Вчера я ходила в центр Сюзан Далаль на представление коллектива Батшева. Меня потряс даже не столько само шоу, хотя оно было отличное, сколько зал, сцена и спец.эффекты. Я всегда жаловалась, что стандартный зрительный зал и сцена созданы для классического балета, но совершенно не подходят для танца в стиле модерн. Балет сознательно и специально создает иллюзию невесомости, легкости и возвышенности, он создан для развлечения высших классов низшими, в нем между танцорами и зрителем воздвигаются преграды в разных измерениях. Расстояние между зрительным залом и сценой, а также балетные костюмы, белые колготки, перья, пачки, все это вместе прячет физический труд, пот, кровь, мозоли, стальные канаты мускул, звук прыжков, тяжелое дыхание танцоров. В балете все движения направлены вверх и выполняются на носках или пуантах, поэтому внимание зрителя как правило сосредоточено в районе средней и верхней части тела балерин.
Модерн в корне отличается от балета. Во-первых, хореография модерна не ограничивается четко очерченным словарем балетных элементов, а представляет из себя скорее поток движений. Поэтому балетную хореографию можно проговорить словами, а модерн можно только показать. Во-вторых, модерн направлен вниз, к земле (а не вверх, как балет), подчеркивая физическую, реальную, материальную сущность танца. Поэтому в нем много движений, которые происходят низко, близко к поверхности сцены, или даже лежа на ней. Такие движения тяжело увидеть из обычного зрительного зала, их закрывает голова сидящего впереди человека. Другой аспект физической и материальной основы танца выражается в том, что в современном танце зритель должен видеть тело танцора. Поэтому в нем редко можно встретить сложные костюмы. Обычно целью костюма является оставить как можно большую часть тела танцора открытой, чтобы были видны мышцы, чтобы была видна тяжелая работа, кожа, мокрая от пота, выражение лица, звук шагов и дыхания.
Сцена в центре Варда создана специально для танца в стиле модерн. Она расположена ровно в центре зала, на невысоком помосте, так что три зрительных ряда, идущие по кругу, видят все происходящее на сцене прямо на уровне глаз, и на расстоянии считанных метров. Это делает представление очень личным, очень близким и очень настоящим. У сцены нет занавеса, кулис, передней или задней части. Она вся на виду, вся в пределах вытянутой руки. За спинами третьего ряда проходит узкая полоска стены, которая тоже является частью сцены. Действие происходит по всему периметру зала равномерно, поэтому неважно где ты сидишь, с каждого сиденья шоу выглядит одинаково. Вот этот зал, сцена и то, с какой фантазией она использовалась (люди появлялись и исчезали в разных местах зала, сцены, под сценой и даже абсолютно неожиданно - над сценой), все это произвело на меня гигантское впечатление.
Танец тоже был интересный. Он состоит из нескольких частей, четкого сюжета нет, но каждая часть обладает своим эмоциональным зарядом. Вот информация о представлении:
http://www.batsheva.co.il/en/?iid=1446 Click to view
В ноябре Батшева едет в турне по Америке:
http://www.batsheva.co.il/en/?iid=1600Мы посмотрим их В Чапел Хилле 21 ноября. После спектакля я познакомилась и немного пообщалась с одной из танцоров по имени Ади Златин. Она сказала, что американское шоу будет отличаться от того, что я видела вчера и что оно тоже будет замечательное. Буду ждать с нетерпением.