Парламент не дает добро!

Nov 12, 2010 12:55


Активизация деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на югоосетинском направлении наконец-то стала предметом пристального внимания законодательного собрания Южной Осетии. На последнем заседании президиума парламента республики, югоосетинские депутаты потребовали ограничить контакты Южной Осетии с ОБСЕ. Соответствующее предложение внес глава парламентского комитета по законности, законодательству и местному самоуправлению Амиран Дьяконов. По его мнению, визиты представителей международных организаций должны проходить по  согласованию с парламентом республики. Как отметил глава комитета, - "учитывая особую негативную роль миссии ОБСЕ в развязывании войны в августе 2008 г., принимая во внимание тот факт, что визиты этой организации на территорию Южной Осетии считаются незаконными, так как ОБСЕ и Грузия денонсировали Дагомысские соглашения, на основании которых ОБСЕ ранее пребывала в Южной Осетии, я рекомендую исполнительной власти республики без согласования с парламентом РЮО ограничить контакты с представителями ОБСЕ». По словам депутата Геннадия Кокоева, - «представители ОБСЕ приезжают сюда не как в Южную Осетию, а как в какую-то ими выдуманную часть Грузии». Точку поставил спикер парламента Станислав Кочиев, сказав, "в ближайшее время данный вопрос будет поставлен перед президентом".

Надо отметить, что парламент предыдущего созыва несколько инертно подходил к вопросам внешней политики и в какой-то степени абстрагировался от обсуждения вопросов касательно контактов Южной Осетии с международными организациями. Но судя по всему, парламент пятого, действующего, созыва будет постоянно держать руку на пульсе событий и контролировать вопросы внешней политики. И хотя по Конституции РЮО общее руководство внешней политикой осуществляет президент, и Конституция, и Закон РЮО "О регламенте парламента РЮО" позволяют законодательной ветви рассматривать вопросы внешней политики и принимать определенные решения, обязательные к исполнению. Но обо всем по порядку...

Не случайно инициатива ограничить контакты Южной Осетии с ОБСЕ исходила от Амирана Дьяконова. Занимая до избрания депутатом высокую должность в Генеральной прокуратуре Южной Осетии, Амирану Дьяконову непосредственно приходилось расследовать дела, связанные с похищениями, нападениями, обстрелами, убийствами, нарушениями прав человека и другими преступными  фактами в отношении граждан Южной Осетии со стороны грузинских силовых структур. Незадолго до августовских событий 2008 г., грузинские силовики совершили очередное вооруженное нападение на граждан Южной Осетии, обстреляли из тяжелых орудий югоосетинскую территорию, однако миссия ОБСЕ, в лице цхинвальского офиса этой организации, проигнорировала этот факт и не выехала на место преступления. Когда той же ночью, спустя короткое время после обстрела следователь генпрокуратуры РЮО Амиран Дьяконов подъехав к офису ОБСЕ в Цхинвале, представился и потребовал зафиксировать (что вменялось миссии ОБСЕ по мандату на основе Дагомысских соглашений) факт нападения со стороны грузинских силовиков, офицеры ОБСЕ поспешно закрыли ворота офиса. На напоминание Дьяконова об ответственности за невыполнении ОБСЕ обязанностей, офицеры офиса по ту сторону ворот что-то трусливо лепетали, скрылись в офисе, хотя им ничего не угрожало и отказались выезжать на место преступления. Фактически и юридически офицеры ОБСЕ не выполнили своих обязанностей. Долг красен платежом! В новых политических реалиях с подачи Амирана Дьяконова перед ОБСЕ, образно говоря, закрываются ворота в Южную Осетию.

Участие ОБСЕ в урегулировании грузино-осетинского конфликта с 1993 г. показало, эта организация - угроза для Южной Осетии. Она излучает импульсы нестабильности и генерирует конфликтные ситуации и очень хорошо, что парламент Южной Осетии начал анализировать угрозы Южной Осетии с последующим парированием рисков для республики. Честь и хвала ему за это! Серьезные намерения (имеющие юридическую основу и которые надеемся получат больший динамизм)  парламента по блокированию угроз Южной Осетии имеют под собой веские основания. Полностью дискредитировавшая и скомпрометировавшая себя на югоосетинском направлении ОБСЕ должна быть уложена на прокрустово ложе новых политических реалий.

В соответствии со ст. 111 Закона РЮО "О регламенте парламента РЮО" парламент рассматривает вопросы о внешней политике Республики Южная Осетия по собственной инициативе, по докладам и сообщениям правительства, комитетов и комиссий, депутатских групп или других государственных органов и общественных организаций.

Статья же 112 гласит: "парламент рассматривает и ратифицирует международные и межгосударственные договора в соответствии с нормами международного права. (Эта норма прописана и в Конституции РЮО - авт.) В случае ущемления интересов Республики Южная Осетия и его народа парламент вправе денонсировать любой договор. Решение по данным вопросам принимается парламентом простым большинством от избранных депутатов".

В этом смысле правовое оформление отношений Южной Осетии с ОБСЕ, т.е. договор, который возможно имел в виду глава МИД РЮО М. Джиоев на недавней встрече с верховным комиссаром по национальным меньшинствам ОБСЕ Кнутом Воллебеком, должно быть отфильтровано в парламенте, так как международные договоры ратифицирует парламент. Поэтому, касаемо оптимизма МИД Южной Осетии о возможности работы ОБСЕ с Южной Осетией напрямую, в ближайшем будущем, как то отметил министр иностранных дел Мурат Джиоев, то договор или соглашение о сотрудничестве не должно противоречить национальным интересам Южной Осетии и не ущемлять ее суверенитет. Сотрудничество Южной Осетии с ОБСЕ должно осуществляться на основе югоосетинских законов.

Напомню, что на встрече с Воллебеком Мурат Джиоев высветил прегрешения ОБСЕ: "Нагнетание обстановки шло достаточно долго и мы неоднократно обращались в ОБСЕ, с тем, чтобы эта организация и входящие в нее страны оказали воздействие на грузинские власти с целью разрядки напряженности. К сожалению наши обращения остались не услышанными. Несмотря на наши обращения, наблюдатели ОБСЕ не информировали руководителей организации о складывающейся здесь обстановке".

Добавлю, миссия ОБСЕ покрывала грузинскую сторону в ее агрессивных устремлениях. Офицеры миссии ОБСЕ всячески препятствовали выставлению югоосетинской стороной постов силовых структур, чем фактически была оголена вся приграничная территория Южной Осетии, нанесен колоссальный урон безопасности!

Визит Воллебека последовал после заявления грузинского МИД о необходимости возвращения миссии ОБСЕ в Грузию. «Мы заинтересованы в возвращении миссии ОБСЕ с каким-то мандатом», - заявила замминистра иностранных дел Грузии Каландадзе. По ее словам, представители ОБСЕ «должны получить возможность мониторинга» на «оккупированных территориях».
Учитывая определенный, но заметно пошатнувшийся авторитет ОБСЕ, вызывает однако удивление склонность Южной Осетии олицетворять ОБСЕ со всем  международным сообществом. Югоосетинский МИД считает, цитирую главу ведомства Мурата Джиоева: "вхождение РЮО в международное сообщество является одним из основных внешнеполитических приоритетов нашего государства и как доносить до всех правду, если не общаться?"

Выдающийся польский сатирик Станислав Лец сказал: "Да, в споре рождается истина, но лишь если спорят друзья". А после убийственной по точности цитаты полномочного представителя президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Бориса Чочиева: "В Женевских дискуссиях напротив нас сидят враги и недруги в лице Грузии, США, ОБСЕ, ООН, ЕС", - предоставляю читателям возможность спрогнозировать, насколько успешным может оказаться т.н.общение с недругами и врагами!

Включение РЮО в орбиту международного сотрудничества бесспорно является одним из приоритетов внешней политики. Однако в выборе партнеров и участников для диалога и сотрудничества по  продвижению наших интересов, у Южной Осетии должны быть другие приоритеты и поиск достойных, заслуживающих уважения и доверия  адресатов, участников международного общества.

В мире множество центров силы и политического влияния, так что  горизонты сотрудничества с международным сообществом не должны ограничиваться ОБСЕ. Не перестаю, и не перестану, обращать внимание на серьезное упущение югоосетинской дипломатии, выражающееся в отсутствии вектора в направлении Движении неприсоединения. В этой организации более 115 государств и ведущие позиции в ней занимают отнюдь не враждебные нам государства, - Венесуэла, Куба, Никарагуа... К примеру, Грузия не является членом Движения. В свое время попытки Тбилиси пролезть в этот формат окончились провалом.

В этом смысле форсирование отношений с ОБСЕ не отвечает национальным интересам Южной Осетии. Неужели трагического опыта "сотрудничества" Южной Осетии с ОБСЕ до августа 2008 г.  недостаточно, чтобы понять, ОБСЕ выступила в качестве пособника агрессии против Южной Осетии, а после войны  переквалифицировалась в адвоката грузинской стороны! Механизм ОБСЕ оказался неэффективным, он провалился, эта модель не сработала и соответственно реалии диктуют использование иных механизмов, необходимость в которых в принципе отпала. Нет предмета урегулирования! Республика признана, соответственно нет нужды в каких бы то ни было механизмах.

Широкой международной общественности не известны преступные действия офицеров офиса ОБСЕ в Цхинвале. А именно... Когда 8 августа 2008 г. мирные жители Цхинвала пытались найти спасение в офисе ОБСЕ, офицеры офиса отказались предоставлять убежище. Более того, один из цхинвальцев был непосредственным свидетелем и очевидцем разговора одного из офицеров офиса утром 8 августа по телефону с неизвестным нам представителем грузинских силовых структур, возмущенным тоном. Вы думаете, офицер офиса пытался образумить грузинских военных? Ничуть! Дело в том, что несколько снарядов разорвалось недалеко от офиса. И офицер офиса требовал от грузинского военачальника корректировать огонь артиллерии, чтобы снаряды не наносили ущерба зданию офиса!

Теперь обратите внимание на детали визита Воллебека в Южную Осетию. Он интересовался условиями жизни в Ленингорском районе, и в РЮО в целом, граждан грузинской национальности - сколько грузин живет в Цхинвале, где учатся их дети, есть ли в республике грузинские школы и есть ли в них необходимость. По его словам, один из инструментов, которыми он пользуется при предотвращении конфликтов - это образование. «Дело в том, что язык и образование дают людям права и позволяют им внедряться в общество. Я планирую посетить Ленингорский район и встретиться там с преподавателями», - отметил Воллебек.

Интересно, посещал ли Воллебек места компактного проживания осетин, армян, азербайджанцев, греков и других нацменьшинств в Грузии? Южной Осетии, да и международному экспертному сообществу не известны факты, когда бы Воллебек так трогательно заботился об осетинах в Грузии. О них вообще никто не заботился. Почему-то Воллебек не посетил беженцев из Южной Осетии, которые сейчас находятся в Северной Осетии. Обратите внимание, трясясь по ухабам два часа в Ленингорский район, Воллебек не посетил беженцев-осетин из Грузии, которые 20 лет живут в центре коллективного проживания в здании бывшей турбазы "Осетия" в Цхинвале, в 500 метрах от здания МИД РЮО. В нескольких  минутах езды! После отбытия из Южной Осетии Воллебек чуть ли не клялся СМИ, что вернет грузин (которые кстати не являются беженцами и добровольно покинули Южную Осетию - авт.) в, цитата:  "Ахалгорский район". Он также выразил озабоченность вопросами, цитирую: " защиты их прав на имущество". Однако факт утраты имущества десятков тысяч осетин из Грузии и Южной Осетии в результате шовинистической политики Грузии, никогда не вызывал озабоченности у ОБСЕ и Курта Воллебека в частности!

На этом фоне, в условиях причастности миссии ОБСЕ к августовской трагедии Южной Осетии, наша республика не должна форсировать отношения с ОБСЕ, с которой не может быть партнерских отношений и сотрудничества, так как ОБСЕ не уважает наш выбор, память погибших, наших беженцев, нас в целом... Надо   принимать дальновидные  отношения. И на вчерашнем заседании парламента президент Южной Осетии Кокойты фактически поставил точку в вопросе взаимоотношений с ОБСЕ. По его словам, он против нахождения на территории Южной Осетии представителей ОБСЕ и ЕС на постоянной основе. " Мы пытались до них докричаться и объяснить, что ситуация идет к тяжелым трагическим последствиям и необходимо принять радикальные меры по недопущению и развязыванию этой кровавой бойни. Мы видели, когда с их согласия к нашим границам подтягивалась техника. Мы видели позорное бегство и подлое предательство миссии ОБСЕ. Мы никогда это не забудем. И мы будем выдерживать нашу линию. Кровь осетинского народа не только на руках Саакашвили, но и тех европейских чиновников, в лице представителей ОБСЕ, которые молчаливо поддакивали распоясавшемуся режиму Саакашвили. Но есть моменты, когда можно их приглашать. Мы можем их простить, если эти структуры публично признают ответственность за события августа 2008 г. Но мы можем как-то контактировать, и работать с ними в той сфере, где нам выгодно» - отметил президент.

В этом смысле визит Воллебека был еще из категории тех, которые выгодны не нам, а ОБСЕ. Однозначно, что после выступления президента, повестка дня, в ходе будущих визитов представителей ООН, ОБСЕ и ЕС в Южную Осетию, уже должна формироваться югоосетинской стороной на основе потребностей исключительно Южной Осетии. Так что, go home, OSCE...

Александр КЕЛЕХСАЕВ, ОРТ, Цхинвал.
ОС Радио
Previous post Next post
Up