, его Родина, к которой никто другой из ныне проживающих народов на территории государства под названием "Азербайджанская Республика" не имеет никакого отношения в историческом и генетическом плане. То, что некоторое количество неталышей переселено в Талыш в недавнем прошлом, - в основном, при Шахе Аббасе (в целях подавления там народных волнений), и русскими, еще не говорит о том, что они имеют какое-то отношение к Талышу и Азербайджану в том числе! Талыши за последние два тысячелетия всегда имели свою государственность, в отличие от некоторых других наших соседей. Они сохраняли свою относительную независимость даже когда формально находились в составе единого иранского государства. Известно, что Россия тоже настаивала на создании независимого талышского государства в начале XIX века, чему мешала туркманская власть каджаритов Ирана того времени. Плюс к этому, Россия обещала соблюдать независимость Талышского ханства в составе России, впоследствии которое было нарушено.

Отсюда и особая привязанность талышей к государственности. При этом, я советую вам учесть такой факт, что данные тех опросов, о которых вы пишете, свидетельствуют о привязанности талышей к своим государственническим традициям, а вовсе не о привязанности к государству Азербайджанская Республика. Это очень существенный момент сознания талышей, который является всеобъемлющим показателем всей нашей этнической самобытности. В доказательстве тому имеется достаточное количество источников и исторической литературы, большинство которых целенаправленно уничтожены в библиотеках Азербайджанской Республики, но, слава Аллаху, сохранены в библиотеках и архивах России и Грузии! Мы ныне имеем возможность сами выявлять эти источники и написать историческую правду, которую в Азербайджане так бояться!..

-На каком уровне находится политическое сознание среди лезгинской интеллигенции. Речь идет о привязанности к Азербайджану, титульному этносу и создание своих политических организаций, автономии или государства.

Было бы лучше, если этот вопрос был бы адресован представителям лезгинской интеллигенции.

Но, так как вопрос уже задан, я могу сказать вот что: Лезгины - один из автохтонных народов исторической Кавказской Албании, которые никогда не имели никакого отношения к Азербайджану в историческом плане. Этот народ разделен на две части, что является большой несправедливостью во всех отношениях. Сегодня мы являемся свидетелями вполне справедливой борьбы лезгинского народа за поиск своей геополитической идентичности.

-Толерантность азербайджанских тюрков веками оставил следы в памяти малочисленных народов, которые не носят в себе ненависть к титульному этносу. К сожалению, талышские сепаратистские организации, талышские СМИ за пределами Азербайджана прививают ненависть к азербайджанским тюркам, презрение к их культуре, заранее зная лживость своей пропаганды.

Честно говоря, от вас не ожидал такого вопроса. И вспомнил тут народную мудрость: "так накричал вор, испугался даже праведный".

Талыши, как об этом пишут многочисленные иностранные наблюдатели и ученые (в случае надобности можем предоставить вам список работ этих авторов), всегда отличались своей толерантностью, а самое главное - набожностью! У нас никогда даже в мыслях не была неприязнь к другим народам. Мы ведь боремся за права своего народа. Мы понимаем, что такое несправедливость в отношении к народу, что такое дискриминация народа. Поэтому мы уважаем права всех народов, где бы они ни проживали. Поэтому у нас всегда вызывает снисходительную улыбку, когда пишут, якобы "талышские сепаратистские организации, талышские СМИ за пределами Азербайджана ввивают ненависть к азербайджанским тюркам, презрение к их культуре, заранее зная лживость своей пропаганды". Необоснованность таких заявлений проявляет себя, прежде всего, в том, что, во-первых, мы хорошо понимаем, что это является "заказом сверху" с тем, чтобы придать нашей борьбе "межэтнический" характер. Мы ведем политическую борьбу, которая не задевает интересы ни одного другого народа. Целью этой борьбы является защита прав нашего народа и восстановление талышской государственности на своих исконных землях.

Во-вторых, в официальных документах АР не числится народ под названием "азербайджанские тюрки", о котором вы пишете. Так что, будьте добры, сперва определитесь с именем своего народа, а потом уже мы скажем вам, как относимся к данному сообществу людей. Что касается термина "талышские СМИ за пределами Азербайджана", можете быть уверены, отношения талышей к другим народам нисколько не зависят от места их проживания. Талыш везде относится к другим народам как к божьему созданию, а значит, с безграничной любовью!

-Руководители талышских организаций в России выступают против азербайджанских властей. Неужели вы думаете, что этим возможно привлечь в вашу сторону азербайджанских тюрков или другие этнические группы?

Мы боремся не за то, чтобы изменить в стране власть. Мы боремся за сохранение своей нации, за свое право жить и быть талышами и хотим восстановить талышскую государственность на своих исконных землях, независимо от того, в какой стране сами функционируем. Мы ведем эту борьбу, не думая о том, нравится она кому-то или нет! А к борьбе других народов в защиту своих прав относимся с большим уважением, если эта борьба направлена на установление справедливости.

-Исследования показывают, что среди малочисленных народов присутствует комплекс малочисленности. Как вы думаете, когда и в каких обстоятельствах проявляется комплекс меньшинства?

Может и в самом деле такой комплекс имеет место у какого-то малочисленного народа, к которым не относятся талыши. Талыши - не малочисленный народ. Они - хозяева своей земли, откуда не смог их выдворить ни одна сила за многотысячелетнюю историю этого народа. Каждый талыш, независимо от уровня его образования, чувствует особую гордость за то, что Азербайджан является его Родиной! Это и пугает многих недругов талышского народа, к числу которых с уверенностью можно отнести и нынешнюю власть в АР, которая день и ночь строит планы по уничтожению этого этноса. Именно отсутствие данного комплекса наряду с другими благоприятными факторами служило основой того, что талышский народ до сих пор сохраняет свою самобытность и самоидентичность. Это дает нам основание с уверенностью посмотреть на будущее нашего народа+

Комплекс малочисленности может проявляться у группы людей, чувствовавшие непосредственную угрозу уничтожения для себя, находясь во враждебном окружении. В недалеком прошлом такой комплекс можно было наблюдать у некоторых талышах, оказавшихся в меньшинстве, например, в г. Баку, где они стеснялись, а некоторые даже боялись разговаривать на родном языке. Правительство Азербайджана своей "целенаправленной политикой" избавило таких талышей от такого рода страха. Оно в течение всех последних лет интенсивно выдворило талышей из Талыша, создавая там невыносимые условия для жизнедеятельности. Люди в поисках заработка были вынуждены оставить свои дома, и уехать в Баку и Сумгаит, а более состоятельные - в Россию и другие постсоветские страны. Благодаря такой политике, сегодня талышскую речь можно услышать в любом уголке Баку и Апшерона, что является еще одним доказательством отсутствия вышеназванного комплекса.

-Что влияет на формирование этнического и политического мышления талышского этноса?

Все те факторы, которые призваны влиять на формирование этнического и политического мышления любого другого народа.

Главный фактор - фактор Родины. С каждым днем все большее число талышей понимают, что они должны быть истинными хозяевами у себя на Родине, так как имеют естественное право на самоопределение.

Второй - фактор автохтонности. Сегодня редко встретишь талыша, который не знает о том, что талыши созданы Аллахом на этой земли, а остальные народы появились тут намного после нас. При этом ни один талыш не испытывает неприязнь к гостям, наоборот, готов в любой момент принимать людей, попавших в горе. Так было в течение всей истории, когда, например, после землетрясения в Шемахе, либо во время голода в Карабахе, во время наводнения еще где-то талыши принимали этих людей с любовью, предоставили им кров и пишу. Вызывает сожаление тот факт, что некоторые из таких гостей страдают амнезией, что проявляется в том, что через определенного периода времени выступают с требованиями совсем другого порядка.

Третий - фактор государственности. Она заключается в том, что многие талыши уже понимают, что они не являются каким-то "меньшинством", а государствообразующим народом со славными государственническими традициями, который имеет все права жить под властью своего государства, а не чужого. Талышский народ подарил миру государству Мадо (Мидия) и Атропатену, многочисленных других государственных образований, историю которых сегодня знает большинство талышей и каждый из них чувствует особую гордость за славную историю своего народа.

Четвертый - фактор борьбы за свои права, за свободу, который играет не последнюю роль в формировании политического сознания каждого народа.

Пятый - фактор солидарности. Мы не сомневаемся, что многие народы в самой АР и за ее пределами поддерживают борьбу нашего народа. Мы тщательно изучаем опыт других народов, при этом внимательно работаем над своими ошибками прошлых лет, проследим над геополитическими процессами в нашем регионе и в мире. Нас радует тот факт, что идея о правах народов сегодня набирает все больше сторонников во всем мире, в первую очередь - в самой Европе.

Шестой - фактор справедливости. Сегодня даже в самой АР многие (хотя не публично) признают, что является большой несправедливостью то, что талышский народ лишен всех прав и свобод.

Наконец, фактор Божьей кары. Как уже было отмечено нами, талыши испокон веков являются набожным народом. Они глубоко верят, что рано или поздно постигнут Божьей карой те люди, кто занимается угнетением народов.

-Радикальные талышские персоны, лидеры любят повторять, что в Азербайджане нарушаются права этнических меньшинств. В какой форме это проявляется?

В отличие от некоторых радикальных азербайджанских политперсон, "радикальные талышские персоны" при этом исходят из реалий современного Азербайджана, которые были уже анализированы выше. Вкратце скажем, что в АР нарушаются все права человека и гражданина, что признается большинством аналитиков и наблюдателей. В таких условиях было бы наивно думать так, как будто не нарушается только права народов. Так говорят некоторые так называемые правозащитники типа Н. Джафароглы, кто в своем интервью вашему порталу под названием "Толыши садо" московского разлива" критикует газету "Толыши садо", при этом говорит, что эта газета якобы издается в г. Москве. Всем известно, что эта газета с самого начала выходит в Баку. В отличие от таких персон, здоровая логика подсказывает, а мы глубоко уверены, что о какой-либо защите прав нетюркских народов в АР речи не может идти. Эти права нарушаются самым грубым образом, и нарушаются они во всех сферах и формах.

Я был уверен, что после гибели Новрузали Мамедова в заточении, что являлось вопиющим доказательством грубого нарушения прав талышей, хотя бы представителям интеллигенции АР будет стыдно задать вопрос о нарушении или не нарушении прав талышского народа. Ведь это чувство является одним из важных составляющих понятии "интеллигентность".

Кстати, о нарушении прав этнических меньшинств говорят не только "радикальные талышские лидеры". Как вы объясните недавнее заявление депутата из Масала Э. Ахундовой о существование проблем в области защиты прав талышей в Азербайджане? Или же аналогичное заявление руководителя аппарата Милли Меджлиса С. Мирзоева, который обосновывает причины не решения проблем этих народов якобы отсутствием денег у государства?

-Талыши представлены на разных ступенях общественно-политической жизни. Кроме того, опросы показывают, что при подборе кадров никогда не спрашивают их этническое происхождение.

Правильно говорите, есть такие талыши, точнее, как они о себе говорят - представители "Южного региона". Но это вовсе не свидетельствует об уважении к талышам как народу, а является доказательством сущности режима, основанного на трайболизме и ксенофобии. В таких режимах обычно спрашивается пригодность или непригодность того или иного субъекта властвующему клану, а не его этническая или иная принадлежность. При этом практика показывает, что такой принцип функционирования государства не приносит пользу ни самому режиму, ни тем субъектам, кто готов продать свой народ в угоду своим сугубо эгоистичным интересам.

-Любить и заботиться о своей культуре, этнографии естественные потребности каждого человека. Но "забота" талышских лидеров сохранения своей этнической идентичности больше полна амбициями этих же лидеров и втягивания талышей в узкую этническую квартиру.

Старания талышских лидеров не направлены на втягивание талышей в "узкую этническую квартиру" как вы говорите, а обусловлены исключительно естественными потребностями талышского народа. Что касается "этнической квартиры", она никогда не бывает узкой. Размеры этнической квартиры всегда соответствуют потребностям соответствующего народа, откуда начинается его путь в большую семью народов мира. Но, прежде чем войти в этот мир, каждый народ должен "очистить" свою квартиру от нечисти с тем, чтобы чувствовать себя свободным прежде всего у себя дома, чем и занимаются талышские лидеры в современном глобальном мире.

И еще : я уверен в том, что вы лично не знакомы ни с одним из талышских лидеров. До сих пор в вашем портале опубликовано всего одно интервью Ф.Ф. Абосзода, которого вы тоже в глаза не видели, хотя он все это время продолжал жить в Баку. Ну, как после этого можно говорить о каких-то несуществующих "амбициях" этих людей? Кто из представителей медиа АР позволил себе беседовать с этими людьми с глазу на глаз, например, за последние пять лет? Попробуйте, если на самом деле хотите выявить истину+ Постарайтесь быть свободными, задайте свои вопросы в живой беседе, от чего будет больше пользы для общества. Почему-то получается так, что даже те редкие вопросы, отправленные по интернету к нам для интервью, часто пахнут стенами МНБ АР, запах которых хорошо известен многим из наших лидеров.

-Ваши ресурсы пропагандируют Иран и призывают их "спасать" талышей Азербайджана. Здесь отсутствует логика. Ведь Иран та страна, где грубо нарушаются права этнических меньшинств.

Тут приходится, к сожалению, опять огорчить вас. Иран наша историческая Родина, которую мы очень любим и уважаем. Талыш - исторически является частью Ирана и иранской цивилизации. И в этом нет ничего удивительного, что наши ресурсы пропагандируют, а наши поэты воспевают Иран! Родину надо любить так, как ее любят талыши! И нынешняя Азербайджанская Республика тоже основана на северных провинциях исторического Ирана, этого нельзя забывать.

Кроме того, Иран является крупной региональной державой, которая имеет все права и возможности для участия, вместе с другими региональными державами, в деле справедливого решения проблем наших народов. Неслучайно, мы призываем иранских властей активизировать свои усилия в данном направлении, так как убеждены, что сегодняшнее положение талышей в АР в некоторой степени обусловлено теми ошибками, которые были допущены туркменскими правителями Ирана двухсотлетней давности. А исправлять свои же ошибки во все времена является делом чести.

Что касается якобы "нарушение прав этнических меньшинств в Иране", убежден, представители тюркоязычных народов меньше всех других имеют морального права говорить о каких-то нарушениях прав этнических меньшинств в Иране.

В конце я выражаю благодарность Вам и Вашему творческому коллективу за интерес к талышской тематике и за интервью.
http://www.ethnoglobus.com/index.php?l=ru&m=news&id=581

Азербайджан, Иран

Previous post Next post
Up