«Синдром титульной национальности» - болезнь, свойственная многим национальным республикам России, в том числе и Адыгее. Число проблемных регионов, подверженных синдрому, составляет четверть от общего количества субъектов Федерации, но признаки болезни почти везде одни и те же. Будучи либо в меньшинстве, либо в неявном большинстве, представители «титульной национальности» ставят себя в заведомо привилегированное положение, занимая почти все политические, административные и экономические высоты на «своей» территории. В итоге люди других национальностей (разумеется, прежде всего, русские) оказываются «гражданами второго сорта».
Наследники «Великой Черкессии»
Что касается Адыгеи, то в конечном итоге в Адыгее от такого положения страдают все жители республики: этнократия, клановость и коррупция в регионе приводят к дальнейшей экономической стагнации, безработице и росту националистических и экстремистских настроений. Таким образом, республика оказывается прочно погрязшей в болоте национальных и экономических проблем.
Хотя, по общепризнанному мнению, Адыгея, пожалуй, самая толерантная республика на Северном Кавказе. Вопрос межнациональных отношений стоит в ней далеко не так остро, как, например, в Ингушетии или Дагестане. Большинство населения Адыгеи (65%) составляют русские, причем их массового исхода из республики пока не наблюдается. Тем не менее и здесь этнократия пустила глубокие корни: адыгское меньшинство, представляющее собой титульную национальность, установило в регионе режим максимального экономического и политического благоприятствования для себя, зачастую по клановому принципу. Причем в последние годы ситуация не только не улучшилась, а, наоборот, усугубилась - при прежнем президенте Адыгеи Хазрете Совмене наблюдалась явная активизация местного национализма, прежде всего в информационно-идеологическом плане.
Адыгский национализм основан на принципах клановой солидарности, клиент-патронских отношениях, прочных родственных узах и всемерной поддержке «своих». Он затрагивает в равной степени как экономическую, так и политическую область. Хотя никаких особых гонений на русских в республике не наблюдалось, в последние несколько лет имеются и некоторые тревожные симптомы. В республиканской столице Майкопе, например, появились «чилийцы» - это молодые выходцы из сельских аулов, которые, как выяснилось, еще со времен Кавказской войны середины XIX века через прабабушек и прадедушек унаследовали нелюбовь к русским.
Во время той войны черкесские племена, к потомкам которых относятся также и современные адыги, оказывали упорное сопротивление Российской империи - они продержались даже на 5 лет дольше легендарного Шамиля. Поражение в этой войне действительно стало большой трагедией для черкесского народа. В результате массовой эмиграции большинство черкесов оказалось за пределами России - в настоящее время до 3 млн человек проживают за рубежом. И вот на этой трагедии местные националисты в последние годы явно активизировали спекуляции.
Так, 29 января 2006 года Черкесский конгресс (наиболее радикальная националистическая организация в республике) обратился в Управление ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека по сути дела с жалобой на Россию, которая, разумеется, была сразу принята к рассмотрению. «С конца XVIII века Российская империя вела против черкесов колониальную войну. Целью этой войны самодержавие ставило не только захват территории и покорение черкесов, но и полное уничтожение народа, выселение оставшейся части за пределы исторической родины. 1864 год стал окончательной датой завершения Русско-Кавказской войны и одновременно событием, после которого черкесы перестали существовать как единый этнос. С этого периода началось массовое выселение адыгов в Османскую империю, которое продолжалось до 1914 года. Высвободившиеся земли планомерно заселялись колонистами из России. Одновременно с этим царская Россия проводила политику насильственной ассимиляции оставшихся адыгов (черкесов)», - говорится в обращении Черкесского конгресса, которое заканчивается пожеланием, чтобы «ситуация, складывающаяся сейчас в республике, была взята представителями Совета Европы под контроль».
Нагромождая нелепые обвинения в адрес России, Черкесский конгресс и его единомышленники почему-то забывают упомянуть о том факте, что именно Россия создала адыгейскому народу государственность, которой ранее у местных племен не было, условия для развития национальной культуры, предоставила определенные политические преференции, не говоря уже о широкомасштабной экономической помощи. В той же Турции, заметим, местные черкесы только недавно получили право говорить на родном языке за пределами своего жилища.
К сожалению, адыгейская элита таким благожелательным отношением со стороны Москвы воспользоваться не смогла. Или попросту не захотела. Уровень жизни населения республики - один из самых низких в России, в Адыгее ощущается острая нехватка рабочих мест, жилья и т.п. (что, впрочем, характерно для всех северокавказских республик).
Зато адыгейская элита фактически потакает антироссийским настроениям, стремясь взвалить на Россию и русских ответственность за все беды и невзгоды. Впрочем, в этом она далеко не оригинальна - так поступают практически все представители местных этнократий и националистических движений.
Националисты Адыгеи широко культивируют идеи об «исторической вине» русских перед адыгами, заявляя о том, что России нужно ее «искупить», «восстановить историческую справедливость» и т.п. Прежде всего, по их мысли, это означает: признать факт вины России за «геноцид черкесского народа», принести официальные извинения, возместить материальный и моральный «ущерб» и профинансировать репатриацию зарубежных адыгов на «историческую родину».
В случае «плохого» поведения России радикальные представители местных националистов не исключают даже вероятности отделения «Великой Черкессии» от России. При этом общероссийская идентичность как адыгов, так и ряда других северокавказских народов и без того крайне слаба - они считают себя и Кавказ в целом чем-то отдельным от России. Правящая элита умело использует эту идеологию в своих узкогрупповых интересах. Причем «прививает» эти идеи легко внушаемым представителям молодежи через сеть региональных учебных заведений (контроль над ними удерживают преимущественно представители «титульной национальности»), прежде всего государственных вузов.
Россия как государство и русские как народ пока не смогли дать адекватный идеологический отпор росту этнократических и реваншистских настроений среди «титульной нации» республики Адыгея. У многих русских, проживающих в регионе, со временем возникло что-то вроде комплекса неполноценности. Они стали ощущать себя гражданами «второго сорта».
«Нас заставили вспомнить, какой мы национальности»
«Нас заставили вспомнить, какой мы национальности, - говорит в интервью «Известиям» лидер «Союза славян Адыгеи» Нина Коновалова. - Когда тебе намекают - ты человек второго сорта - любой станет националистом».
Коновалова рассказывает, что в телефонном справочнике местных органов власти подавляющее большинство фамилий - адыгейские. Фамилии русские, украинские, армянские, еврейские - только на позициях специалистов, консультантов, помощников, в крайнем случае - заместителей. Из 12 деканов Адыгейского университета адыгов - 10. В Министерстве культуры и системе ЖКХ вообще нет ни одного русского начальника. В местных правоохранительных органах адыги составляют подавляющее большинство как руководящего состава, так и рядовых сотрудников, что, конечно же, не может не отражаться на ситуации с защитой прав русских жителей.
Республиканский управленческий аппарат как был, так и остается этнической собственностью «титульного» меньшинства. Сформировалась этнократическая власть, при которой меньшинство населения создало для себя режим наибольшего благоприятствования. Этим воспользовалась, прежде всего, местная властная элита, сумевшая с выгодой для себя, своего клана и своих родственников заполучить властные и экономические ресурсы. Существующей ситуации, как и активизации националистической антироссийской пропаганды, мы во многом обязаны деятельности предыдущего президента Адыгеи - Хазрета Совмена.
В республике Адыгея, по сути дела, до сих пор действует правовой режим, отличающийся от общероссийского. Несмотря на ряд поправок, внесенных в 2000-2001 годах в Конституцию Республики Адыгея, центру так и не удалось добиться от Майкопа полного приведения местного законодательства в соответствие с федеральным. До сих пор действует положение адыгейского законодательства о пресловутом «паритете власти». Суть его в том, что производится «равное распределение» власти между титульными, но малочисленными адыгейцами и всеми остальными народами республики. «Нарезка» депутатских избирательных округов произведена с таким расчетом, чтобы обеспечить преимущество «титульной национальности». Все ключевые посты на всех уровнях власти, в экономике, образовании, науке распределены между представителями адыгского народа.
Элита, которая формируется по кланово-этническому принципу, а не по профессиональным качествам, тормозит развитие Адыгеи. Этнократическая система подвержена коррупции, отторгает лучших людей - причем не только чужой, но и своей национальности. Многие молодые адыги также вынуждены искать себе применения в других регионах.
Исправить ситуацию могло бы развитие современной экономики и гражданского общества, основанного на равенстве прав всех национальностей. Однако экономическая деятельность в подобной этнократической республике узурпирована местной элитой - ни местный бизнес, ни иностранный там развиваться не может. Что же касается развития гражданского общества, то ему препятствует раздувание местной элитой националистической пропаганды. Местная власть пытается представить всякое ущемление своих привилегий как угрозу всей «титульной нации» в целом.
Павел Захаров/KMnews
http://student.km.ru/view.asp?id=C52CD244BAD44BBDB02280FD3581FF16&idrubr=F9F84089B5BE4A83A14D6C3E8D61B1E6