В последние десятилетия широко распространилась практика использования идеологии, основанной на искажении смысла толкования религиозных постулатов, известной как религиозно-политический радикализм. Являясь объектом данной идеологической экспансии, Северный Кавказ вызывает определенный интерес со стороны лиц, заинтересованных в дестабилизации региона.
Очевидную роль в эскалации напряжения на Северном Кавказе играют определенные неправительственные международные религиозные организации. В достижении своих целей они используют методы, близкие к экстремистским. Большинство таких организаций, называющих себя мусульманскими, посвятили свою деятельность не идее распространения религиозного сознания, а политической борьбе за власть и собственному влиянию в массах. Особенности данного региона способствует таким процессам. В использовании экономического потенциала Юг России значительно отстает от среднероссийских показателей. Уровень безработицы, в 5-7 раз превышающий ее средние показатели по России, создает благоприятные условия для привлечения местного населения в такие организации. Как следствие, сегодня состав участников лево-радикального движения является преимущественно молодым по возрасту. При этом по социальному положению оно, в основном, состоит из низших слоев общества (материально необеспеченных, безработных, с приниженным социальным статусом, с невысоким образованием и т.д.). По данным Национального антитеррористического комитета, возраст 80% экстремистов, преступная деятельность которых была пресечена за последние 4-5 лет, составлял менее 30 лет [1]. Принимая данные обстоятельства во внимание, необходимо заострить внимание на причинах, побуждающих молодежь вступать в такие организации.
По уровню этнополитической напряженности в стране, регион лидирует среди прочих. Здесь сосредоточены основные российские межэтнические конфликты и сепаратистские движения. В преодолении отрицательных тенденций государство заинтересовано в стабильном обществе и его поступательном развитии, в осуществлении сопротивления внешним раздражителям. Проведение реформ и преобразований зависит, главным образом, от политических предпочтений, установок и норм поведения местных управляющих элит, которые традиционно играют особую роль в регионе.
Нынешняя взрывоопасность северокавказского региона объясняется, в т.ч., и тем, что традиционный ислам здесь подвержен внешним и внутренним дестабилизирующим влияниям. Традиционный ислам ослаблен в связи со всеми историческими коллизиями, имевшими место в ходе пребывания мусульманских народов Северного Кавказа сначала в составе Российской империи, а затем и Советского Союза, в результате чего образовался религиозный вакуум. Официальная исламская структура также понесла ощутимый урон в ходе постигшего ее кризиса, связанного с распадом существовавших в Советском Союзе духовных управлений мусульман, в т.ч. ДУМ Северного Кавказа [2]. Современное состояние мусульманского сообщества региона указывает на то, что его фактический раскол на традиционалистов и радикалов, в некоторых случаях смыкающихся с экстремистскими элементами, продолжает увеличиваться, несмотря на поддержку правительством традиционно ориентированных священнослужителей. Тем не менее, укрепление позиций традиционного духовенства, совпавшее с действиями правоохранительных органов против радикально настроенных имамов, ведет к дальнейшей деинституализации экстремистских организаций, ослаблению их влияния.
Наименее разработанный блок - информационно-пропагандистский и разъяснительные работы. Борьба «за умы» является трудоемкой составляющей антитеррористической стратегии и требует индивидуального внимания. Для усиления идеолого-пропагандистской и разъяснительной работы на этом направлении указом президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. утвержден Комплексный план информационного противодействия терроризму в РФ на 2008-2012 гг. [3], включающий борьбу на Интернет-площадке. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил на выездном заседании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, проходившем в Хабаровске 3 августа 2011 г., что в русскоязычном Интернете беспрепятственно действуют 7,5 тыс. экстремистских сайтов [4]. Затруднение в их ограничении заключается в том, что в основной массе эти сайты зарегистрированы на зарубежных серверах. Учитывая данный факт, вопрос о регулировании информационной сферы остается актуальным.
Зачастую экстремистами применяются методы, использовавшиеся ранее и имевшие положительные результаты в других странах. В противостоянии таким методам может помочь опыт, имеющийся в международной практике. В общем ракурсе рассмотрения, он заключается в совершенствовании антитеррористического законодательства, укреплении национальных спецслужб, вскрытии и пресечении каналов финансирования терроризма, а также проведении информационно-пропагандистской и разъяснительной работы среди различных слоев населения [5].
Снижение внутренних конфликтогенных факторов в северокавказском регионе способствует ослаблению проявления ''внешнего фактора'', продуцируемого геополитическими интересами акторами международных отношений.
Источник 1. ''Северокавказский терроризм в контексте национальной и региональной безопасности России'', Добаев Игорь, профессор Южного федерального университета, доктор философских наук, Ростов-на-Дону,
http://geopolitica.ru/Articles/1148/ 2. ''Исламский радикализм в современных этнополитических процессах на Северном Кавказе'', Добаев Игорь, профессор Южного федерального университета, доктор философских наук, Ростов-на-Дону,
http://www.ca-c.org/journal/rus-06-2000/09.doba.shtml 3. ''В Адыгее расширяют информационное поле для противодействия экстремизму'' , oфициальный интернет сайт республики Адыгея, adygheya.ru›press/news/show/?newsid=1248
4. Официальный сайт ГУ МВД РФ по Дальневосточному федеральному округу,
http://www.mvddfo.ru/MVD/novosti/ministr-vnutrennih-del-rossii-provel-so... 5. ''Северокавказский терроризм в контексте национальной и региональной безопасности России'', Добаев Игорь, профессор Южного федерального университета, доктор философских наук, Ростов-на-Дону,
http://geopolitica.ru/Articles/1148/ Азнаур Аджиев
http://journal-neo.com/?q=ru/node/9972