Речь пойдёт о мужиках. Нет, совсем не о мужиках, а об определённом типаже! Или даже так: о некоторых общих особенностях персонажей известных фильмов. Пф, "известных" - скажешь тоже! Сакральных, не меньше, фильмов! На этих картинах выросли поколения наших сограждан. Об этих фильмах полагается говорить со священным трепетом. Каждый из нас знает кучу цитат - «Какая же гадость ваша заливная рыба!», «Высокие отношения!», «Помедленнее, пжалста, я записуаю».
Вот какая штука. Десятилетиями народу представляют как разновидность нормы образ жалкого, никчёмного мужичонки. Многие бабоньки выросли со знанием, что мамсик, тряпка, лошок, неудачник и мямля - это допустимо, это нормально.
Лев Евгеньевич Хоботов из «Покровских ворот»
помыкаем бывшей женой, Маргаритой Павловной. Несмотря на то, что та захомутала другого мужика (не такого беспомощного, как Лев, но тоже удивительно покладистого), Хоботов остаётся при ней. Потому что удивительно рукожоп и витает в облаках.
Другой пример недомужика - знаменитый Шурик.
После выхода гайдаевской картины образ его широко, к сожалению, растиражировался.
Мне приходилось знавать одного такого шурика. Уже 50-летий, он носил очочки набекрень и несмешно шутил - весь такой нарочито несерьёзный. Уже при знакомстве с таким становится ясно, что прибауточки отточены годами, ещё со студенческих времён - с тех пор, когда он впервые надел на себя маску киногероя. Да так и остался в ней: прилипла.
Какие претензии к Шурику? Вроде бы и студент, и весёлый, и находчивый. Ччёрт его знает. Всё равно какой-то он дефективный. В нём не чувствуется мужчина; так, мальчик на побегушках, принеси-подай.
Персонаж новогодней, как оливье, картины «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Женя Лукашин вызывает дрожь омерзения.
Слюнявый, отвратительно пьяный, он пускает пузыри в чужой квартире. Постепенно на глазах изумлённого зрителя превращается из задрота в героя-любовника. Я до сих пор удивляюсь: где были мозги у Нади и о чём они думали в то время, когда она решила ехать в Москву (куда её никто не звал) с этим недоразумением?
Николай из фильма «Блондинка за углом» - интеллигент, неудачник и мямля.
Будучи крепко взятым за яички ухватистой Надей, покорно даёт лепить из себя то, чем не является. В конце фильма психанул и таки нашёл в себе силы привести отношения с женой в соответствие с гендерными стереотипами. Интересно только, надолго ли.
Новосельцев из «Служебного романа».
Блёклый, трусоватый, ничтожный служащий. Хотя больше подходит другое прилагательное - подчинённый. Вечный подчинённый. Жена сбежала, бросив его с двумя детьми. Что характерно, как и в вышеописанном фильме, попадает под тяжёлый каблук сильной женщины.
Новинки отечественного кинематографа по разным причинам проходят мимо меня, в связи с чем я не знаю, искоренили ли режиссёры этот порочный образ. Иногда, впрочем, он нет-нет да и мелькнёт на экране. Вот, например, Костик из телемыла «Воронины».
Все признаки в наличии: мямлит, ноет, опекается мамой и помыкается женой, властной Верой. Его отец, брутальный Николай Петрович, называет сына Люсей.
Уж времена сто раз сменились, а образина-то живёт. Каждый из нас при желании разглядит среди знакомых и незнакомых такого мальчика-но-мужа. Инфантильного капризулю, не способного даже чистых носков в шкафу найти. Едва отлепившись от мамы, немедленно притягивается женой. Без неё он не знает, сколько сахару в чае любит. И откуда берётся, скажем, мясо в пельмешках, не знает тоже.
Кому за это спасибо? Да ящику телевизионному, проклятущему! Женское население в стране давно преобладает над мужским - эхо войны. Проще, хороших мужиков на всех не хватает. Чтобы хоть как-то уравновесить соотношение полов, через телевизор в головы влили мысль о том, что и неликвидные мужичонки сгодятся в хозяйстве.