Ликвидация, 2007 (Россия)

Jan 06, 2008 11:03


Посмотрели 14-серийный фильм "Ликвидация", и вот что захотелось сказать. Разница между посредственностью и гениальностью часто заключается в умении из всего хаоса существования выбрать главное. И именно об это, кажущееся банальным, умение разбиваются авторы многих российских фильмов. "Ликвидация" практически один в один "списана" с "Места встречи изменить нельзя": послевоенная бедность и разгул бандитизма; Уголовный розыск (на этот раз не московский, а одесский) - в немыслимой попытке осадить преступность - законом, не ответным террором; во главе Угро - мрачный и жесткий человек, через мрачность и жесткость которого временами просвечивают человеческие и даже симпатичные черты. Есть даже засланный в банду "казачок" и усыновленный ребенок. Поскольку действие происходит в Одессе - все 14 серий под завязку набиты местным колоритом и все действующие лица увлеченно "шокают" и "гэ-кают" мягким украинским "гэ". По началу это выглядит нелепо - явно русские люди с поставленным русским произношением лезут из кожи вон чтобы как следует гэкнуть, но к середине привыкаешь и перестаешь обращать внимание - как если бы смотреть американский фильм, где голливудские звезды весь фильм "говорили" бы по-русски - вначале отвлекало бы и было смешно и глупо, потом - ничего.

Но проблема фильма даже не в одесском диалекте, и не в том, что неплохая детективная линия в стиле Агаты Кристи (угадай кто предатель в группе из четырех человек) внезапно ломается и нам просто сообщают кто предатель голосом из-за кадра, а в том, с чего я начала - с проблемы кристаллизации главного. Кто "наши" в этом фильме? Кто "наши" для автора и кто по их мнению должен быть "нашим" для зрителя? "Наши" - обязательный элемент приключенческого фильма, на стороне "наших" симпатии зрителя, смерти "наших" надо оплакивать, тогда как "не наши" могут полечь хоть тысячей - их жизней мы не считаем. Гений может снять фильм, в котором "наши" будут преступниками, мы будем отчаянно любить главных героев, но в конце они будут наказаны, потому что убийство разрушает душу убийцы - вспомните "Крестного отца" и "Однажды в Америке". Вспомните теперь "Бригаду" и ощутите разницу. И "Ликвидация" даже близко не дотягивает до гениального романа братьев Вайнеров - вместо четкой дихотомии Преступность-Закон (вокруг которой и построен кофликт), в наличие путаница из наших и не наших - зам.начальника Угрозыска Гоцман очень жалеет воров, убитых в ходе операции, а немецкий диверсант Кречетов оказывается убежденным борцом против Советской власти - и поди пойми из 21 века, после всех разоблачений и демократических революций, должны ли мы сочувствовать Советской власти?!  Эта путаница сводит на нет весь пафос небритого Гоцмана (Машкова) и до конца не ясно, что хотели сказать авторы 14-ью длинными сериями с бесконечными музыкальными вставками и даже приличным куском из довоенных "Детей капитана Гранта". В придачу - множество лишних деталей, которые только засоряют сюжет, то ли в попытке скрыть отсутствие центрального конфликта, то ли от желания впихнуть все, что хотелось сказать - зачем маршал Жуков? почему фильм снят полу-черно-белым, а краткое содержание предыдущих серий - цветное? зачем контуженный летчик Марк, как будто пришедший из другой истории про трех друзей детства, от которой в фильме - только отголоски... зачем и сам Фима, быстро и бесславно закончивший карьеру уже в третьей серии? зачем нелепый начальник Угро Андрей Остапович с пузом, портупеей и пышными усами - вылитый царский городовой из какого-то другого фильма? зачем несколько мутных намеков на темное прошлое самого Гоцмана?... И таких досадных мелочей, ничего не вносящих в развитие сюжета - масса.

Даже прекрасная Одесса, дух и обстановку которой авторы так старались воссоздать, существует на экране только бесцветными грязными подворотнями да обшарпаными стенами. Нет солнца, которым должен быть пронизан весь город, нет даже моря, которым все в Одессе должно дышать, и в котором, я уверена, вдоволь накупалась съемочная группа...

Безусловным (и очень неожиданным!) плюсом фильма является то, что в американском прокате он получил бы рейтинг PG-13 - насилие и смерти не натуралистические, а язык настолько чист, что даже не верится - на 14 серий ни одного нецензурного слова. Есть и актерские удачи - мне очень понравилась Светлана Крючкова (тетя Песя), одна из немногих, естественно вписавшихся в одесский колорит и единственная интересная женская роль, а также Федор Добронравов в роли Якименко. Олег Басилашвили сыграл маленькую (и совершенно идиотскую) роль слепого ясновидца-психиатра, но сыграл ее мастерски - опять-таки разница между старой школой и современным поколением актеров... Александр Семчев ("ты где был - пиво пил") вызывает жалость с примесью отвращения - но видимо сам актер не страдает от своего ожирения, заняв удобную нишу и переходя из фильма в фильм в одной и той же роли "комического толстяка с одышкой".

Фильмы

Previous post Next post
Up