Объявляю заметку
«Абхазы рассмотрят обиды русских» недействительной, прошу у читателей прощения. Впредь наука - нельзя на Кавказе торопиться с утверждениями, тут надо сомневаться до последнего. Иначе реальность отрезвит тебя самым бесцеремонным образом...
«Недействительная» заметка случилась во время приступа прекраснодушия, когда я был уверен, что августовская статья со зловещим заголовком «Первые плоды независимости: абхазы забирают квартиры русских» сдвинула ситуацию с мертвой точки.
ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
Но эмоции потом. Напомню, «Первые плоды...» описывали парадоксальный конфликт в Абхазии, где российские собственники жилья и власти независимой республики уже много лет ведут отчаянную войну.
Квартирный вопрос подпортил эти отношения сразу после окончания грузино-абхазской войны 1993 года. Дома изгнанных из республики грузин стали трофеями, и в среднем на каждого абхаза приходилось по три грузинских дома. Из-за дурного свойства трофеев заканчиваться скоро пришло время расставаться с имуществом и другим «пришельцам» - русским, грекам, армянам. Причем захват квартир был перманентным. Первая волна - в начале 90-х, вторая волна - в конце. Но самое интересное, что новый пик захватов жилья россиян случился сразу после признания Москвой абхазской независимости. Часто людям просто предъявляли решения местных судов (а в сравнении с ними российская Фемида - невинное дитя) и давали 24 часа на бегство в Россию. Обычно угрожая расправой.
Только в посольстве России в Абхазии более сотни писем о помощи, хотя на самом деле, по оценкам сухумских адвокатов и правозащитников, таких историй тысячи. Дело дошло до того, что группа ограбленных таким образом русских подала в суд на российский МИД, обвиняя (пусть и не всегда справедливо) дипломатов в бездействии.
Честно говоря, я был уверен: это - недоразумение. Чего только не бывает между братьями! После того как поддерживала Россия и Абхазию в последние 20 лет, Сухуму должно быть неловко за происходящее. Тут даже стыдно говорить о миллиардах рублей, которые Москва ежегодно жертвует в абхазский бюджет (не считая трат на бурное строительство дорог и социальных объектов в республике). Эта история и без того уже «пхащароп» (в переводе с абхазского - «недостойно», «стыдно»).
Настораживала, конечно, бесплодность попыток российского посольства вразумить абхазскую сторону. Но поднятый шум в прессе, казалось, переломил ситуацию - вышел долгожданный указ абхазского президента. Сухум, доселе не желавший создавать совместную с Москвой комиссию (она должна пересмотреть все случаи сравнительно честного отъема жилья у россиян), объявил: Россия может включить в нее своих специалистов. А это означало, что многие решения абхазских судов будут пересмотрены.
Для российской стороны это вообще-то дело принципа. Москва в щекотливом положении: дать в споре с взлелеянной ею Абхазией задний ход - непедагогично да и стыдно перед согражданами. Чересчур давить на Сухум тоже нельзя - обидится, да и Тбилиси радостно заголосит...
Российская пресса облегченно вздохнула: проблема рассосалась. «Комсомолка» публикует счастливую заметку «Абхазы рассмотрят обиды русских»...
Но всю прелесть сухумского лукавства мне предстояло оценить только потом.
Абхазская сторона поступила мудро: видимо, она решила подыграть Москве (все-таки русским надо сохранить лицо), но и не отступить от своей позиции ни на йоту.
Как мне объяснили дипломаты, строчка «о включении российских специалистов» действительно цитируется в сухумской прессе, но в оригинале указа ее... нет. А потому на деле никакой совместной комиссии не существует, да и той комиссии, которая называется абхазской, - по сути, тоже. До сих пор она не собиралась ни разу и, думаю, вряд ли скоро соберется.
Потому что если уж называть вещи своими именами, никакого недоразумения нет. Более того - в этом вся суть российско-абхазских отношений, логику которых понять, кстати, не так уж трудно. Но обидно.
«ВЫСЕЛИШЬ - ЗАПЫЛАЕТ ВСЕ ВОКРУГ»
Недавно Багапш в одном из интервью сказал очень симптоматическую вещь. Цитирую: «Ну если это так легко - отобрать жилье у тех, кто после войны занял брошенные дома, тогда попробуйте отберите в Пригородном районе в Северной Осетии. Там похожая ситуация - осетины заняли дома ингушей. Получится выселить какого-нибудь осетина оттуда? Ни одну семью еще не выселили. Потому что это непростой вопрос. Выселишь - запылает все вокруг. Поэтому нужно решать по-другому. Или продумать вопрос по компенсациям. Или строить жилье и давать его тем людям, чьи квартиры заняли. У нас уже создана комиссия, которую пока возглавляю я, а с российской стороны - посол РФ в Абхазии».
Вот она, абхазская сермяжная правда. Впрочем... А почему нет?
Возможно, потому Багапш проводит странные аналогии, сравнивая национальный осетино-ингушский конфликт с бытовым «русско-квартирным вопросом». По сути, прямо советуя Москве не будить лихо, пока оно тихо, и не стараться отнять у абхазов добытые трофеи. Причем советуя чистосердечно. По сухумской логике, от восстановления справедливости только неприятности.
Во-первых, для абхазов (несмотря на 18 лет своей фактической независимости) чужие квартиры - единственная ценность, а значит, такого испытания дружба народов может и не вынести. Кроме того, упорствуя, Россия сама попадает в щекотливую ситуацию, если она вступается за россиян, но только если они НЕГРУЗИНСКОЙ национальности.
- Российские грузины - это вопрос переговоров Тбилиси и Сухума, - сказал мне недавно посол России в Абхазии Григорьев.
На мое замечание, что с точки зрения права - это полный абсурд (это если бы США защищала за границей всех американцев, кроме жителей штата Оклахома), Григорьев развел руками - такова реальность.
Эту реальность со «своей колокольни» описал в откликах на мою статью один из читателей, пусть сильно сгущая краски:
«Я вынужденный переселенец из соседней Чечни. Так вот, могу сказать, что русские в Чечне переживали более страшные кошмары по захвату их собственности, а точнее, многие из них не доживали. И при установлении власти Кадырова в Чечне, то есть при российской власти, представители МВД РФ (именно РФ, а не Чечни) сообщили мне, что рассмотрением убийств русского населения в ходе захвата их имущества они заниматься не будут, так как такого указания сверху нет. Думаю, что при таком отношении РФ к русским и в Абхазии будет происходить то же самое».
Впрочем, надо отдать должное послу Григорьеву. Пулеметная очередь дипломатических нот в адрес абхазского руководства вместе с «артобстрелом» российских федеральных СМИ заставила Сухум заговорить о компенсациях пострадавшим или - как вариант -
новых квартирах.
Но тут смущают несколько мелочей. Если даже объявят, что деньги будут выделены из абхазского бюджета, в переводе с хитрого на русский - за это все равно заплатит Россия (дотирующая этот бюджет на 80%). Но больше всего меня встревожила фраза Сергея Багапша о создании комиссии, которую «возглавляю я, а с российской стороны - посол РФ в Абхазии».
Обжегшись однажды на абхазских указах, я навел справки. И не зря. В посольстве заявили, что Григорьев не имеет в комиссии ни определенного статуса, ни роли.
А это не просто «пхащароп». Это плохая примета.
АБХАЗСКИЕ ГАРАНТИИ
Бессмысленно сейчас спорить, кто виноват (честно ответить на этот российско-абхазско-грузинский вопрос способны разве что наши правнуки). Остается - «Что делать?».
Для России тут вроде все четко и понятно. Коль ввязались в эту историю, придется платить. В республику закачиваются миллиарды - строятся дороги, школы, больницы. Как сообщил президент Багапш, на следующий год только в республиканский бюджет Россия выделяет 3 миллиарда рублей. Военные тоже осваивают немалые деньги налогоплательщиков - возводятся военные базы для сдерживания «известно какого противника».
И, надо полагать, Москва знает, что делает. Надо надеяться: Москва не зря тратит такую уйму денег для обустройства НЕЗАВИСИМОЙ страны. Независимой де-факто, а по-российско-венесуэльской версии де-юре. Для Сухума независимость - национальная идея. Она же идея фикс.
Возможно, поэтому у Сухума срабатывает защитный рефлекс, когда он не торопится пускать к себе российский бизнес и огораживается от иноземных покупателей недвижимости (под лозунгом «нам чужой земли не надо, но и своей клочка не отдадим»). Конечно, это вредит абхазской экономике, которая от самоизоляции так и продолжает находиться в послевоенных руинах, но формальная логика здесь, похоже, не работает. Скорее инстинкт. Думаю, поэтому был арестован в Абхазии российский бизнесмен - владелец супермаркета «Континент» Игорь Варов, который критиковал местный «инвестиционный климат».
«Конечно, его активность сыграла свою роль, - заметил по этому поводу Сергей Багапш. - Если человек занимается бизнесом, это одно, а если он начинает ругать всех и вся в прессе, он становится политическим деятелем, и за это надо отвечать. Он прошелся и по главе администрации Гагры, и по милиции, и по санэпидстанции, и по президенту прошелся. Конечно, прихватят. А как он думал? Ты что, такой ангел с крыльями?»
Кстати, я абсолютно уверен, что в Москве обо всем этом прекрасно известно. Но, кроме очевидных уже рисков, она, наверное, верит в некие очень весомые гарантии. Эх, понять бы, какие...
Владимир Ворсобин
http://kp.ru/daily/24581/751358/