"Тайна в его глазах" (кажется так назывался фильм в русском прокате) получил Оскара за лучший иностранный фильм в 2010, и, конечно, смотришь его предвзято. От лучшего не-американского фильма года ожидаешь чего-то монументального, глубокого, особенно если в его названии есть слово "тайна". Особенно, если сюжет построен на криминальной драме (мелодраме?), разворачивающейся в далеком прошлом. И это неплохой фильм. Но в конце остается небольшое разочарование - обещанный секрет раскрывается на 10 минуте фильма, и дальше мы двигаемся назад в прошлое и вперед в будущее без особых сюрпризов.
В 1974 году следователь Эспозито получает новую начальницу и сталкивается с делом об изнасиловании и убийстве. И последующие 25 лет его жизни подчинены двум страстям - любви к Ирен и желанием найти и наказать убийцу. Его любовь, кажется, взаимна, но, кажется, невозможна - их разделяют социальный статус, деньги, семья и прочие якобы объективные причины, а на самом деле это, наверное, просто его трусость - недаром в конце написанное в полусне слово "TEMO" (я боюсь) превращается в "TEAMO" (я люблю). В фильме несколько таких красивых и почти волшебных моментов - подозрение в убийстве по фотографии (подозреваемый смотрит на жертву, это взгляд любви и желания), фотографии с помолвки Ирен, и где-то сбоку - Эспозито, его взгляд в точности повторяет взгляд убийцы. Потрясающие (или может довольно обычные для испано-язычного кино) декорации, цвета, атмосфера 1974 года, который кажется гораздо дальше и глубже в истории, чем он есть. Хаос военных диктатур в Аргентине (после смерти Хуана Перона, власть перешла к его третьей жене Изабель Перон, а потом к Хунте в 1976), отсутствие законности и справедливости, невозможность идеальной любви - это фон фильма. Конец довольно оптимистичен (пусть и не очень правдоподобен) - справедливость (ну, или какая-то ее романтичная версия) торжествует, настоящая любовь есть и тоже торжествует (и даже 25 потерянных лет как будто не было и не жаль).
Но несмотря на все достоинства, красота фильма кажется немного мелодраматично-китчевой. Некоторые серии Хауса, режиссером которых был Кампанелла, оборачиваются большим сюрпризом и вызывают больший душевный переворот, чем "Тайна в его глазах", обладатель приза Киноакадемии за лучший иностранный фильм.