Нет, что бы там ни говорили, а грузинская экономика продолжает дышать. Не на ладан, если верить властям, а полной грудью. Из года в год растут экономические показатели, увеличивается экспорт, сокращается число безработных, иностранные инвесторы выстроились в длинную очередь и, расталкивая друг друга локтями, бьются за право разместить у нас свои капиталы. Не зря ведь название отраслевого ведомства насквозь оптимистично - Министерство экономики и устойчивого развития Грузии.
Вот она и развивается устойчиво. Рост экономики в нынешнем году, также как и в прошлом, составит 6,5 процентов, заявила французской газете "La Tribune", министр экономики и устойчивого развития Грузии Вера Кобалия. Правда, Европейский банк реконструкции и развития прогнозирует некоторое снижение этих показателей, но, возможно, он просто не в курсе всех наших планов и замыслов.
Слушая победные реляции с высоких трибун, с экранов телевизоров, настроенных на определенные каналы, постоянно ловишь себя на мысли - как бы хотелось хоть недолго пожить в этой стране!
Наша экономика не просто глубоко, но еще и правильно дышит. Потому не задыхается от постоянного метания - по какому пути идти, чтобы сотворить чудо и тем самым удивить мир. Взять курс на европейское развитие, что даст возможность догнать и перегнать Швецию? А может, лучше следовать по тропе "азиатских тигров" - Сингапура, Гонконга, Тайваня или, скажем, Южной Кореи? Смогли же они достигнуть беспрецедентных и невиданных результатов. Мы чем хуже?
Кстати, президент Грузии больше склоняется именно к сингапурской модели. Однако народ, то ли из-за своей некомпетентности, то ли из-за сильной привязанности к Европе, с мнением президента категорически не согласен. Конечно, не весь народ, а лишь часть его, вовлеченная в социологический опрос, проведенный недавно Центром маркетинговых и социологических исследований IPL и Ассоциация молодых бизнесменов и финансистов. За Сингапур проголосовало всего чуть более шести процентов, зато европейская экономическая модель получила наибольшую поддержку - к ней проявили интерес 68.5% опрошенных. Впрочем, возможно, народ и прав. Модель Сингапура вряд ли пригодна для нас, если учесть, что там, в отличие от нашей страны, в полной мере задействованы институты, как продовольственной безопасности, так и антимонопольного регулирования. Кроме того, "сингапуризация" отдалит нас от ЕС и от европейского типа устройства экономики. Отечественная модель, естественно, в списке отсутствовала. Да и с чего бы ей там взяться, когда 62.5% тех же респондентов проявили негативное отношение к экономической политике правительства.
Мечется наша экономика и по части экспорта продукции. Тут, правда, бег получился с препятствиями, и дыхание ее несколько ослабло. Конфуз произошел с лягушками, которых страна продавала Франции и которые, как утверждает министр сельского хозяйства, самые вкусные лягушки в мире.
Сначала за дело энергично взялась компания "Курсали 47" и в 2009 году осуществила экспорт 250 тысяч лягушек и 4 тонн амфибий, выручив за них аж 14 тысяч долларов. Потом эстафету приняла компания "Лого Джорджия", зарегистрированная гражданином Турции. Ей удалось отослать гурманам 60 килограммов лягушачьих лапок, "разбогатев" на 497,3 доллара, и на этом двухлетний экономический эксперимент завершился - экспорт прекратился. Причины общественности не известны, поскольку Министерство сельского хозяйства избегает делать комментарии по этому поводу. Не располагают информацией и в Национальном продовольственном агентстве. Собственно, тут и к гадалке идти не надо - предприятие оказалось нерентабельным. Так стоило ли ради столь мизерных объемов валютных поступлений создавать государственные программы экспорта? Интересно, каким был бизнес план по выращиванию лягушек, если в итоге производители оказались в убытке?
Подвели и крокодилы. Экспорт мяса и кожи взяла на себя грузино-немецкая компания "Жакар". В селе Цаиши построили ферму, в которую вложили 12 тысяч евро, завезли из Аргентины пять десятков рептилий - тоже немалые деньги. Но тропические хищники не подняли, как ожидалось, экономику на ступень выше, пришлось сворачивать и этот экспорт. Да и страусиная ферма, построенная в селе Телети Паата года три назад, в итоге приказала долго жить.
Злые языки утверждают, что неподалеку от Тбилиси Евросоюз вскоре откроет ферму по разведению дождевых червей - специально для чиновников штаб-квартиры НАТО, увлекающихся рыбалкой. Но это, наверняка, шутка. Впрочем, как знать...
Понятно, что в условиях кризиса каждая страна ищет новые пути поступления валюты в государственный бюджет, и наша - не исключение. Но зачем было бросаться на экзотику, на столь необычные для нас виды экспорта, а не обратиться к традиционным? Вот Армения, например, тоже погорев на лягушках, разумно решила не наступать снова на одни и те же грабли, а наращивать экспорт рыбы - осетровых и форели.
Грузия в недалеком прошлом поила своим чаем чуть ли не 90 процентов населения бывшего Союза. Теперь она сама каждый год закупает для внутреннего потребления 800-900 тонн чая. А где наш чай, куда подевались огромные его плантации? Как получилось, что в прошлом сельскохозяйственная страна теперь лишь мизерно обеспечивает себя продукцией полей, садов и огородов, все же остальное импортирует? Даже фрукты, овощи, тот же чай завозятся из-за рубежа. Все объясняется просто: аграрный сектор экономики Грузии пребывает сегодня в глубокой депрессии.
Большая часть сельхозпродукции производится на приусадебных участках и в фермерских хозяйствах, во многих из которых используется ручной труд. Так что продуктивность хозяйства крайне низка.
Для полного удовлетворения потребностей Грузии необходимо до 500 тысяч тонн продовольственного и 200 тысяч тонн фуражного зерна. До распада СССР страна обеспечивала себя зерном минимум на 60-70%, а в настоящее время всего лишь на 10-12%.
Молодые реформаторы, которых "розовая революция" привела к власти, пустили эту проблему на самотек, отдав приоритет развитию инфраструктуры. Хорошие дороги, голубые мосты, поющие фонтаны, безусловно, здорово, но ими - увы! - ни местное население, ни туристов, на которые делают ставку власти, не накормить. Да и вряд ли туристов устроят дорогие и знакомые им импортные продукты, да еще сомнительного качества, как, к примеру, турецкие.
Хотят того власти или нет, но им все-таки придется поднимать сельское хозяйство, поскольку без развития наших традиционных отраслей невозможно обеспечить продовольственную безопасность страны. Однако теперь надо будет начинать с нуля.
Десятки тысяч гектаров пахотных земель уже заросли сорняками. Сельчане приводят веский аргумент: мол, подорожали горюче-смазочные материалы и сеять зерно им невыгодно. Да и рабочей силы не хватает - села практически опустели. Молодежь подалась в столицу, а со стороны нанимать дорого. Это, действительно, так: села стремительно захватили столицу, отчего и они, и столица утратили свои функции.
Выход пока один - необходима действенная система льгот для зернопроизводителей. Существует ведь мировая практика государственной поддержки фермеров. Вот и нужно взять ее на вооружение. И мелким крестьянским хозяйствам надо помочь встать на ноги. Мы же стараемся перенять у Запада все хорошее. Наверное, и этому пора научиться.
А пока... Пока государство и Министерство сельского хозяйства не заботятся об оказании помощи крестьянам, людям, которые обрабатывают землю, чтобы своим тяжелым трудом содержать семью: в Шида Картли, Гурии и Самегрело - везде главная проблема - безработица. Тотальная безработица! Большая часть сельского населения - 70 процентов не имеют работы. В этих регионах, как и по всей Грузии, сельское хозяйство разрушено.
Серьезные проблемы не только в аграрной, но и в промышленной сфере. Большинство предприятий Грузии либо простаивают, либо загружены частично (их потенциал используется примерно на 20 %). Если и наблюдается какой-то рост, то главным образом - за счёт пищевой промышленности, которая в основном базируется на переработке сельхозсырья.
Как известно, государственный бюджет - основа финансовой системы экономики, а одним из главных направлений расходования его средств являются общественные блага. Бюджет Грузии - предмет особой гордости президента - не маленький. Другое дело, как тратятся средства. Расходуются они на концерты звезд мировой эстрады, на новогодние иллюминации и фейерверки, на президентский самолет Boeing 787, который обходится бюджету в 350 миллионов долларов и т.д и т.п, или вкладываются они в то одно их самых главных своих направлений - общественные блага. Скажем, в социальную сферу, которая у нас в плачевном состоянии. И если бы власть правильно распределяла, как доходы, так и расходы, сегодня бюджет Грузии был бы на порядок выше. Причем, не за счет несоизмеримо высоких штрафов, как, к примеру, за самовольную, без санкции мэрии, замену оконных рам, не за счет кошельков людей, вынужденных втридорога платить за продукты питания и предметы первой необходимости.
Но если честно, ни один среднестатистический гражданин, даже если очень захочет, ни за что не сможет понять, откуда приходят и куда уходят государственные деньги, какие фирмы и государственные чиновники стоят за расходной частью бюджета и многое другое.
Очевидно, сложно опубликовать короткую его версию, не на 300 страницах, а всего на 10, и популярно, доходчиво изложить самое важное из того, что содержит бюджет, как собирается государство израсходовать деньги, в том числе налогоплательщиков. А 300 страниц пусть штудируют специалисты и политики…
Допустим, можно подсчитать, что целых 20% годового бюджета идет на всех "силовиков", 8% из этой суммы достается полиции. При этом на сельское хозяйство в бюджете заложено в 10 раз меньше - всего 0,8% бюджетных денег!
Непонятна графа "другие расходы", которые уводят из бюджета 900 миллионов лари. Знающие люди уверяют, что этой суммой будет распоряжаться президент Михаил Саакашвили по собственному усмотрению. Возможно, и для содержания бюрократического аппарата. А как же тогда с обещанной политикой "затягивания поясов" властных чиновников? Как быть с материально не обеспеченными, живущими за чертой бедности людьми, которых уже без малого два миллиона? Сможет ли при таком раскладе экономика Грузии успешно преодолеть, как заверял Михаил Саакашвили в своем годовом отчете, зону турбулентности в условиях мирового кризиса? Моя задача, сказал он тогда, снять синдром отчаяния у необеспеченной части населения Грузии... поднять на новую высоту местную продовольственную базу и выровнять критический разрыв между экспортом и импортом.
И вот, что еще интересно. Представители власти и правящей партии в восторге от бюджета, оппозиция подвергла его острой критике. Словно две стороны читали два разных варианта, а не одну копию этого документа. Вот и попробуй разобраться, кто из них прав.
Смущают и различного рода рейтинги, утверждающие, что экономические показатели страны неуклонно растут, "жить стало лучше, жить стало веселее". Однако куда более адекватное представление об экономическом состоянии страны дают не они, а статистическая информация, свидетельствующая о том, что граждане Грузии находятся в достаточно тяжелом положении. Согласно экспертным оценкам, у 86% населения есть серьезные социальные проблемы.
Кто-то сказал, что самый быстрый способ выиграть войну против бедности - перестать власти делать вид, будто народ богат.
Выходит, мы никогда не выйдем из этой войны победителями...
Арчил Имерели
http://inforos.ru/?module=news&action=view&id=27842