Фотографии этих потрясающих фотографов (Сейду Кейта, Малик Сибиде (будет ниже) я нашла на выставках в МАМ ("Выставка Сейду Кейта") и фонде "Екатерина" (выставка "Малик Сибиде"). Случайное открытие было неслучайным - при моей любви к экваториальной и южной Африке тут открыть еще и африканских художников с "французским" европейским шиком в фотографии - это было потрясающим.Все фото черно-белые, студийные, но такие естественные и творческие! Этих фотографов из Северного Судана и Мали назвали великими. В разное время они собрали много мировых премий за вклад в искусство фотографии, достижения в искусстве (1962 - 2010).
Небольшая историческая справка:
Фотограф Сейду Кейта никогда не покидал своей деревни в Бамако (Северный Судан). Также с момента рождения (1935 г) и до 1980 гг. он не был знаком с европейским искусством. Умер Сейду Кейта в 2001 г.
Фото 1946 - 1952 гг. Девушки - цветы Африки. Только здесь двоякое представление: крупные бутоны платьев словно подчёркивают хрупкость и молодость девушек - моделей. Но с другой стороны - платья шикарные и сами по себе стали действующими персонажами этой фото (разговаривают с нами отдельно от своих моделей): платья с шикарными и совершенными цветами как будто выразительней и роскошней девушек, на которых они одеты. Осознанность своей женской природы и своей красоты у юных девушек не поспевают за таким же свободным выражением этих качеств, которую нам показывают цветы на их платьях. Выражение лиц девушек ещё не настолько зрелое и осознаваемое - своей женской природы, своей красоты, женственности, как раскрывшаяся и осознаваемая красота бутонов цветов! И далее вопрос: а вообще эти девушки - цветы Африки - смогут ли вообще раскрыться и блистать, так же как цветы на их платьях? Позволит ли это им их семья, их условия жизни, их будущие мужчины? И здесь контраст с платьями - как контраст мечты и реальности. Платья здесь - как мечта, как мираж красивой и блистательной жизни... (Что-то трагично получилось, когда начала "слушать" эту фото).
Фото 1952 - 1955 гг. Практически "Нефертити" Судана! Горделивая, царская посадка головы, тонкая и грациозная шея, тонкие запястья, фактурные нос, губы - всё царственно в этой девушке. Крупный рисунок платья, украшения, светскость посадки и рисунок фона (изящные и роскошные завитки цветов) - подчёркивают самобытную красоту этой древней богини. Тут показана сама сущность красоты - она универсальна! Дикая, природная, самобытная красота (этой черной богини), помещённая в светские условия - одежду, обстановку, украшения - не становится другой, не меняется, не становится неуместной - она остаётся всё той же красотой.
Сейду Кейта 1956 - 1957 гг. Девушки Бамако. Тут прямо с фотографии льётся африканская музыка: песни, ритмы, барабаны, колокольчики, бубны... и настроения. И опять: выражения лиц этих маленьких чёрных статуэток-идолов не "поспевают" за роскошью их нарядов, за этой красивой мечтой шелков и "танцев" их платьев (рисунок платьев очень живой и "танцующий" подчёркнут ещё больше тем, что они с шелковым блеском).
На всякий случай для тех, кто проникся этим фотографом - художником даю его сайт:
http://www.seydoukeitaphotographer.com/en/photographs/И справку о нём в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B0,_%D0%A1%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D1%83_%28%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%29