В связи с выступлениями черкесов по поводу Сочинской олимпиады («Газета Юга» №42) в одном из интервью депутат фракции «Единая Россия» Госдумы, член комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России Сергей Марков сообщил о необходимости создания комплексной программы по противодействию планам разжигания черкесской проблемы («Газета Юга» №21).
По просьбе «Газеты Юга» политолог пояснил свою позицию:
Кавказская война, ее жертвы - огромная трагедия адыгских народов России. Но черкесский вопрос сегодня раскручивается искусственно. К сожалению, мы упустили время в том плане, что многое инициаторы черкесского вопроса уже успели осуществить. Причем в большей степени идея национализма, как обычно, развивалась в среде интеллигенции. К примеру, Кавказскую войну переназвали Русско-Кавказской. Стала применяться ложная интерпретация событий. Стали писаться диссертации на эту тему. Эти люди работают в университетах, сидят в ученых советах. На народные деньги они преподают ложную версию истории, которая разжигает межнациональную рознь в стране.
Черкесская проблема использовалась во все времена против стабильности в России. В свое время Османской империей, Британией в XIX веке, ЦРУ во времена холодной войны, в 90-х годах XX века, когда создалась конфедерация горских народов Кавказа с четкой задачей распалить огонь в регионе. И именно черкесы должны были быть главной бомбой, которая, как планировалось, взорвет Россию. Но черкесов эта доля удачно миновала, потому что спонтанно взорвалась Чечня. Однако сейчас чеченская война окончена, мир в основном установлен, и в этих условиях планомерно вернулись к варианту черкесской бомбы. Цели остались прежними: разжечь огонь гражданской войны на российском Кавказе, а для этого - квалифицировать трагедию войны как целенаправленный геноцид против черкесов и устроить кровавый земельный передел на Кавказе - объявить отдельную черкесскую территорию, отделить карачаевцев и балкарцев, создать единый субъект. С перспективой объявить отделение его от России. Организаторы почти не скрывают свой кровавый дьявольский план.
Каким же надо быть наивным, чтобы поверить в сказки людей, которые не могут скрыть своей ненависти к России? И такие наивные люди находятся среди части интеллигенции. Они искренне хотят блага адыгским народам. Но их наивная вера будет жестоко использована нашими коварными врагами во вред адыгским народам. Так уже было в истории.
На мой взгляд, вести речь о геноциде неправильно, потому что его не было. Была кровавая
многолетняя война. Были огромные жертвы среди мирного населения самых разных народов Кавказа, и в наибольшей степени на западном Кавказе - адыгских народов. Было стремление империи установить контроль над народами той территории. И тем, кто признавал власть империи, оказывалась помощь. Российская империя не выселяла, а переселяла, планировала предоставить народу равнинные земли взамен горных. Цель - уменьшить партизанскую войну в горах, которая разжигалась Османской империей, чтобы сохранить свой контроль над Кавказом. Не было войны России и Черкесии, так как тогда не было Черкесии как государства, а была территория, населенная горскими обществами. Это не было кавказско-русской войной и потому еще, что не было единого противостояния Кавказа и России. Огромная часть и общинных жителей, и военной аристократии согласилась на власть могущественной Российской империи и даже попыталась получить от этой новой власти выгоду, поступая на службу Российской империи.
Это во многом была гражданская война внутри адыгских народов. Часть адыгов поддержала новую сильную Российскую империю - они выиграли. А часть по привычке поддерживала старую слабеющую Османскую империю - они проиграли вместе с Османской империей. Но никто не спорит, что это была величайшая трагедия черкесского народа.
Объект особого внимания - черкесская диаспора. Она находится в двойственном положении. Черкесы там сильно травмированы историей. Люди про себя осознают, что их предки совершили катастрофическую ошибку, когда уехали с Кавказа, поскольку за рубежом они потеряли свой язык, нет интеллигенции. А те, кто остались в России, признав ее роль, получили государственность, могли развиваться, развивать свой язык, у них есть национальный театр, кино, газеты, телевидение, университеты. И все это на деньги советского и российского бюджета. Но эту ошибку диаспора не может признать. Тогда получится, что по трагической ошибке прадеда кто-то оказался в Османской империи. Признать ошибку своих предков очень трудно диаспоре, которая пыталась и пытается, вопреки давлению османских и турецких властей, сохранить свою идентичность как адыгов. Поэтому им надо оправдать эту катастрофу путем фальсификации истории. Тем более что за них эту фальсификацию придумали османы, турки, американцы. Наша же задача - изменить национальное самосознание диаспоры, изжить историческую обиду. Этому должно помочь то, что именно под протекторатом России адыги-черкесы и их родственники абхазы сохранили свою идентичность, имеют свою государственность в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Абхазии. Имеют свои парламенты, флаги, гимны, гербы, интеллигенцию, ТВ, газеты, книгоиздательства, язык.
Россия - единственное место в мире, где адыги у себя дома. Поэтому мы должны помочь черкесской диаспоре в мире перейти от критики России к статусу - диаспора российских народов. Черкесская диаспора уже поддержала Россию осенью 2008, когда Россия защитила и признала Абхазию. Мы тогда вместе с представителями черкесской диаспоры стояли на пикете в Страсбурге перед зданием Парламентской Ассамблеи Совета Европы с абхазскими и российскими флагами в те дни, когда там обсуждались отношения России, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Этот политический союз России, абхазской и черкесской диаспор, который родился осенью 2008, надо развивать и укреплять.
Особенно активно план поджога Кавказа переквалифицировался на черкесский вопрос после провала оранжевой революции. А после конфликта в Южной Осетии у Грузии тоже появилось желание стать оператором разжигания черкесской проблемы. Так сформировалась коалиция «Саакашвили - эстонские и польские русофобы». Причем в самой Эстонии адыги имеют статус «негражданин», как и большинство жителей страны - неэстонцы. Для эстонцев они все русские. Странно, почему эстонское правительство не борется за права адыгов в Эстонии? Задача-минимум этих сил - развязать скандал. Еще лучше - сорвать Олимпиаду в Сочи 2014. Задача-максимум - начать войну в регионе по модели Чечни. И адыгам здесь отведена роль не победителей, а идентичного мяса, взрывчатки. Так уже было в XIX веке.
Пока в Госдуме программы нет, но есть четкое понимание ее необходимости и осознание врага: военный преступник Саакашвили и его друзья - эстонско-польские русофобы. И есть политическая воля сорвать его планы. В цели этой программы должны в первую очередь входить работа с провокаторами и научной сетью, в которой необходимо обозначить верную преподавательскую тональность.
Есть недавно вышедшая книга Андрея Епифанцева «Неизвестная кавказская война. Был ли геноцид адыгов?». Вполне вменяемая, качественная, ее можно было бы взять за образец. Важно не допускать крайностей. Нельзя проблему замалчивать, но и нельзя допускать резких высказываний. Нам нужна история, которая базировалась бы на исторической правде и способствовала бы не разжиганию вражды между народами, а дружбе и взаимопониманию народов. Это и есть европейский современный подход к истории. И это идеология работы нашей комиссии по борьбе с фальсификацией истории. И в соответствии с этой идеологией мы должны организовать преподавание трагических событий Кавказской войны XIX века.
(«Газета Юга» №44, Нальчик)