Аналитическая записка ВЦИОМ по результатам фокус-групп
Параметры исследования
3-4 ноября 2010 г. в преддверии выборов 2011 в Республике
Адыгея были проведены 4 фокус-группы: 1 группа - в пгт Эдем, 1 группа - в пгт Яблоновский, 2 группы - в г.
Майкоп: пенсионеры и средний возраст.
1. Оценка ситуации. Проблемное поле
1.1. 0бщая оценка ситуации, уровень социального самочувствия
В картине социального самочувствия преобладают негативные социальные настроения - разочарование и недовольство ситуацией, сложившейся в республике. Главная причина недовольства - это низкий уровень жизни. Общая неудовлетворенность качеством жизни не приобретает формы активного протеста, присутствуют определенные надежды на перемену ситуации к лучшему Надежды связаны, прежде всего, с контролем за ситуацией в республике со стороны федерального центра: «Когда к власти пришли Путин и Медведев, стало лучше жить», «Дойдут и до нас руки».
1.2. Наиболее острые проблемы
Важно отметить, что в процессе исследования наблюдалась выраженная специфика мнений в зависимости от этнической принадлежности респондентов. По отдельным вопросам проявлялось различие в оценке ситуации русскими и «адыгами».
В целом русские и «
адыги» выделяют сходные проблемы.
Ключевой блок проблем, определяющий основной вектор социальных настроений в республике, составляют проблемы, связанные с низким уровнем жизни в
Адыгее.
¦ Низкий уровень зарплат (отмечается, что средний уровень зарплат - 3-5 тысяч), постоянно подчеркивается, что заработанная плата в республике намного ниже, чем в соседнем Краснодарском крае.
¦ Высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи. В силу невозможности найти работу, многие жители
Адыгеи вынуждены работать в
Краснодаре. Так, в поселках Энем, Яблоновский большая часть населения (90 % населения) ездит на работу в
Краснодар.
По мнению жителей
Адыгеи, в основе низкого УРОВНЯ благосостояния лежат такие причины как:
¦ Развал экономики: прежде всего сельского хозяйства и промышленных предприятий. Ответственность за решение проблемы возлагается, в основном, на руководство республики, которое не занимается комплексным решением проблемы, например, не строит крупных сельскохозяйственных комплексов, как это делается, например, в Краснодарском крае, не поддерживает собственных сельхозпроизводителей, не восстанавливает предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.
¦ Ограниченное использование туристического потенциала региона. По оценкам жителей республики,
Адыгея имеет мощные природные ресурсы, но они не используются на благо жителей территории. Отсутствует единая концепция развития туризма, потенциально привлекательные для развития туристического бизнеса объекты отдаются в частные руки, частные предприниматели не занимаются развитием отрасли, а нацелены на сиюминутную прибыль. Респондентов беспокоит судьба заповедника Западный Кавказ. Существуют определенные страхи, что он станет объектом растерзания для чиновников и будет использоваться не по назначению (как коттеджная зона). В целом, негативно оценивается работа республиканского комитета по туризму. Надежду на решение проблемы жители республики связывают с развитием федеральных программ.
Жителей
Адыгеи не устраивает статус республики как дотационного региона, они считают, что регион имеет все возможности для того, чтобы обрести большую финансовую самостоятельность и независимость, но в силу неэффективного руководства республикой ресурсы региона не используются в должной мере.
Второй блок проблем объединяет вопросы. связанные с развитием инфраструктуры региона.
¦ Плохое транспортное сообщение между районами: «автобусов мало, а маршрутки на дорогах небезопасны"
¦ Низкое качество дорог, особенно во дворах.
¦ Недостаточное количество детских садов. После развала предприятий детские стали муниципальными и были распроданы или их здания были переданы другим учреждениям.
Как и в других регионах, присутствует проблема ЖКХ: низкое качество услуг при завышенных тарифах. Применительно к поселкам
Адыгеи, это высокие тарифы на газ, которые невозможно проверить по счетчику (из-за холода к показаниям счетчика добавляется коэффициент, величину которого трудно контролировать).
Важно отметить, что, по мнению жителей республики, корень всех проблем - это неэффективная система управления Адыгеей, основанная на клановости и семейственности имеющая следующие последствия:
¦ Коррупцию, пронизывающая все сферы жизни республики (медицина, образования, работа административных учреждений и т. д.)
¦ Раздутый штат чиновников {«вся республика работает на белый дом», «для того, чтобы взять справку, надо обойти десять кабинетов», «кум, сват, брат, и все кормятся от одного пирога», «Такая масса денег тратится на армаду руководителей, а толку нет никакого, и т. д.)
¦ Отсутствие квалифицированных кадров на управленческих должностях: кадры подбираются на основе родственных отношений, «всех родственников и соседей стараются пристроить». В результате основной кадровый состав бюджетных и государственных учреждений составляют полностью некомпетентные люди.
¦ Ущемление интересов русских (проблема отмечается только русскими респондентами: на ключевых должностях только
адыги, русские не могут решить проблемы ни с помощью денег, ни с помощью связей как
адыги).
¦ Барьеры для развития малого бизнеса, предпринимательства (ничего невозможно сделать без связей и денег, многие предпочитают иметь бизнес в Краснодарском крае).
« Цензура в СМИ, невозможность критиковать представителей городской и республиканской администрации (отмечается только наиболее активной частью русского населения).
Важно отметить, что недовольство жителей структурой власти сложившейся в
Адыгее не приобретает характера межнациональных проблем и не приводит к межнациональной розни, национальным конфликтам. Основной вектор недовольства связан с тем, что в результате клановой системы в руководстве у власти оказались безынициативные некомпетентные люди, которые не в состоянии грамотно управлять экономикой и вывести республику из состояния социально-экономического кризиса.
Решение проблемы клановости русские и
адыги видят по-разному.
Представители русского населения считают, что наиболее эффективным решением будет присоединение республики к Краснодарскому краю, ликвидация аппарата президентства. Основные плюсы: уничтожение массы бюрократических барьеров, сокращение штата чиновников, возможность пользоваться более качественной медициной и т. д.
«Адыги» считают, что присоединение окончательно приведет к уничтожению их национальной группы, полностью приведет к поглощению малого народа.
Однако практически все респонденты уверены, что, не решив кадровой проблемы в республике, изменить ничего невозможно. Ярко выражен запрос на приход к власти профессионалов, при этом основные надежды возлагаются на федеральный центр, который разберется с ситуацией в
Адыгее.
При этом главная претензия к власти, в том числе и ЕР как партии власти - это неэффективное выстраивание вертикали власти, ведущее к отсутствию контроля на местах.
1.3.Протестный потенциал и его динамика
На уровне сильного недовольства работой местной власти практически всех уровней, готовность к активному выражению протеста (митинги, шествия, забастовки) невысока. В целом преобладает социальная пассивность.
Митинги и уличные шествия не рассматриваются как эффективный способ управления ситуацией («выпуск пара», «сотрясение воздуха» и т. д.), большинство не уверено, что они к чему-то приведут.
Радикальные меры, например, перекрытие дорог, вообще считаются недопустимыми.
Основные способы выражения недовольства - протестное голосование либо неявка на выборы. В настоящий момент основной протест направлен против местной власти, а не против ЕР, которая в большей мере ассоциируется с федеральными структурами. В этой связи высказывается сожаление по поводу отмены прямых выборов.
1.4. Позитивная динамика, точки роста
В целом жители не видят серьезной позитивной динамики развития региона.
Основные положительные изменения, по мнению респондентов, связаны с некоторым благоустройством, улучшением внешнего вида города (наведение чистоты, асфальтирование дорог, детские площадки в
Майкопе, кое-где в поселках освещение улиц). Однако эти изменения расцениваются как косметический ремонт глубоко прогнившей системы, который не меняет, по сути, ситуацию в регионе, не решает его коренных проблем. Отдельные действия (например, строительство фонтанов) даже вызывают раздражение, поскольку воспринимаются как пустая трата денег в условиях неблагоприятного экономического положения в республике.
Отмечается строительство отдельных социальных объектов (поликлиника 21 век, больница в Тахтамукайском районе). Заслуга в строительстве объектов приписывается бывшему президенту
Адыгеи Х.М. Совмену, который пользуется среди населения большим авторитетом.
Называются некоторые достижения в рамках реализации федеральных программ:
¦ Строительство спортивного комплекса с плавательным бассейном в
Майкопе (в рамках подготовки к
олимпиаде);
Строительство дорог федерального значения.
¦ Много ожиданий связано с развитием туризма в рамках федеральной программы по созданию
туристического комплекса «Ядровая поляна».
Однако основные надежды связаны не продолжением реализации позитивных начинаний местных властей, а со сменой управляющей регионом команды, с организацией строгого контроля за ситуацией в республике со стороны федерального центра.
2. Республиканская и городская власть, лидеры общественного мнения: путь к эффективной тройке лидеров партийного списка
2.1. Оценки деятельности президента, мэра, депутатского корпуса
В целом отношение к власти однозначно негативное. Доминирующие характеристики управляющей команды - это клановость и некомпетентность.
Отношение к президенту
Ключевые характеристики работы главы Республики
Адыгея Тхакушинова А. К. - это бездеятельность и безынициативность.
Во-первых, отмечается, что он совершенно не может справиться с элитой, погрязшей в семейственности и коррупционных отношениях.
Во-вторых, жители республики считают, что он не занимается стратегическими вопросами развития региона: подъемом экономики, строительством сельскохозяйственных и промышленных предприятий.
В-третьих, глава республики обвиняется в невыполнении тех обещаний, которые давал, когда пришел к власти. В частности упоминается о том, что он не построил Яблоновский мост через Кубань, необходимый для развития транспортной инфраструктуры региона.
В-четвертых, по мнению, респондентов, президент намеренно искажает информацию, которая идет в федеральный центр, отчитывается о высоком уровне жизни в республике, которого нет на самом деле.
В-пятых, президент не пользуется личным авторитетом среди населения, упоминается, что еще в ту пору, когда он работал в образовании и был ректором университет, в вузе процветала система взяточничества и коррупции.
Отношение к мэру Майкопа
Отношение к мэру города М.Н. Черниченко - крайне негативное. По оценкам респондентов, вся деятельность руководителя города сводится к «пусканию пыли» в глаза за счет косметических мероприятий по улучшению внешнего облика города. Особенно сильное раздражение вызывают фонтаны, на строительство которых «было потрачено 87миллионов», которые можно было бы направить на решение более насущных городских проблем. Указывается, что мэр собрал вокруг себя когорту некомпетентных людей и, опасаясь конкуренции, не допускает к власти настоящих профессионалов.
Оценка деятельности депутатского корпуса
Главная характеристика работы Государственного Совета - Хасэ Республики
Адыгея - это полная бездеятельность. По мнению респондентов, в Совет Республики люди, объединенные кумовскими и родственными связями и уровень их компетентности невысок. Респонденты не смогли назвать каких-либо конкретных результатов деятельности этой структуры.
Интересно, что позитивное отношение к отдельным представителям Хасэ не влияет на отношение к Совету в целом.
Применительно ко всем органам действующей власти Республики
Адыгея существует ярко выраженная потребность смены управляющей команды, при этом ставка делается на варягов, не связанных семейными и клановыми связями с местной элитой.
2.2. ЛОМы, наиболее известные, доверие - недоверие
Безусловным авторитетом среди населения пользуется Х.М. Совмен, бывший глава Республики
Адыгея. Он оценивается как прекрасный хозяйственник, человек слова и дела, меценат, вложивший много личных средств в развитие региона и оказание социальной помощи населению. Его уход с президентского поста воспринимается как серьезная потеря для республики и признак того, что справиться с коррупцией в регионе практически невозможно (по мнению жителей, он подал в отставку из-за того, что не смог справиться с местной элитой).
В пгт Энем как авторитетное лицо называется бывший глава администрации Тахтамукайского района А. X. Хуако. Он оценивается как активный, азартный политик много сделавший для простых людей.
В настоящее время сильных лидеров, способных объединить вокруг себя как русских, так и «адыгов» не существует.
Отношение к наиболее известным политикам неоднозначно, зависит от национальной принадлежности: у русских и «адыгов» свои лидеры и авторитеты, что следует учитывать при проведении избирательной кампании.
Отношение к наиболее известным представителям политической элиты республики представлено в таблице 1.
Таблица 1
2.3. Ассоциативная связка «партия - президент», «партия - мэр»: интенсивность связки, ее значение для «Единой России» (отрицательное или положительное).
В настоящее время прочной ассоциативной связки между «Единой Россией», президентом республики и мэром г.
Майкоп не существует. «Единая Россия» воспринимается как партия, лидерами которой являются федеральные политики: президент и премьер-министр.
Руководители региона в представлениях местных жителей - это, прежде всего, представители определенного клана, фамилии, их деятельность не оценивается в аспекте их партийной принадлежности.
Однако следует учитывать, что для местного населения, конкретные политические фигуры, лидеры - это чуть ли не самый важный фактор, влияющий на электоральные предпочтения. Если нереферентные для народа фигуры будут представлять партийные списки, это в значительной степени снизит общий электоральный рейтинг.
2.4. Оптимальный состав «тройки» лидеров партийного списка
Специфика ситуации, сложившейся, в республике, определяет неоднозначное отношение к наиболее известным политическим фигурам: у «адыгов» свои лидеры, у русских - свои. Все это в значительной степени усложняет формирование партийных списков, необходимо искать компромиссные варианты, делать ставку на политиков, способных объединить вокруг себя представителей различных этнических групп.
Возможно, в качестве такой компромиссной фигуры можно было бы рассматривать А. Хашира, который пользуется авторитетом как среди русских, так и среди адыгов.
Возможно, в список было бы целесообразно включить федеральных «варягов», как фигур, которые смогут навести порядок в регионе, не будучи связанными клановыми отношениями.
3. Политические партии и мотивация голосования
3.1. Заметные в регионе (городе) населенном пункте политические партии, активность партий (системная работа, адресная помощь, акции, агитационная деятельность - бесплатные газеты, медиа-активность)
По оценкам респондентов, в регионе заметна активность не политических партий, а правящего клана, к которому принадлежит подавляющее число членов руководящего состава республики. Вообще политическая борьба строится не по принципу партийности, а по принципу клановости.
Партия «Единая Россия» упоминается в связи с реализацией некоторых федеральных программ: строительство спортивного комплекса, дорог и т. д.
Работа остальных партий практически незаметна.
3.2. Партийные предпочтения, анализ аргументов избирателей, роль эмоциональных и рациональных факторов выбора различных партий
Важно отметить, что при выборе той или иной партии, респонденты ориентируются преимущественно на федеральных лидеров и работу партии на федеральном уровне.
КПРФ
Основные мотивы голосования за КПРФ:
- Ностальгия по Светскому Союзу - эмоциональный фактор, основанный на сожалении о временах, когда жить было легче и проще, мотив голосования за партию многих представителей старшего возраста.
- Недовольство существующей властью в целом: низкие зарплаты, тяжелое материальное положение. На эмоциональном уровне - это протестное голосование. Рациональные мотивы выбора в данном случае:
- КПРФ единственная партия, которая имеет силу и способна хоть как-то составить конкуренцию правящей партии.
- Правильная программа: национализация предприятий, социальная ориентированность.
- КПРФ - это партия, близкая к народу.
- КПРФ - воспринимается как наиболее радикальная левая партия. Данный мотив свойственен немногочисленным представителям наиболее радикально настроенной молодежи.
- Отношение к КПРФ как к бывшей КПСС - «порядочной» партии с жесткой системой контроля. Важно подчеркнуть, что в данном случае не делается существенных различий между КПСС и ЕР по линии программных положений, обе (и КПСС и ЕР) воспринимаются как правящие партии и это плюс в представлениях респондентов. Единственное различие заключается в том, что КПСС все жестко контролировала, чиновники боялись, и был порядок, а ЕР - это коррумпированная партия со слабой системой контроля при которой чиновники ощущают полную безнаказанность.
Справедливая Россия
Не пользуется особой популярностью в регионе. Главный мотив голосования за эту партию -популярность федеральных лидеров: С. Миронова, О. Дмитриевой.
ЛДПР
Голосование за эту партию мотивировано авторитетом ее лидера В.Жириновского: «правильно говорит». Главный аргумент в пользу выбора этой партии: смогут навести порядок (прежде всего, имеется в виду борьба с коррупцией).
Остальные партии не воспринимаются как серьезные участники политического процесса.
Главный вывод, который можно сделать: выбор партии альтернативной ЕР во многом основан на чувстве разочарования в правящей партии, как силе, способной навести порядок, и победить коррупцию.
3.3. Мотивация неопределившихся избирателей (не сумевших определиться во время моделирования голосования), мотивация сомневающихся, выбирающих между двумя партиями
В настоящее время предпочтения респондентов достаточно устойчивы. Но в ситуации острой предвыборной борьбы во время избирательной кампании возможен отток голосов от одной партии к другим в силу того, что будет актуализирована связка между местными коррумпированными чиновниками и их партийной принадлежностью.
В настоящее время многие неопределившиеся выбирают между КПРФ и ЕР. Выбор в пользу КПРФ делается в ситуации, когда ЕР воспринимается как коррумпированная партия, в которой много прихлебателей.
Выбор в пользу ЕР происходит в силу того, что она воспринимается как единственная имеющая рычаги влияния на ситуацию в регионах партия и еще сохраняется надежда на то, что партия сумеет навести порядок.
4. «Единая Россия»
4.1. 0писание текущего имиджа
Стержневым компонентом имиджа Единой России, из которого вытекают все ее сильные и слабые стороны по-прежнему остается такая характеристика как «Партия власти».
Сильные стороны
- Единственная партия, которая реально что-то делает.
- Имеет сильных лидеров, руководителей страны авторитетных среди народа (В.Путин, Д. Медведев)
- Единственная партия, способная повлиять на ситуацию.
- Слабые стороны
- Коррумпированная партия чиновников, членство в партии для чиновников равносильно индульгенции.
- Партия со слабой системой внутрипартийного контроля, в результате чиновники на местах ничего не боятся.
- Партия далека от народа, не ведет диалог с населением, не знает ситуации на местах.
Мотивы голосования за ЕР
- Голосование за партию равносильно поддержке В.Путина и Д.Медведева
- В отдельных случаях поддержка местных лидеров (А. Хашира)
- Голосование за политическую стабильность, прочно ассоциирующуюся с деятельностью В.Путина
- Голосование за партию власти как единственную реальную силу, которая сможет разобраться с коррупцией на местах
- Партия, которая хоть что-то делает, работает, реализует федеральные программы (пусть и в других регионах, например, в Краснодарском крае)
- Голосование за ЕР, как за партию власти, потому что региональные руководители из оппозиционных партий - это невыгодно для региона.
4.1. Образ идеальной партии
Стержневая имиджевая составляющая идеальной партии в представлениях респондентов - это законность (равенство всех перед законом вне зависимости от национальной и социальной принадлежности) и порядок.
По мнению жителей республики, основная задача, которую должна решить эта партия - это искоренение коррупции и клановости в регионе. Без решения этой ключевой задачи невозможно улучшить социально-экономическую ситуацию в республике.
Основные программные положения:
- Система жесткого контроля за чиновниками всех уровней
- Организация открытых конкурсов на государственные вакантные должности
- Возрождение сельского хозяйства, строительство крупных агропромышленных комплексов, льготные кредиты и субсидии для местных сельхозпроизводителей, возможности для сельхозпроизводителей напрямую, без посредников поставлять свою продукцию на рынок.
- Развитие туристической составляющей в экономике региона
Развитие внутренней инфраструктуры (дороги, объекты социального назначения)
- Программы трудоустройства выпускников.
Анализ ситуации в республике позволяет выделить две основные имиджевые угрозы:
- Отношение к партии как к коррумпированной структуре (проблема усугубляется тем, что руководство республики, связанное системой клановых семейных отношений имеет прямое отношение к ведущей партии)
- Отношение к партии, как структуре, не контролирующей ситуацию на местах (подрывает основную составляющую имиджа партии власти).
Таким образом, существует тенденция формирования образа партии либо как структуры, сознательно провоцирующей развитие коррупции, либо как организации, не владеющая ситуацией на местах. В условиях острой предвыборной борьбы, когда актуализируется ассоциативная связка между непопулярным местным руководством и ЕР, «выехать» исключительно на позитивном имидже федералов-единороссов будет очень трудно. Тем более, что в республике существует тенденция делать ставки на конкретных людей, лидеров, а не на партию в целом.
5. Доминанта избирательной кампании. Раскрытие доминанты через ключевые запросы избирателей. Ключевые запросы избирателей связаны с идеей законности и порядка. В основе ожиданий избирателей лежит:
- Потребность ослабить коррупционные и семейные связи в республике, что позволит оптимизировать систему управления за счет привлечения к власти более компетентных людей.
- Обеспечение жесткого контроля за чиновниками всех уровней вплоть до отставки с занимаемой должности. Проведение аудита власти представителями федерального центра (проверки, комиссии).
- Партийная чистка - исключение из партии и отставка с занимаемой должности непрофессионалов. Сокращение раздутого штата управления республикой («лучше меньше, да лучше»).
- Открытая информационная политика партий, действующих на территории РА (отчетность перед населением не реже, чем раз в полгода), организация эффективной обратной связи с населением через организацию общественных приемных (например, бесплатные юридические консультации для населения).
В качестве приоритетов развития региона предлагаются:
- Возрождение сельского хозяйства регионов. Необходима конкретная программа с цифрами и прогнозами: сколько сельскохозяйственных комплексов будет построено и в какие сроки, когда начнут действовать льготные программы для сельхозпроизводителей, какой будет механизм их поддержки и т. д.
- Развитие туристической составляющей экономики региона. Важный момент - развитие туризма в регионе должно осуществляться строго в рамках федеральных программ. Существует большой риск нерационального и нецелевого использования туристического потенциала региона (например, у руководства республики существует архитектурный план коттеджной застройки на территории федерального заповедника Западный Кавказ).
6. Выводы
• В регионе преобладают негативные социальные настроения. Ситуация в республике воспринимается как застой, полное отсутствие позитивных изменений. Основная причина для недовольства - крайне низкое качество жизни. Ответственность за ситуацию возлагается, главным образом, на местное руководство, а именно на президента и его команду.
• Главный источник всех проблем, по мнению населения, это сложившаяся в республике система руководства, основанная на клановых, семейных отношениях и на коррупции.
• Наиболее негативные последствия клановой системы для региона: раздутый штат чиновников, некомпетентность руководителей всех уровней, барьеры на пути развития малого бизнеса, ущемление интересов русских.
• Следствием неэффективного и непрофессионального управления регионом являются серьезные социально-экономические проблемы: развал промышленности и сельского хозяйства, высокий уровень безработицы и низкий уровень зарплат.
• Выход из сложившейся ситуации представители русского населения видят в присоединении республики к Краснодарскому краю. Однако реализация этой идеи опасна, поскольку «
адыги», считают, что упразднение республики приведет к полному поглощению малых народов. Отсюда возникает почва для возникновения межнациональных конфликтов.
• Компромиссным решением для всех жителей республики, вне зависимости от их национальной принадлежности является борьба с клановостью через механизм контроля со стороны федерального центра.
• Президент республики и мэр г. Майкопа не пользуются авторитетом среди населения, поскольку именно на них возлагается ответственность за укоренение клановой системы управления регионом. Главные характеристики их деятельности - безынициативность, попустительство и некомпетентность. Присутствует надежда на смену власти. Востребованы варяги, не включенные в устоявшуюся коррумпированную систему отношений.
• Специфика ситуации в регионе определяет основные направления негативной трансформации главной партии страны - коррупционность, отсутствие жесткой вертикали власти, в результате чего создаются условия для полной безнаказанности чиновников на местах. Необходимо продвижение новых лидеров, не связанных системой клановых отношение и продвижение темы контроля со стороны федерального центра. Необходим федеральный контроль, внутрипартийные чистки, сокращение штата чиновников, возрождение сельского хозяйства и развитие туристического потенциала республики за счет федеральных программ. И как следствие - жесткий федеральный контроль за расходованием бюджетных средств и федерального финансирования.
http://www.zakubanie.ru/adigeya/vtsiom-situatsiya-v-adigee-nakanune-viborov