Кроме того, что мы прошли какие-то бешенные мили/километры по городу и природе, мы еще как следует приложились к Тель Авивской культурной программе. В каждый мой приезд я обязательно смотрю пару спектаклей/представлений и так получается, что с годами я не теряю общей нити культурной жизни Израиля. Но в то же время, я всегда ограничена несколькими днями и беру билеты на то, что идет. Несколько раз мне не везло, особенно с театрами, некоторые спектакли оказывались ерундой, но в этот раз все было супер, 100%-е попадание.
Вот краткий обзор всего, что мы успели посмотреть за 10 дней.
Опера - Дон Джованни, Моцарт
Мое первое знакомство с израильской оперой. С моим ограниченным опытом (между шикарной Нью Йоркской Метрополитан Оперой и нашей местной скромной Каролайной), я не знала, какого уровня ожидать. Реальность оказалась где-то посередине. Исполнение было в основном хорошим, но постановка мне не понравилась. Совершенно не вина израильтян, потому что постановка не их, а лондонской Королевской оперы. Автор постановки - Каспер Холтен. Я в принципе не против "осовременивания" опер, и часто это на самом деле работает. Но часто современное прочтение лишает оригинальное либретто смысла, полностью уничтожая суть драмы. Так и с Доном Жуаном. В постановке Холтена все женщины, включая (необъяснимо!) Донну Анну до и после смерти ее отца Коммандора, влюблены, хотят и преследуют главного героя. За что он в итоге наказан, неясно. И само наказание (он остается один, в пустоте, отрезанный от мира и общества) не работает с музыкой Моцарта, которая погружает его в пучину адского пламени. Костюмы тоже были странными, как будто их взяли напрокат в Евгении Онегине. В итоге ни один персонаж не выглядел сексапильно, включая самого Дона Жуана, так что секрет его обаяния остался нераскрытым.
Несмотря на все это бухтение, я получила море удовольствия от театра, атмосферы и музыки. Я была в платье и на каблуках, кажется, одна на весь театр, это было забавно.
Фильм - The Cakemaker, 2017, Germany-Israel (האופה מברלין)
Мы всегда любили и часто ходили в Синематеку, смотрели там израильские и иностранные фильмы, победители разных международных фестивалей. Израильское кино бывает двух видов - оно или про гигантские трагедии (Холокост, теракты, арабы) или про маленькие но не менее острые человеческие драмы. Я хотела посмотреть что-то из второй категории. Фильм "Пекарь из Берлина" как раз такой. Очень интересный и многогранный рассказ о любви, которой не суждено быть по многим причинам. Но эта любовь и общая боль утраты неожиданно связывает два мира - гея-немца и семью из религиозного района Иерусалима.
Танец - Bat Sheva, Hora
Нам очень повезло жить рядом с университетским городком Чапел Хилл, куда каждый год приезжают на гастроли танцевальные компании - как признанные гуру современного танца, так и мировые лидеры танцевального авангарда. Я видела много американских, канадских, европейских и прочих коллективов и могу с уверенностью сказать - равных Бат Шеве в мире практически нет. Поэтому я обожаю ходить на их перформансы в сердце Тель Авива, центре Сюзан Далаль (и конечно, ужин в кафе Сюзанна - куриная печень запеченная в тесте с соусом из груш и бокал красного израильского вина!). Хора - это четвертая программа Бат Шевы, которую мне посчастливилось увидеть. Их танец с одной стороны абстрактный, а с другой - он говорит с тобой напрямую на языке чувств и эмоций, музыки и странных, неподдающихся описанию, движений.
Драма, театр Камери - Заходит лошадь в бар (סוס אחד נכנס לבר)
С пьесой "Заходит лошадь в бар" произошло недоразумение. Вернее, я сглупила, несмотря на то, что знаю Давида Гроссмана (по одноименной книге которого поставлен спектакль), читала его книги и хорошо знаю его стиль. Несколько лет назад я даже купила эту книгу на иврите в надежде что найду время и прочитаю, но конечно руки так и не дошли, иврит у меня не активный язык и чтение на нем дело очень медленное и утомительное. Книга пролежала на полке года три, в январе я разбирала шкафы и отдала несколько коробок детских и взрослых книг местной ивритской школе. И вдруг - спектакль в Камерном театре в те даты, когда мы в Израиле. Я купила билеты и краем глаза прочитала что речь идет о стенд-апе. И я (идиотка) подумала что Гроссман написал комедию. И еще немного волновалась что не знаю всех деталей современной израильской жизни и не пойму всего юмора. Зря переживала. Спектакль на самом деле начинается как стенд-ап шоу одного актера, но быстро перетекает в глубокую личную драму на фоне больших трагедий еврейского народа. Как всегда у Гроссмана читатель (и зритель) становится пассажиром и участником головокружительного и местами страшного путешествия-исследования, в глубь памяти и в пучины боли. Шутки тоже есть. Это отличительная особенность израильского черного юмора - отсутствие "запретных" тем, способность шутить и смеяться над чем угодно - польской мамой и ашкеназской едой, Холокостом, арабами, политикой, войной, смертью. В "Лошади" мы прикасаемся к такой боли, от которой можно или сломаться и подохнуть, или сломаться, подохнуть, но по дороге еще посмеяться и попытаться рассмешить других, соратников по боли, чтобы хоть как-то, хоть на мгновение, облегчить их страдания.
Перед полетом домой я скачала книгу (на английском, иврит не потяну), и прочитала в один присест в самолете. Я рада что посмотрела спектакль до книги и смогла по-настоящему оценить как раскручивается сюжет, держа зрителя в неизвестности почти до самого конца.