Видение полпредом Хлопониным некоторых фундаментальных для Северного Кавказа проблем вызывает серьезные сомнения в перспективах их урегулирования.
Текущие взгляды полпреда на актуальные проблемы региона были изложены им 26 октября в процессе общения с народом по «прямой линии».
Остановимся вкратце только на некоторых.
1. Говоря об отъезде русских из республик Северного Кавказа (хотя на самом деле надо говорить о переходе к завершающему этапу их исхода из региона) Хлопонин сказал, что «нельзя драматизировать ситуацию» и "переводить этот вопрос в плоскость оттока, выдавливания русскоязычного населения". "Люди едут ведь независимо от ситуации, они едут за работой».
Такая интерпретация вопроса не адекватна действительности. Одной из важнейших (хотя и не единственной) причин их исхода является этнический национализм, который так же присущ кавказцам, как и любому другому народу. Но об этом Хлопонин не сказал ни слова.
(Не стоит понимать кавказский национализм упрощенно, как какую-то их особую ненависть к русским. На самом деле ее нет. Напротив, среди кавказцев русским можно найти множество верных и самых преданных друзей. Многие простые кавказские русские живут той же жизнью, что и простые кавказцы и вместе делят общие беды. Под национализмом я имел в виду преимущественно то, что слабо способные к мобилизации на этнической основе русские обречены на проигрыш в конкуренции с этнически отмобилизованными кавказцами. Под "кавказским национализмом" я имел в виду, преимущественно, последнее).
Из этого, между прочим, следует незамысловатый практический вывод: остающимся в республиках русским надо собирать чемоданы. Потому что альтернатива - это испорченная жизнь. Не следует, в частности, повторять моей собственной шибки, когда всего лишь честная попытка разобраться в кавказских делах увенчивается полным запретом на работу. В том числе и в формально федеральных вузах, которые на самом деле контролируются этническими националистами.
Главным агентом федералов на Кавказе являются республиканские элиты, которым за способность «держать» республики или ее имитацию прощается все. При таком раскладе русские для федералов являются величиной ничтожной, которой можно пренебречь. Рассчитывать (русским) на помощь федеральной власти - большое и опасное заблуждение, способное стать роковым для частной жизни. Русская проблема при Хлопонине не будет решена. Она вообще не имеет решения.
2. Говоря о происках зарубежных спецслужб, Хлопонин выделил две темы, которые они «подогревают»: черкесскую и осетино-ингушскую.
Однако хорошо известно, что обе темы возникли совсем не в результате происков зарубежных спецслужб, а в ходе кризисов 90-х годов ХХ века, усугубленных, часто, абсурдной политикой федеральной власти.
Черкесская же тема (борьба за признание геноцида адыгов, переросшая ныне в борьбу за бойкот Олимпиады 2014 и передел административных границ при поддержке зарубежных кавказцев и их тамошних покровителей) вообще открыто поощрялась самими федералами на протяжении последних двух десятилетий.
Это выражалось в том, что они назначали глашатаев «геноцида» ректорами вузов, директорами филиалов федеральной телерадиокампании (ВГТРК), главными федеральными инспекторами Администрации президента РФ и даже президентами республик (не говоря уже о назначениях на другие федеральные должности). В то время как единичные оппоненты сторонников концепции геноцида подвергались давлению со стороны вполне федеральных и, часто, очень компетентных органов, и, по факту, лишались возможности работать, а, значит, и средств к существованию. Все это делалось с подачи этнических националистов и сугубо ради сохранения общественно-политической стабильности.
Подобно тому, как в политической сфере главным агентом Москвы на Кавказе являются политические элиты, ее главным агентом в научно-культурной сфере являются этнические научно-культурные элиты доминантного (как правило, наиболее многочисленного) народа. Поэтому очень не советовал бы проживающим в республиках С. Кавказа гуманитариям вступать в дискуссии с местным доминантным научным сообществом по этноидеологическим вопросам. Оптимальный выход - уезжать. Можно также сменить предмет исследований или уйти из профессии. Но экспериментировать с пропагандой «государственнической» точки зрения я бы не пожелал никому.
Практически уверен в том, что Хлопонин, как и его предшественники, окажется бессильным что-либо изменить в научно-гуманитарной сфере. Он уже явно и скандально проигрывает, поскольку этнические националисты устанавливают свой контроль над сравнительно новыми федеральными научными учреждениями, в том числе и специально созданными для изучения ситуации на Кавказе. (Допускаю, правда, что Хлопонин реализует сомнительную идею образования Северо-Кавказского федерального университета).
3. По балкарско-кабардинским делам. Я упертый противник принципа «цель оправдывает средства» (и основанной на нем «реальной политики»), так же как и противник нарушения закона во имя благих целей. Возможно, я наивен, инфантилен. Но мне кажется все же, что самая эффективная политика - это честная. И открытая. Что произошло в КБР? Был 131 федеральный закон (о местном самоуправлении), обязательный для исполнения субъектами РФ? Был. Надо было его выполнять? Надо. Но исполнять не стали. Потому что кабардинские этнические активисты возмутились «аннексией кабардинских земель» балкарскими муниципалитетами. Ну, хорошо. В Кремле услышали это кабардинское возмущение, и каким-то сидящим в нем людям показалось, что исполнение закона взорвет ситуацию. Что можно было сделать? Моментально издать Указ о приостановлении действия этого закона и попытаться все уладить в более спокойном режиме. В том числе и по такому же варианту, к которому пришли сейчас, т.е., оставить часть земель в республиканской собственности. Однако действие закона до сих пор не приостановлено, политика осуществляется вопреки 131 закону и решению Конституционного суда РФ, которое было вынесено, по сути, в пользу балкарских муниципалитетов. Цель ("стабильность") якобы оправдывает средства (неисполнение закона и решения КС РФ).
Что сказал Хлопонин во время общения с народом по "прямой линии"? Он снова пообещал, как ранее обещали другие высокопоставленные чиновники, что в 131 закон потом, неизвестно когда, внесут изменения….
Ну и чего вы ждете от балкарцев, которые настаивают на исполнении действующего и принятого вами закона? Или они не правы? Или хотите, чтобы они окончательно перестали верить в российскую законность, а, возможно, и выдвинули ей шариатскую альтернативу?
К сожалению, исчезло желание комментировать другие пассажи Хлопонина. Основной смысл их все тот же - приоритетные проекты, «кластеры» и (о, счастье!) - создание особой экономической зоны.
С моей дилетантской точки зрения, особая зона - это и есть самый реалистичный хлопонинский проект. Он очень выгоден тем, у кого есть деньги, и кому не обязательно будет прятать их в далеких зарубежных оффшорах, прибегать к другим ухищрениям, а можно будет просто обратиться к кавказским друзьям.
(Далее - нецензурно).
Все цитаты по:
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/176217/ автор поста
neof_opponent Цит. по
http://neof-opponent.livejournal.com/18902.html