После смерти президента Сергея Багапша, при котором Абхазия получила признание своей независимости со стороны России, среди абхазского населения начала расти некоторая усталость от плотной опеки со стороны Москвы. Согласно данным пражского информационного агентства Medium Orient сегодня 73% жителей Абхазии желают полнейшей независимости.
За присоединение к РФ выступили лишь около 10% населения, основу которых составляют русские жители республики. Так же представители агентства сообщают, что раньше, до признания РФ независимости Абхазии, процент желавших присоединиться к России был значительно выше.
Югоосетинский привкус
«Я понимаю, что интерес есть у определенных политических сил влезть в Абхазию, в Южную Осетию, тем более есть возможности и экономические. Но надо от этого воздерживаться», - такими словами политолог Валерий Хомяков характеризует желательную направленность российской политики в отношении недавно признанных РФ республик - Абхазии и Южной Осетии.
Что касается Южной Осетии, то там общество уже сыто скандалами, связанными с неуклюжими попытками прямого вмешательства московских чиновников и политиков в выборы президента республики. И реакция населения на эти случаи не очень положительная.
«Явную неприкрытую поддержку одного из кандидатов на пост президента республики мы расценивали как вмешательство во внутренние дела суверенного государства», - заявляется в обращении главы Московской осетинской общины Валерия Каболова к президенту Российской Федерации. Российский глава отнесся без особого внимания к этому обращению.
Зато по поводу невмешательства российской стороны в выборы в Абхазии он сказал, что Москва «следила внимательно, но участия не принимала». Что является, по всей видимости, правдой. Ибо, как утверждается, российская политическая элита желала видеть на посту президента Абхазии Сергея Шамба. Но главой стал Александр Анкваб.
Но вот слухи о растущем вмешательстве Москвы во внутреннюю политику молодого абхазского государства, подогретые скандалами из Южной Осетии, сейчас набирают популярность. А причиной своей они имеют недовольство народа.
Уровень поддержки
В свою очередь российская сторона говорит о поддержке республики Абхазия. Но поддержка эта носит исключительно экономический и военный характер. То есть речь не идет ни о каком превращении Абхазии в своего рода сателлита России.
И действительно, финансовая поддержка со стороны России Абхазии оказывается на весьма солидном уровне - 70% бюджета Абхазии состоит из российских денег. Помимо этого Россия ведет восстановительные работы в Абхазии.
К примеру, на реке Псоу строится КПП по современным стандартам, восстанавливается главный автомобильный мост. Это послужит ощутимому облегчению проблемы перегруженности дорожной инфраструктуры республики.
Из российских средств на реализацию программы «Комплексный план содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2010-2012 гг.» выделено уже 3 миллиарда рублей.
На этом фоне российские политики постоянно утверждают, что поддержка Абхазии оказывается исключительно в рамках союзнических и «братских» отношений. Речи о какой бы то ни было экспансии не ведется.
Абхазский дрейф
С иного ракурса эта финансовая поддержка Абхазии Москвой рассматривается многими жителями этой республики. А также многими экспертами. Согласно этой позиции, российские деньги идут на формирование абсолютно зависимого от России положения Абхазии.
Плюс ко всему, как бы в подтверждение этой версии, недавно были озвучены территориальные претензии России к Абхазии. Речь идет о 160 квадратных километрах земли, всплывших в переговорах между российской и абхазской стороной весной прошлого года в ходе переговоров о делимитации границы.
Сухуми ответила отказом на пожелание Москвы передать ей часть территории в северо-западной части Гагрского района, прилегающего к озеру Рица. Радиостанция «Свобода» отмечает, что, по мнению некоторых абхазских наблюдателей, эти российские претензии стали первой серьезной проблемой в отношениях РФ и Абхазии.
Именно того мнения, что политика, проводимая российскими чиновниками на абхазском направлении, имеет целью установление контроля над Абхазией, придерживаются аналитики портала FundsHub. «Абхазии, находящейся на полной дотации, на которую тратятся огромные деньги, Россия никогда не даст возможности проводить собственную политику в регионе», - утверждается в одной из статей этого ресурса.
Подобной позиции придерживается и член Общественного совета СКФО, лидер кабардинской организации «Хасэ», герой абхазской войны за независимость Ибрагим Яганов. По его словам, жители Абхазии не желают углублять ныне имеющиеся отношения с РФ, поскольку «вся эта братская канитель» делается политической верхушкой.
То есть получается, что абхазский народ не желает увеличения влияния России на жизнь их маленького государства. А руководство республики, осознавая все плюсы такого сотрудничества, наоборот стремятся к более широкому развитию отношений с Россией.
По всей видимости, так оно и обстоит. Заявил об этом новый президент Абхазии Александр Анкваб и на встрече с российским главой Дмитрием Медведевым. «Для нас крайне важно, что сегодня Абхазии гарантирована безопасность. Это значительно изменило ситуацию внутри страны», - сказал он.
«У нас есть реальные возможности сосредотачиваться на социально-экономическом развитии, - отметил Анкваб. - Сегодня нет той гнетущей обстановки, в которой народ Абхазии жил многие годы».
Подобные политические ориентации среди абхазского населения подтверждаются и социологическими замерами. По данным все того же Medium Orient на вопрос «С кем нужно выстраивать отношения Абхазии?» большинство абхазцев ответили «С Россией».
Тем не менее, среди жителей республики все же определенной популярность пользуются настроения несколько похожие на те, что изложил Яганов. Поскольку в приведенном выше опросе о политических предпочтениях жителей Абхазии следом за Россией шла Турция.
По предположениям некоторых аналитиков, Турция по популярности среди жителей республики скоро может обойти РФ. Если это произойдет, то это явится следствием укрепления неприязненного отношения жителей Абхазии к российскому политическому классу и желания как-то погасить экономическую «интервенцию» России.
Соседи смотрят криво
Разумеется, что все эти тенденции не остались незаметными для мирового сообщества. В основном все те политические силы, которые имеют какие-то виды на Абхазию, относятся неодобрительно к политике России на этом направлении.
Например, после территориального спора между Москвой и Сухуми, причиной которого стали земли Гагрского района, замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе сказала: «Это тот путь, который продолжает Россия. В частности, это попытка присвоить грузинские территории».
Многие наблюдатели, конечно, утверждают, что подобная грузинская позиция обусловлена тем, что Грузия считает границу с Абхазией административной. Но некоторое неодобрение плотной российской опекой Абхазии высказывали и другие стороны.
«В отличие от Южной Осетии, целиком зависящей от поставок из России, Абхазия может ориентироваться и на иные источники - прежде всего на влиятельную и разветвлённую абхазскую диаспору, в большинстве своем осевшую именно в Турции», - считает руководитель отдела Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Сергей Власов.
С его слов, родной брат недавнего премьер-министра Абхазии Сергея Шамба - академик Тарас Шамба возглавляет Всемирный конгресс абхазо-абазинского народа и, фактически, проводит работу по лоббированию признания суверенитета Абхазии во внешнем мире. «Причем Конгресс делает это самостоятельно, без оглядки на Москву, предпринимающую аналогичные усилия по признанию Сухуми», - утверждает Власов.
С его же слов, Турция, безусловно, заинтересована в независимой Абхазии. Хотя бы как в противовесе Грузии, откровенно позиционирующей себя как плацдарм США на Черном море. Оттого Турция претендует на роль регионального лидера и будет влиять на ситуацию в Абхазии, но пока только экономическими методами.
И что дальше
На самом деле ситуация несколько сложнее, чем может показаться. Растущее недовольство российским давлением на республику грозит изменениями в общей политической расстановке сил в Абхазии. И это может привести к власти националистические партии, которые на сегодняшний день хотели бы ослабить влияние российского политического класса в республике.
А ослабление поддержки Москвы опять-таки может спровоцировать Грузию на очередную военную операцию против Абхазии. А подобное силовое изменение расстановки сил в Закавказье не вписывается ни в интересы Сухуми, ни в интересы Москвы.
Заур Караев
http://kavpolit.com/i-s-dengami-ne-nat/