The Solomon R. Guggenheim Museum, Frank Lloyd Wright

Oct 28, 2012 10:09

Следующий пункт нашей нью-йоркской программы - музей Соломона Гуггенхайма. Он расположен в верхней части Пятой авеню, самой престижной и дорогой части Манхеттена, напротив Центрального парка и немного севернее Метрополитен музея. Строгие классические фасады довоенной застройки улицы создают идеально прямую линию. Вид на Центральный парк делает недвижимость одной из самых дорогих в мире: квартиры здесь продаются за примерно $2,500/кв.фут ($22.5 тыс/кв.м.). Здание музея разрывает роскошную сдержанность авеню водоворотом белой спирали, отсутствием окон, асимметрией. Оно не пытается спрятаться, подстроиться, соответствовать существующей застройке. Музей заявляет о себе смело, но в то же время использует очень ограниченный диапазон средств: в нем нет цвета или текстуры, только линия, геометрия, форма, объем.

Музей Гуггенхайма - последнее творение величайшего американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. В 1959 году, когда здание было достроено, ни Райта, ни основателя музея Соломона Гуггенхайма уже не было в живых. Но их детище живет и процветает, являясь домом для обширной коллекции современного искусства.


 

Вид с улицы:

 


 

Прежде, чем перейти к внутреннему оформлению музея, я хочу остановиться на ротонде, расположенной в левой части фасада. Помните, греческую церковь в Милуоки? Она была спроектирована примерно в то же время, что и музей и несет в себе много похожих элементов: полукруглые арки и окна, металлические канты. Если вы зайдете по ссылке и внимательно присмотритесь к интерьеру церкви, то заметите и белую ленту перил, вьющуюся вокруг галереи второго этажа. Похожи и блестящие латунные элементы отделки, геометрические проемы и окошки, светильники, цилиндрические лестничные пролеты.

 

Интерьер музея поначалу вызвал противоречивую реакцию. Было даже письмо, подписанное 21-им художником, которые отказывались выставлять свои работы в новом здании. Они жаловались на искривленные стены, уклон пола, плохое освещение в нишах, недостаточную глубину ниш для скульптуры.

Вместо привычных прямоугольных залов, музей Гуггенхайма представляет из себя одну спираль, по которой посетитель спускается или поднимается на высоту 7 этажа, рассматривая картины и предметы искусства, расположенные вдоль стен на протяжении этой спирали. В одной части спираль искривляется, обволакивая шахту лифта и туалеты, расположенные в цилиндрических столбах. Сверху спираль венчает стеклянный шестигранный купол, пропускающий естественный свет.







 

Но основной претензией любителей искусства было вот что: музей не должен конкурировать с работами, которые в нем демонстрируется. Здание Райта само по себе искусство, скульптура, трехмерная инсталляция, яркий образец архитектуры 20-го века.

Фотография внутри помещения разрешена только на первом (цокольном) этаже. Я думала, такие правила связаны с тем, что администрация не разрешает фотографировать работы, представленные в экспозиции, но оказалось, есть другая причина. Когда я в очередной раз тихонечко нажала на спуск, ко мне подошла очень милая работница музея и попросила не снимать. "Но я же в другую сторону", сказала я. "Почему нельзя?" "Вы все очень хорошо сделали и стояли далеко от края", сказала она. "Но многие люди подходят прямо сюда", она подошла к перилам и продемонстрировала, "и вот так наклоняются". И на самом деле, перила не очень высокие, и, разумеется, никто не хочет, чтобы посетители начали выпадать с высоты седьмого этажа, или ронять свои фотоаппараты и телефоны на толпу внизу.

Еще одним функциональным минусом музея является шум. Полый конус здания просто гудит от звука голосов сотен посетителей, находящихся в едином пространстве. Форма музея не только не приглушает, но, наверное, даже наоборот, усиливает звуки.

В круглой ротонде - кафе с видом на осенний парк.


 


 
 

Музеи, Далеко и близко, Архитектура, Америка, Нью Йорк

Previous post Next post
Up