Кому нужна Великая Черкесия от Сочи до Азовского моря

Sep 03, 2010 17:51


ПРОВОКАТОРЫ ВЗЯЛИ ПОД ПРИЦЕЛ ОЛИМПИАДУ В СОЧИ

Дело было в славном городе Стамбуле нынешней весной. Вышел у меня горячий спор об армянском геноциде с молодым турецким политологом Мехметом Перинчеком.

«Геноцид - политический инструмент, изобретенный в XX веке, и средство шантажа одного народа другим, - резко заявил Мехмет. - Пока вы, русские, хлопочете о своих братьях-армянах, добивающихся мирового признания их геноцида, вам самим дело о геноциде шьют». «Что вы имеете в виду? - насторожилась я. - Голодомор?» «Не только. Геноцид черкесов». «Абсурд! - недоверчиво усмехнулась я. - Если вы говорите о Кавказской войне, то кто сейчас, в XXI веке, будет поднимать на щит раздоры стопятидесятилетней давности? И при чем тут геноцид? Шла беспощадная война, Российская империя завоевывала новые земли и подчиняла новые народы, люди сражались и умирали с оружием в руках. При большом желании любую войну можно подвести под понятие «геноцид». «Об этом я вам и толкую. Начинается большая игра, спонсируемая американцами, в которой первый удар нанесет Грузия. Игроков много, цели разные. У Грузии - сорвать или хотя бы изгадить Олимпиаду (согласно правилам Олимпийские игры не могут проходить в местах массового убийства людей - я говорю о Красной Поляне, где когда-то погибли и похоронены сотни черкесов), у США - зажечь новый конфликт на Кавказе и тем самым окончательно отрезать его от России. За игрой пристально наблюдает Турция, и не стоит забывать, что значительная часть турецкой военной элиты - черкесы по крови. О черкесском «геноциде» вы еще услышите и очень скоро».

Мехмет оказался прав. Уже в марте в Тбилиси прошла международная конференция по черкесам, принявшая резолюцию, в которой осудила действия Российской империи по отношению к черкесам и признала геноцид этого маленького народа, а члены американской делегации даже призвали к созданию независимого (!) черкесского государства - разумеется, за счет территории России. Правда, большинство «наших» черкесов грузинскую конференцию демонстративно проигнорировали, но отнюдь не из соображений лояльности по отношению к России, а из братских чувств к абхазам. Черкесы и абхазы - народы-родственники.

Продуманную атаку на «черкесский вопрос» еще два года назад повел израильский Институт восточного партнерства в лице своего президента Авраама Шмулевича. Серия его статей под броскими заголовками «Кровь Красной Поляны. Олимпиада на земле геноцида как ловушка для русского медведя», «Удар в черкесском направлении» наделала много шуму. Позицию израильского раввина и либерального «гиперсиониста» Шмулевича я всегда рассматривала как позицию умного и тонкого врага, а к врагам надо прислушиваться. Статьи читала с нескрываемым раздражением: «Почему бы Аврааму, страстному пропагандисту черкесского «геноцида», случившегося аж в середине XIX века, не заняться геноцидом тех же палестинцев, который творится прямо под его носом?! Кавказ - дело тонкое, и не надо быть экспертом, чтобы понимать: даже капля яда, попавшая в систему его общественного кровообращения, способна вызвать лихорадку, которую не вылечат никакие врачи». Я бросила Шмулевичу обвинение: «Провокатор». Он ответил на него с присущей ему долей пафоса: «Вот представь себе человека, который в совершенстве умеет обращаться с ножом и знает анатомию. Он может быть абсолютным убийцей, способным одним легким движением убить человека, но может быть и абсолютным хирургом. Умение одно и то же - все зависит от задачи. Вот и я такой же человек. Зная историю, хорошо понимая текущую ситуацию и обладая четким и исчерпывающим пониманием идущих процессов, можно как подготовить взрыв, так и предотвратить его. То, что российские власти не делают из моих статей надлежащие выводы и снова наступают на те же грабли, которые к тому же сами и положили, - уж не моя вина».
Митинг за создание Великой Черкесии, организованный в Турции (на плакате надпись: «Сочи - земля геноцида»).
Фото: с сайта elot.ru

Когда в июне сего года в Черкесске, столице Карачаево-Черкесии, съезд черкесов принял резолюцию с требованием восстановления черкесской автономии, стало ясно, что раввин Шмулевич если не участвовал в подготовке нового кавказского взрыва, то как минимум хорошо и заранее осведомлен.

КТО ТАКИЕ ЧЕРКЕСЫ?

«Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены... Дружба мирных черкесов ненадежна: они всегда готовы помочь буйным своим единоплеменникам... Здешняя сторона полна молвой об их злодействах. Почти нет никакого способа их усмирить, пока их не обезоружат, как обезоружили крымских татар, что чрезвычайно трудно исполнить по причине господствующих между ними наследственных распрей и мщения крови. Кинжал и шашка суть члены их тела, и младенец начинает владеть ими прежде, нежели лепетать. У них убийство - простое телодвижение. Пленников они сохраняют в надежде на выкуп, но обходятся с ними с ужасным бесчеловечием... Недавно поймали мирного черкеса, выстрелившего в солдата. Он оправдывался тем, что ружье его слишком долго было заряжено. Что делать с таковым народом? Должно, однако ж, надеяться, что приобретение восточного края Черного моря, отрезав черкесов от торговли с Турцией, принудит их с нами сблизиться». (А. Пушкин, «Путешествие в Арзрум».)

Но ни приобретение Российской империей восточного края Черного моря, ни гибель тысяч черкесов в битвах, от голода и эпидемий, ни бегство многих в Турцию и Иорданию не принудило оставшихся черкесов сблизиться с российской властью. 101 год противостоял черкесский народ, некогда занимавший территорию от Тамани до нынешнего Сочи, могущественной России.

Места сегодняшнего проживания черкесов и родственных им народов
Кликни по картинке для ее увеличения

Кабардинцы, адыгейцы, черкесы, шапсуги - единый народ, называющий себя адыгами. (Для остального мира они так и остались черкесами.) Новые подданные Российской империи оказались людьми неспокойными и опасными, и только после прихода к власти «проклятых большевиков», о которых на Кавказе говорят и с ненавистью, и с ностальгическим восхищением, «черкесский вопрос» на время был закрыт. Советская власть заткнула рот недовольным в свойственной ей беспощадной манере, но при этом всячески опекала и лелеяла местные культуры - литературу, ансамбли песен и танцев, поэтов и музыкантов, проливая бальзам на раны национального самолюбия. Именно благодаря советской власти большинство кавказских народов получили письменность, о чем они сейчас не любят вспоминать.

После развала Советского Союза мечта об объединенной Великой Черкесии вновь взволновала умы адыгов, расселенных в четырех «коммунальных квартирах» Российской Федерации вперемешку с другими народами, - в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее и в Краснодарском крае. Плененные старой химерой, они мало занимались практической стороной вопроса: как же, черт побери, создать Великую Черкесию, не ущемляя интересов соседних народов? Но под обаяние миража попала не только часть российских адыгов, а и многочисленная (около полутора миллионов) богатая и влиятельная черкесская диаспора, проживающая почти в 50 странах мира, готовая спонсировать и разогревать местные амбиции.


Юные черкешенки в национальных костюмах. Вряд ли они подозревают, какая большая политическая игра затевается вокруг их народа.
Фото: с сайта elot.ru
ЧТО ТАКОЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ?

Политическим и организационным центром адыгов, местом их сходок и съездов стал Черкесск, столица Карачаево-Черкесии (КЧР), наиболее спокойной из кавказских республик. В смутные перестроечные времена республика с населением всего-то в 400 тысяч человек едва не распалась на пять частей - карачаевскую, черкесскую, абазинскую и две казачьи, но благодаря референдуму 1992 года, подтвердившему ее целостность, все же устояла.

КЧР - республика на 80% дотационная и с уровнем безработицы 15 - 18 процентов, но столица Черкесск - городок не из простых. Зажиточные, даже роскошные дома с высокими заборами, кафе, заполненные модной молодежью, шикарные автомобили непременно с тонированными стеклами, от которых присвистнет даже москвич, и полное отсутствие правил дорожного движения. Самое забитое и приниженное существо здесь - гаишник. Когда мы неслись с моим новым приятелем на скорости под 180 под местный хит «Кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем» на ТАКОМ авто (марку не называю - машина одна такая на весь федеральный округ), робкий гаишник пытался нас остановить. Мы пронеслись мимо, даже не сбавив скорости и обдав его грязью. «Эй, ты что делаешь? - затормошила я водителя. - Гаишник велел тебе стоять». «Он ошибся, - небрежно бросил мой приятель. - Да ты не волнуйся! Я если торможу, то всегда даю ментам на чай». Другая картинка: мент останавливает все движение в центре города, чтобы пересечь дорогу и подойти к новенькому наглому «Лексусу», нарушившему все людские и божеские законы. Окно в машине опускается, гаишник почтительно жмет руку водителю и спрашивает о здоровье его мамы. Это вообще местная традиция: приятели при встрече останавливают машины посреди дороги и преспокойно болтают через окно, нимало не заботясь об удобствах других.

Местные жители грубоваты, темны от загара, самолюбивы, как кошки, не церемонятся, быстро переходят на ты, скроены из легковоспламеняющегося материала и вносят темперамент во все, особенно в политику. Молодые люди бродят вольными шайками, часто задираются, тщеславны до невозможности, одеты броско, как это принято на Кавказе. С женщинами знакомятся странным образом (мне, например, молодой человек сунул пятидолларовую бумажку с номером своего телефона, что меня изрядно позабавило, - отчего ж не стодолларовую?). Вообще понты здесь - принцип существования. Местные олигархи разъезжают с таким почетным эскортом, что не у всякого премьера найдется, а на каждой третьей машине вместо российского флажка - черкесский, карачаевский или абазинский.

По ночам Черкесск не может заснуть. Колонны машин с разгоряченными молодыми людьми и черкесскими флагами блокируют движение в центре города, сигналят, врубают на полную мощь музыку, распевают песни, бросая вызов своим недругам - карачаевцам. Те скрипят зубами и уверяют, что однажды их терпение лопнет и в дело пойдут ножи. Пока дело ограничивается массовыми молодежными драками стенка на стенку. Карачаевцы (а их в республике большинство - 38,5 процента) и черкесы (политически подкованное меньшинство - 11%) - старинные неприятели, много лет пытаются «развестись», но пока вынуждены жить в одной республике. Помимо них, в КЧР проживают свыше 80 национальностей, но только пять - субъектообразующих (карачаевцы, русские, черкесы, абазины и ногайцы). Принцип управления республикой изумил бы любое западное государство. Важных чиновников здесь назначают не по профессиональной пригодности, а строго по НАЦИОНАЛЬНОМУ признаку. Работает негласное джентльменское соглашение: президент - карачаевец, премьер - черкес, спикер Народного собрания - русский, остальные должности распределяются с соблюдением хотя бы внешнего этнического баланса.

«Это система сдерживания, противовеса. Она выстроена и годами отточена, - говорит уполномоченный президента КЧР по межрелигиозным отношениям Евгений Кратов. - Со стороны смешно, но машинка работает, особенно в небольших республиках, где местные элиты себя реализуют. Это просто механизм. Уж на что большевики были прагматиками (это они с мировой революцией загнули, а в межнациональных отношениях у них была вполне реал-политик), но и они не смогли отойти от системы распределения должностей по национальному признаку, а просто приняли правила игры. К нарушению паритета во властных структурах на Кавказе относятся серьезно. Пирожок в Карачаево-Черкесии достаточно хорошо поделен, и недавняя попытка перекроить этот пирожок по-новому вызвала определенный резонанс»...

Такой видят Великую Черкесию националисты

ВОЙНА КЛАНОВ

Что же произошло? Когда президент КЧР Борис Эбзеев назначил премьером грека Владимира Кайшева, черкесы взбунтовались. (Против Кайшева они ничего не имели, но ведь не черкес!)

«Каплей, переполнившей чашу нашего терпения, стала фраза президента о том, что премьером он хочет назначить не черкеса, - говорит председатель черкесского общественного движения «Адыгэ Хасэ» Мухаммед Черкесов. - Он так и сказал: не черкеса. Он не сказал, что хочет профессионала. Он даже не пытался нас успокоить: мол, я поискал среди черкесов достойного премьера, но не нашел».

Дальше дела пошли совсем плохо. В апреле в КЧР приехал представитель Президента России на Северном Кавказе вице-премьер Александр Хлопонин и потребовал назначить премьером черкеса, а 12 мая был убит наиболее вероятный претендент на этот пост - советник президента КЧР черкес Фраль Шебзухов. И даже последующее назначение председателем правительства черкеса Мурадина Кемова буйных адыгов не успокоило. Черкес, да не тот.

«Тех, кого мы предлагаем, не выбирают или убивают, как Фраля, а выбирают людей податливых, с кем можно любые вопросы решать, - говорит черкес Иналь Гашоков, зампред гордумы Черкесска. - Нам нужен человек во власти, который от имени нашего народа будет решать вопросы, касающиеся нашего народа. А наверх берут людей, которые власть устраивают, но по национальности черкесов». «Что ж вы хотите? - возражаю я. - Приличия соблюдены: черкес - премьер. Да и кто вообще решает, кто «правильный» черкес, а кто «неправильный»? Кто определяет градус «черкесскости»?» «Да ты пойми: филателисту нужна марка, которая чего-то стоит, а не просто для коллекции, так и нам нужны люди во властных структурах, имеющие вес. В КЧР при формальной стабильности и внешней красоте происходят очень серьезные вещи. Они заключаются в том, что представители одного народа - карачаевского, пользуясь тем, что их большинство, шаг за шагом захватывают власть и ведущие позиции во всех сферах. Почему президент КЧР всегда карачаевец? Почему крутые карачаевские машины ездят как хотят и милиция их не останавливает? Почему наши черкесские пацаны без денег сидят и без авто, и у них появляется мысль: чем карачаевцы лучше? Почему они, а не мы?» «Слушай, и среди ваших черкесов много людей небедных, - возражаю я. - На 400 тысяч населения - три черкесских олигарха. Хотя вас всего 11% в республике, посмотри, какие посты черкесы занимают: председатель правительства, министр труда и социального развития, министр экономического развития, налоговая служба, заместители министра финансов, комитета по спорту. Да взять хоть тебя: зампред гордумы». «Это красивая картинка для вас, москвичей, - нетерпеливо отмахивается Иналь. - Визуально ситуация выдержана, а на деле? У кого самые большие дома, крупнейшие предприятия и банки? У карачаевцев. В республике существует этнократическая система управления. И мы, как ни странно, хотим русского у власти. Русские не клановые».

ПОПЫТКА РАЗВОДА, ИЛИ РОКОВЫЕ СЪЕЗДЫ

В ноябре 2008 года в Черкесске прошел «судьбоносный», как выражались в советское время, Чрезвычайный съезд черкесского народа, на котором впервые был поднят главный для черкесов вопрос - объединение Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в одну республику. Но в официальную декларацию съезда этот вопрос удивительным образом не попал. Почему?

«В 2008-м был солидный съезд, максимально легитимный, - говорит зампред гордумы Черкесска Иналь Гашоков. - Но приехали агрессивно настроенные братья из Кабардино-Балкарии и Адыгеи и испортили нам съезд. У нас есть проблема: мы так дальше жить не можем в республике. А они приехали и начали нести: единая Черкесия, геноцид черкесов на земле Олимпиады. Я говорил адыгейцам: ребята, вас там в Адыгее всего 24%, и вы даже русских в парламенте гнобите. Вам там хорошо живется, вот и живите, а у нас наши проблемы. Но кто меня слушал? И съезд поддержал жесточайшую резолюцию об объединении черкесов, которая насторожила Москву».

«Нам обещали: мы вам все сделаем, только не трогайте Конституцию, - говорит председатель черкесского общественного движения «Адыгэ Хасэ» Мухаммед Черкесов. - И мы пошли тогда на поводу у Москвы: изменили жесткую резолюцию на мягкую. Но больше у нас веры нет, и в июне новый съезд потребовал восстановления черкесской автономии. Мы что, не имеем права на самоопределение? Мы будем за него бороться. Вы думаете, если этот нарыв не вскрывать и замазывать, он рассосется?» «Может, и рассосется, - замечаю я. - Если его не ковырять». «Но за 20 лет не рассосался! И вы не смеете приносить меньшинство в жертву большинству».

«Июньский съезд черкесов и требование автономии - это шантаж власти и попытка ее расшатать, - утверждает карачаевский журналист и политолог Борис Урусов. - Это месть за то, что наш парламент не пустил в Совет Федерации черкесского крупного бизнесмена Вячеслава Дерева. Его кандидатуру прокатили. Семья Дерев полностью финансирует деятельность черкесского движения «Адыгэ Хасэ» и контролирует его. Все национальные вопросы провоцируются местной элитой, а идеи разделения КЧР витают в среде интеллигенции, а не в народе».

«Приезжали сюда на съезд мальчики из Майкопа и Нальчика, - говорит депутат-карачаевец Абдуллах Токов. - Легко проследить, что эти люди не раз посещали США, где черкесская диаспора зажгла их идеей - Великая Черкесия до границы с Абхазией. На съезде 2008 года черкесы впрямую говорили: «Почему мы боимся войны? Абхазия воевала и смогла сделать собственное государство. А мы чем хуже? Нас больше, и мы сильнее». Пример Абхазии сильно вдохновил черкесов».

«Черкесская автономия - это блеф, - уверен зампред гордумы Черкесска Иналь Гашоков. - Но мы должны были какой-то жупел поднять, чтоб нас, черкесов, услышали. Я пытался всех остановить: не надо требовать автономии - и стал врагом номер один. Со мной сейчас никто не разговаривает, но я понимаю условия игры. Ведь ясно, что прецедент невозможен. Если черкесы получат автономию, пойдет цепная реакция по Кавказу. Но мы не можем больше ждать, когда нас кто-то услышит».

ЧЕГО ХОТЯТ ЧЕРКЕСЫ?

Невозможного. Заур Дзеукожев, зампредседателя общественного движения «Черкесский конгресс» из Адыгеи, рисует мне карту Объединенной Черкесии в составе России: лучшая половина Краснодарского края, включая все Черноморское побережье, Адыгея, половина Карачаево-Черкесии, половина Кабардино-Балкарии, солидный кусок Ставропольского края, включая знаменитые курорты Ессентуки, Минводы, Пятигорск, Кисловодск. По замыслу, Великая Черкесия должна выйти к морю и получить общую границу с родственным абхазским народом. «Это наши исторические территории, которые Россия обязана предоставить черкесам согласно резолюции ООН 2007 года о коренных народах, - говорит Заур. - Россия, правда, эту резолюцию не ратифицировала, но сути дела это не меняет. И не пытайтесь выставить меня экстремистом. Мы согласны на то, чтобы быть частью России». «А что делать остальным народам, проживающим на этой территории?» - спрашиваю я. «Да пусть живут. Никто их не трогает». - «А если они не хотят жить в Великой Черкесии?» - «Мало ли что! Коренной народ здесь мы!» -«Но для изменения границ согласно закону нужен референдум во всех регионах, на которые вы претендуете. Ясно, что такой референдум вы проиграете!» - «Да плевать нам на референдум! Нам не нужны три республики - мы хотим жить все в одной. И Россия должна решить наш вопрос».
Сегодняшние черкесы в национальных костюмах - горы и кони все те же, поменялся лишь флаг.
Фото: ELOT.RU
«Хорошо, предположим невозможное! - говорю я. - Все четыре субъекта согласились на создание Великой Черкесии, или Россия, положим, изменила Конституцию в угоду черкесам. Где гарантия, что это новое мощное образование останется лояльным России, а не начнет собственную игру?» - «Мы благодарный народ!» - «Но вы уже нам гадите. Вы обратились к враждебной Грузии с просьбой признать геноцид черкесов, вы выступаете против Олимпиады в Сочи!» «У нас свои национальные интересы, и, если мы в составе России, это не значит, что мы ваша собственность, - заявляет Заур. - Мы обратились к Грузии не для того, чтобы признать нашу независимость, а чтобы признать геноцид».

Процитирую обращение руководства «Черкесского конгресса» Адыгеи к правительству Грузии, которое гуляет в Интернете: «...18 лет назад во время грузино-абхазской войны 1992 - 1993 гг. мы были по разные стороны баррикад, гибли с обеих сторон, на радость сторонним провокаторам, кавказцы. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОЙ ВОЙНЫ НЕ ВЫИГРАЛИ КАК ГРУЗИНЫ, ТАК И ЧЕРКЕСЫ, В ВЫИГРЫШЕ ОКАЗАЛАСЬ РОССИЯ!!! ТАК ДАВАЙТЕ ЖЕ ВМЕСТЕ ВЫНЕСЕМ УРОК С ТЕХ ПЕЧАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, РАЗОРВЕМ ЭТУ ПОЛИТИКУ «РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ», БУДЕМ САМИ СОБОЙ УПРАВЛЯТЬ, А НЕ БЫТЬ УПРАВЛЯЕМЫМИ СО СТОРОНЫ!» Эти пламенные, нарочно выделенные авторами послания строки оставляют мало надежды на то, что Великая Черкесия будет преданна России.

Но вопрос территорий - это еще цветочки. Ягодки - требование репатриации миллионной черкесской диаспоры на историческую родину, разумеется, за счет России. «Главная проблема - это реабилитация нашего народа, 90% которого проживает в изгнании, - заявляет зампред адыгейского движения «Черкесский конгресс» Заур Дзеукожев. - Обязанность России - обеспечить им возможность вернуться. Россия  - правопреемница Российского государства и СССР. Те ошибки, которые совершила империя, должнa исправить». «Но Россия не считает Кавказскую войну ошибкой, - возражаю я. - И потом: вы всерьез думаете, что Москва возьмет на себя возвращение адыгов, чьи семьи уже 160 лет живут где-нибудь в Турции или Иордании, людей с чуждым нам менталитетом? Да я как налогоплательщик и рубля не дам на это гиблое дело! Они даже не говорят по-русски!» «Они говорят на адыгском, этого достаточно, - заявляет Заур. - Был совершен геноцид черкесов. За преступление надо отвечать». «Но Россия не признает геноцид, и ни одна страна не признала! Даже Грузия не рискнула!» - «Еще не вечер! Мы обратились в Европарламент. Когда геноцид признают ТАМ, мы будем с вами разговаривать по-другому!»

Видный черкесский политик из Кабардино-Балкарии, председатель общественного движения «Хасэ» Ибрагим Яганов - человек пылкий, но более прагматичный, чем одержимый Дзеукожев. Однако и он настаивает на репатриации черкесской диаспоры. «Почему нас на этнической территории осталось меньшинство? Потому что нет хороших условий, чтобы этнос развивался», - говорит Ибрагим. «Если вы думаете, что люди только в хороших условиях размножаются, так это ерунда, - замечаю я. - Посмотрите на Пакистан или Афганистан - нищета полнейшая, а в семьях по семь-восемь детей. Или на цыганок, рожающих прямо в кибитках на ходу. Напротив, любой демограф докажет вам, что люди при высоком уровне жизни менее склонны жертвовать комфортом ради увеличения количества детей, чем при низком». «Пусть так. Но если редкая птичка пропадает, вокруг нее создают специальный ареал, чтобы она выжила! - восклицает Ибрагим. - А тут целый народ! Кто-нибудь делает какие-нибудь подвижки, чтобы его сохранить?» «Странная постановка вопроса, - пожимаю я плечами. - У нас и русские мало рожают, однако я не слышала, чтобы русские кричали: создайте особые условия для размножения! Я уж не говорю о множестве малых народов на территории страны, у которых те же проблемы. Почему же мы должны создавать тепличные условия только для адыгов в ущерб их соседям?»

Горный козел - символ Домбая, самого известного курорта нынешней Карачаево-Черкесии.
Фото: PHOTOXPRESS
«Но неотъемлемое право любого народа, независимо от его численности, - бороться за место под солнцем, вот мы и боремся, - заявляет господин Яганов. - Я против того, чтоб постоянно плакать о геноциде. 101 год стоял Кавказ против России. Разрозненные мелкие кавказские народы удерживали такую махину! Я горжусь той борьбой. Но Олимпиада, которая пройдет на наших родовых землях, дает нам возможность поднять вопрос о репатриации адыгов в Россию». «Вы и вправду думаете, что богатые, успешные черкесы из той же Турции или Иордании распродадут все и вернутся на неспокойную кавказскую землю? Поедут только лузеры». - «Нет, эти лузеры нам самим сто лет не нужны!» «Ага! А как бы вы назвали человека, который готов бросить могилы пяти-шести поколений предков и всю родню ради мифической родины? - спрашиваю я. - Вспомните Абхазию, которая объявила целую программу по возвращению диаспоры домой. И что? При-ехали единицы, хотя им давали и землю, и жилье».

КТО РАСЧЕСЫВАЕТ ЧЕРКЕССКИЕ БОЛЯЧКИ?

К любому человеку из Москвы люди на Кавказе идут «за правдой», излагая свои необыкновенно запутанные дела и реальные или мнимые обиды. «Сколько нужно терпения и философского спокойствия, чтобы распутать местные интриги!» - в сердцах пожаловалась я карачаевскому журналисту Борису Урусову. «Советская империя вникала, разбиралась, и ничего - не жаловалась, - с легкой обидой заметил он. - Кавказ требует от России оставаться империей, а Россия не хочет, устала от этого. Она хочет стать обычным государством. Империя наднациональна, и национальное, этническое, религиозное в ней отступает перед общностью. Империя дает малым народам возможности, которые они не могут получить в маленьких национальных государствах, в то же время многого лишает. Империя успешна только при наличии мощного центра и умении нащупать правильный баланс в тонком межнациональном деле. СССР это удавалось, России пока нет. Кавказ - это естественный географический предел России и ее демографический резерв. Без Кавказа Россия не империя. А конфликты и войны? Что ж, это неизбежно там, где бок о бок живут молодые развивающиеся страстные народы. Европейцы сколько крови друг другу выпустили, прежде чем пришли к единой Европе! Что касается черкесской проблемы, это совместный американо-грузинский проект. Грузинская конференция о признании геноцида черкесов была попыткой вбить клин между абхазами и черкесами, они об этом прямо пишут на своих форумах. Ведь именно благодаря чечено-адыгскому кулаку Абхазия сумела выиграть войну. И, безусловно, грузины мстят России.

«Кавказ - уникальный опыт совместного проживания людей свыше ста национальностей и различных религий бок о бок, не теряя себя и не растворяясь друг в друге, - говорит уполномоченный президента КЧР по связям с религиозными организациями Евгений Кратов. - Столетиями люди вместе живут. У других империй были колонии, и они развалились. Россия уникальна тем, что Кавказ и малые народы - не колонии. Авторитет федерального центра здесь всегда был высок. На Кавказе традиционно уважают сильную руку. Здесь авторитет реальной власти всегда был выше авторитета закона. Это ни хорошо и ни плохо. Это факт. Кто-то может плеваться, но за деньгами и решениями апеллируют к кому? К Москве. Вот тебе характерный элемент местного уклада: создают общественную организацию и ходят просить на нее денег у государства. Совсем как в 20-е годы, когда молодые республики слали письма в центр: «Дайте побольше денег и не мешайте строить независимость». Но письменность, развитие языка и литературы, сохранение и обогащение культуры, уроки государственности, создание национальной интеллигенции - все это кавказские народы получили благодаря «проклятым большевикам», т. е. тому же центру. После перестройки люди покатались по миру, посмотрели и поняли, что, кроме России, они никому не нужны и только в рамках Российской Федерации они могут реализовать свою идентичность, а не поодиночке. Черкесская же карта в преддверии Олимпиады разыгрывается скорее снаружи, а изнутри поддерживается людьми, которых обделили при раздаче портфелей».

«Я черкес, но мне не нужна супербанановая республика под названием «Великая Черкесия», - говорит зампред гордумы Черкесска Иналь Гашоков. - Я говорю и думаю по-русски и отлично знаю, как западные спецслужбы раздувают проблемы с  Олимпиадой на Кавказе. И знаю, что фонд «Джеймстаун», поддерживающий упертых «американских» черкесов, - типичная цээрушная организация».

«Я два года назад был в Америке, был в Гарварде, на конференциях в Калифорнии, - рассказывает член общественного движения «Хасэ» Кабардино-Балкарии Ибрагим Яганов. - Поездил, поговорил с земляками и понял, что нас хотят использовать, как 150 лет назад. Тогда были разборки между Россией и Турцией, и мы чуть не сгинули, а сейчас между Россией и Америкой. То, что осталось от нас, может опять сгинуть. Ничего хорошего для нашего этноса я не увидел и уехал. Туда теперь поехали по той же программе ребята из Майкопа, и им ту же рубашку примеряют. У меня иллюзий нет: Кавказ как территория всегда будет под чьим-то колпаком. Если не российским, так турецким или американским. А я по-турецки не говорю. У меня образование и менталитет - российские, и я мечтаю о развитии своей нации в пределах России. Одно для меня ясно: если русские не займутся черкесским вопросом, им очень скоро займутся другие».

Дарья Асламова

http://kp.ru/daily/24550/726724/
http://www.kp.ru/daily/24551.4/727499/

КБР, карачаевцы, черкесы, Карачаевцы, адыгея, геноцид, адыги, КЧР

Previous post Next post
Up