Зафар Гулиев: Азербайджан: испытание хиджабом

Jan 13, 2011 07:24



Отрезок времени протяженностью примерно в один месяц - с 10 декабря по 12 января - оказался на редкость насыщенным, напряженным и интригующим в аспекте коллизий, вызванных запретом властей на ношение хиджаба в школах и протестной реакцией верующих на это. Как видно из приведенной хроники, острая проблема хиджаба еще далека от разрешения и в сложившейся ситуации резкой активизации и политизации исламского фактора предсказать дальнейший ход событий в стране крайне трудно.

Как мы уже писали в ИА REGNUM, вплоть до последнего времени ислам находился в Азербайджане на периферии политической жизни, не оказывая существенного влияния на ход развития общественно-политических процессов. Но, судя по всему, начинает постепенно сбываться то, что прогнозировали еще несколько лет назад многие отечественные и зарубежные эксперты: девальвация авторитета власти, оппозиции и Запада, на фоне роста общего социального недовольства, может усилить происламские настроения в обществе и канализировать протестные настроения в религиозное русло.

Нельзя сказать, что властные структуры, не обращали внимания на подобные прогнозы. Напротив, стремясь не допустить развития событий по такому сценарию, они, как всегда, переусердствовали и взялись за дело совсем не с того конца. Вместо того, чтобы направить усилия на конструктивное решение всего комплекса политических, экономических и социальных проблем, служащих основным источником роста протестных настроений в обществе, властные структуры взяли курс на ограничение свободы совести и ущемление прав верующих. Так, к примеру, осуществленные только за последний год кампания по закрытию или сносу целого ряда мечетей, попытки запрета озвучивания азана через усилители, введение религиозной цензуры, поправки в законы, запрещающие деятельность религиозных общин не имеющих госрегистрацию, а также недопущение лиц в хиджабе в учебные заведения - всё это лишь наращивало общее недовольство в обществе и содействовало только росту авторитета ислама и различных религиозных сил.

Своими чрезмерно жесткими и зачастую неоправданными антирелигиозными действиями властные структуры только усугубляли ситуацию и усиливали социальный спрос на активизацию исламского фактора. Вместе с тем, изначально было очевидно, что массовое нарушение свободы совести и прав верующих на руку лишь определенным радикальным группировкам в стране и их религиозным эмиссарам за пределами Азербайджана, стремящимся разыграть в своих политических целях исламскую карту. И эти силы сегодня уже находятся в состоянии готовности.

Непродуманные действия властей по жесткому запрету ношения хиджаба в школах, наложившись на общий ход развития политической и социально-экономической ситуации в стране, способствующей эскалации недовольства, сыграли роль детонатора. Власти сами сформировали ситуацию, содействующую стремительной политизации исламского фактора и активизации внутренних и внешних сил, заинтересованных в том, чтобы сыграть на этом факторе. Иран уже держит руку на пульсе "горячих событий", разворачиваемых в Азербайджане. С тех пор, как Азербайджан выступает на политической арене в качестве независимого государства, активно сотрудничающего с США и Израилем, для Ирана вопросом номер один является усиление в шиитском Азербайджане религиозной и проиранской ориентации. К слову сказать, вмешательство иранской стороны в религиозном вопросе стало за последнее время третьим по счету. В первый раз это было связано с попыткой запрета в Азербайджане азана, второй раз в связи со сносом мечети "Фатмеи Захра". Примечательно, что в обоих случаях власти Азербайджана пошли на попятную и уступили давлению Ирана. Как будет на этот раз?..

Власти, по сути, загнали себя в патовую ситуацию. Если они сделают шаг назад в вопросе хиджаба, то заслужат уважение и снимут напряжение, но позиции верующих укрепятся еще больше, а силы, играющие на этом факторе, будут наращивать потенциал и ждать нового повода. Видимо, осознавая это, власти пытаются действовать предельно жестко и ослабить верующих. В этом плане можно ожидать, что давление на религиозные общины, в том числе и Управление мусульман Кавказа, будет усиливаться, и 2011 год станет годом притеснения верующих. Это можно расценить и как своеобразную подготовку к 2013 году, когда состоятся очередные президентские выборы. Но такой жесткий курс малоперспективен и весьма опасен для власти - поскольку ещё более ослабит социальную базу правящей элиты. Ведь, несмотря на острый резонанс в стране темы хиджаба и расхождение взглядов граждан, в общественном мнении доминирует позиция солидарности с верующими в данном вопросе. Официальные структуры пока не желают считаться с мнением общества, по-прежнему уповают лишь на репрессивные меры и упорствуют в данном вопросе. При этом, в подкрепление своей правоты они не могут привести никакого резонного довода, кроме ссылки на то, что мы светское государство.

Вместе с тем, наблюдения за доминирующими тенденциями в политической, культурной и экономической жизни страны свидетельствуют о другом - о движении в сторону советской, а не светской модели государственности. Ведь пропагандируемая и целеустремленно реализуемая правящим режимом модель государственности не приемлет не только азан, хиджаб, обилие мечетей, свободу совести и рост авторитета религии. В реальной практике мы видим, что этой модели в не меньшей мере чужды также честные выборы, разделение властей, верховенство закона, конкурентные отношения, либеральные реформы, мнение общества, автономия личности, свобода слова и собраний, политический и экономический плюрализм.

Вопрос, таким образом, не только и не столько в хиджабе, а в той модели государственного управления, которая преподносится как светская и демократическая, а на самом деле (по доминирующим тенденциям) начинает все больше уподобляться советской тоталитарной системе. Государство, от имени которого выступает чиновничье-олигархический класс, осуществляет постоянную и бесцеремонную интервенцию во все сферы общественной и частной жизни, стремясь регламентировать буквально всё: кому как жить, куда шагать, с кем дружить, что одевать, во что верить, что читать и говорить. Вместо характерного для демократических стран принципа разрешается всё, что не запрещается, в стране реанимируется прежний порочный принцип - запрещается всё, что не разрешается. Не желая считаться ни с веяниями современного мира, ни с мнением общественности, ни с требованиями традиций и законов страны, наш чиновничье-олигархический класс сегодня может запретить (и запрещает) хождение в хиджабах, а завтра с таким же неуспехом может повернуть всё наоборот и запретить хождение без хиджаба. Ведь, по сути своей, азербайджанское чиновничье-олигархическое государство, привыкшее владеть, командовать всем и всеми, пока ещё очень далеко от принципов демократического, правового и светского государства. По духу своему оно всё ещё советское, всё ещё тоталитарное. Это рельефно проявилось и в вопросе хиджаба.

Подробности: http://regnum.ru/news/polit/1363831.html#ixzz1AszhXRMt

ислам, Азербайджан

Previous post Next post
Up