Originally posted by
vittasim at
"Русская краса" (собрание народного костюма XIX - XX веков из коллекции Сергея Глебушкина) в КоломнеВ Коломне проходит выставка «Русская краса» из собрания народного костюма XIX - XX веков из коллекции Сергея Глебушкина. Коллекция включает в себя костюмные комплексы начала XIX - XX веков, собранные в этнографических экспедициях в разных регионах России. Этой коллекции может позавидовать любой музей. Благодаря ей мы видим что же носили женщины на Руси 100-150 лет назад. И хотя выставка в Коломне насчитывает совсем немного экспонатов (одновременно проходят выставки из коллекции Глебушкина еще в нескольких городах), здесь есть, чем любоваться и чему удивляться.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4303/119796075.139/0_e3c96_d463fa95_XXL.jpg)
Сергей Анатольевич Глебушкин - известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма. Член Союза художников России и Международной федерации художников, член Ассоциации искусствоведов, член Русского географического общества, член Центрального совета Общероссийского общественного движения «Одарённые дети - будущее России», Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей фольклора.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5812/119796075.13b/0_e3ce7_91a9f2ec_-1-orig.jpg)
На выставке представлены в основном праздничные наряды, именно их так любили и бережно хранили русские женщины. Большинство экспонатов выполнены в ручную (ткачество, вышивка, плетение). Материал: шерсть, лён, конопля - то, что производилось в собственном хозяйстве. Но иногда применялись и покупные ткани (шёлк, парча, атлас) привезенные из Индии и Китая.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3002/119796075.139/0_e3c9e_705e0e0d_XXL.jpg)
Слева - костюм женский, праздничный из Рязанской обл., Кадомского района, села Кателино. Конец XIX в, начало XX в. Рубаха, понёва, запан «кубовый», пояс. Понёва (юбка) - древнейший тип русской крестьянской одежды. Шилась, чаще всего, из клетчатой ткани домашнего изготовления, носилась и в будни, и в праздники. Первое надевание понёвы происходило очень торжественно. Обычно крестьянка имела в своем распоряжении 10-15 понёв: для "великих праздников", для воскресных и будничных дней, для большого и малого траура.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6309/119796075.139/0_e3ca1_764f13e9_XXL.jpg)
Вид сзади. Запан (бывают завески или сарафаны) из домашнего холста, окрашенный в синий цвет, вне зависимости от покроя, назывался «кубовый». В наше время "кубовые" завески в цене у кавказцев, они их распарывают и шьют платки, а затем в них по своему обычаю хоронят женщин
Еще в детстве деревенского мальчика Сережу Глебушкина поразила красная ткань, положенная на пол в сенях вместо половика, которая оказалась распоротой понёвой. Основной толчок к собирательству произошел во время занятий в фольклорном ансамбле "Россияночка". Коллектив постоянно развивался, требовался новый музыкальный и этнографический материал. Так Сергей Глебушкин начал изучать историю русского народа, в том числе и костюма, не по страницам книг, а по рассказам живых людей и находкам в глубинках России.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9260/119796075.139/0_e3c9a_2d7ccf53_XXL.jpg)
Прабабушка в «цукановском» костюме и прадедушка Сергея Глебушкина. Начало XX в
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15526/119796075.139/0_e3c9b_c73d260b_XXL.jpg)
Александр Филиппович и Анна Васильевна Глебушкины (дедушка и бабушка Сергея Глебушкина ) 20е годы XXв.
"Первый костюм, положивший начало коллекции, принадлежал моей бабушке по материнской линии, - вспоминает Сергей. - Она родом из рязанского села Салтыково. Костюм очень тяжелый, у него толстая шерстяная понёва (юбка) весом в 4 килограмма, к тому же гофрированная".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4700/119796075.139/0_e3c99_6f7ba4a4_XXL.jpg)
Бабушка Сергея Глебушкина Мария Вдовина (слева)
Второй костюм достался собирателю от бабушкиной сестры. Вспоминает Глебушкин: « Я вспомнил, что у бабушкиной младшей сестры Александры Васильевны тоже есть костюм. Она вообще не могла понять, зачем мне в Москве потребовалось это "шмотьё". Когда всё же принесла узел, оказалось, крыса прогрызла дыру через все складки. Но даже такому костюму я был безмерно рад».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4507/119796075.139/0_e3c9c_50315aaa_XXL.jpg)
Александра Васильевна Вдовина(сестра бабушки Сергея Глебушкина) 20е году XXв
По платью можно было узнать о месте проживания, социальном статусе, семейном положении женщины. В каждом регионе, в каждой деревне были свои традиционные костюмы, отличающиеся и по стилю, и по цветам, и по материалу изготовления. У каждой женщины того времени было несколько костюмов на все случаи жизни: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая, для печали. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины, а последний в свою очередь, от костюма старухи.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9739/119796075.139/0_e3ca0_9745b64_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный из Рязанской обл., Кадомского района, села Кателино. Вторая половина XIX в. Рубаха, понёва, запан, головной убор повойник, пояс
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9796/119796075.139/0_e3c9f_d748f760_XXL.jpg)
. Пово́йник (повой, повоец от повивать) - старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове.
Приехав в конце 80х годов в село Секирино Рязанской области, я был удивлён, что местные жительницы, в основном пожилого возраста, ещё ходят в понёвах и поднизывают под платок "косы". В каждой избе сундуки ломились от понёв, запонов, "хфранцузских" платков. Не очень-то легко люди хотели расставаться со своим добром. А это было припасено не только для себя, но и для будущего поколения по родству. Каждый костюм был именным: и для дочери, и для внучки. "А может оденут, когда замуж будут выходить", - слышал я в ответ, когда был заинтересован в понравившемся костюме. Расставались с трудом, с неохотой. Прошло 15 лет. Волей судьбы оказался в том же селе Секирино. Разграблено. Нет ни платков, ни "изложенных" понев, ни бисерных украшений, которыми славилось Секирино.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6829/119796075.139/0_e3ca2_1da4799b_XXL.jpg)
Костюм пожилой женщины. Рязанская область, Скопинский район, село Секирино. Конец XIX в, начало XX в. Рубаха, понёва, завеска, платок.
В XIX веке и раньше одежду делали- из льняного, конопляного или шерстяного полотна. А с проникновением в глубинку мануфактурных тканей (ситец, шелк, парча) - и они стали внедряться в костюм. Эти материалы, которые покупали за деньги, называли еще "магазинышными". Ткани, что производились в домашних условиях, мужики называли раньше "дармовыми" - потому что жена лен посеет, обработает, соткет, сошьет, денег платить не надо, муж не тратится. "Магазинышные" использовали, если девка выходила замуж, - покупали что-то подороже.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6214/119796075.13b/0_e3e74_454704dc_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный Калужская обл, Куйбышевский район, деревня Лужница (ранее Калужская губ, Жиздринский уезд) начало XX в. Рубаха, понёва распашная, завеска, платок.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15540/119796075.13b/0_e3e75_4b43f211_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный Брянская обл, Жуковский район, село Овстуг (ранее Орловская губ, Брянский уезд) вторая половина XIX в. Рубаха, понёв, фартук, платок.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51/119796075.139/0_e3ca3_3e077622_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5602/119796075.139/0_e3ca6_b4a4a96e_XXL.jpg)
Оплечье с мелкой вышивкой цветочного и геометрического орнамента красными и черными нитями в виде линии восьмиконечных звезд и стилизованных перевернутых древ жизни.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4205/119796075.139/0_e3ca5_3e1cb119_XXL.jpg)
По полю фартука широкая полоса вышивки белыми нитями, вышивка в виде гвоздик красными и черными нитями, тесьма с орнаментом из красных роз.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5300/119796075.139/0_e3ca7_93100ae3_XXL.jpg)
С костюмом всегда было связано множество обрядов. Например, запрыгивание в поневу. Понева - поясная одежда, состоящая из трех полотен шерстяной ткани, собранных на шнуре. В разных областях данный обряд проводился либо во время свадьбы, либо в то время, когда девушке исполнялось 15-16 лет, и считалось, что она уже готова к семейной жизни.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3503/119796075.13a/0_e3caa_25f997b0_XXL.jpg)
Костюм девичий. Воронежская обл., Бутурлиновский район, село Каёновка начало XIXв, Рубаха, сарафан, кушак, нагрудное украшение.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4405/119796075.139/0_e3ca8_48375340_XXL.jpg)
Нагрудное украшение бусы из 24 рядов бус и бисера, нанизанных на нить и собранных на одну застежку.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4211/119796075.13a/0_e3ca9_4a435b7_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4000/119796075.13a/0_e3cab_a1b0c1b2_XXL.jpg)
Отличительной чертой русского традиционного костюма является экономичность и простота его производства. Покрой рубах, сарафана, зипуна, поневы, армяка почти не требовал употребления ножниц, а отходы ткани ручной выделки были минимальными. Небольшое количество швов сокращало время изготовления, не требовало большого мастерства от швеи, а значит, позволить себе такую обновку могла даже самая нерадивая крестьянка. Это обстоятельство отражено в пословице: "Какова пряха - такова на ней и рубаха".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4709/119796075.13a/0_e3cad_93e9adf5_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный Калужская обл, Казельский район, вторая половина XIX в. Рубаха, понёва, запан, головной убор повойник..
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6503/119796075.13a/0_e3cac_aa3b918e_XXL.jpg)
Красив и ярок традиционный костюм. Декоративность его достигается как путем комбинирования тканей разного цвета и фактуры (для народного костюма характерна аппликация из ромбов и квадратов, мелкий геометрический орнамент, хотя иногда встречается и растительный), нашивки лент, так и путем вставок из простого кружева, вышивки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/10/119796075.13a/0_e3cae_4f8748fb_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный Пензенская обл, Земетчинский район (Тамбовская губ), конецXIX в. начало XX в Рубаха, понёва, шушпан (старинная крестьянская мужская и женская одежда в виде свободного холщевого кафтана, с красной оторочкой, иногда вышивкой гарусом), пояс.
Расположение цветов в русском костюме также неслучайно. Считается, что нижняя часть одежды символически связывается с землей и поэтому должна быть темной. В то же время ее верхняя часть всегда символизировала небо, а значит, должна была быть светлой. Традиционное преобладание красного цвета в русском крестьянском костюме объясняется просто. Красный цвет принято связывать с солнцем, плодородием, да и общеславянское значение слова "красный" ("красивый"), еще не было утрачено.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4107/119796075.13a/0_e3caf_6ea4a1b_XXL.jpg)
Костюм женский, Вологодская обл, конецXIX в. начало XX в Рубаха, сарафан, пояс
Но есть и другое, материалистическое, объяснение. В давние времена ткани окрашивались только растительными красками, а дававшая красную краску марена сорняком росла практически в любом огороде (например, растения, из которых получали зеленую краску, росли только в Китае, поэтому лишь привезенные оттуда шелка и атласы могли быть зелеными).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17835/119796075.13a/0_e3cb0_bdb49072_XXL.jpg)
Костюм девичий, праздничный Тульская обл, Суворовский район (Калужская губ Лихвинский уезд), конецXIX в. Рубаха, сарафан, запон (фартук), пояс.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16138/119796075.13a/0_e3cb1_9203b4de_XXL.jpg)
Рукава вышиты черными и красными нитями в виде цветного орнамента. Полик (детали кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча) и предплечье заткано красными нитями «с перетыками», между которыми вшито ткачество красного шитья с густым мелким геометрическим орнаментом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3313/119796075.13a/0_e3cb2_e94fe377_XXL.jpg)
Вид сзади. Сарафан сшит из бордовой х/б ткани в крупный стилизованный цветок. По подолу - полоса белого машинного кружева.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6110/119796075.13a/0_e3cb4_5b5a0d1c_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный Нижегородская обл, конецXIX в. Рубаха, понёва, навершник, передник, пояс, головной убор «сорока».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15487/119796075.13a/0_e3cb3_d0c7965_XXL.jpg)
Соро́ка - старинный русский головной убор замужних женщин - самый богатый из женских головных уборов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4102/119796075.13a/0_e3cb7_d8aff82a_XXL.jpg)
Навершник - праздничная женская одежда, напоминающая тунику, длинная и широкая с короткими рукавами.
Костюм занимает важное место в культуре усть-цилёмцев. Даже сейчас, в XXI веке практически в каждом доме можно встретить парчовые наряды, сшитые по фасону XVI века, а во многих сундуках хранятся подлинные наряды, оставшиеся им от бабушек и прабабушек.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5201/119796075.13a/0_e3cb6_ae53bad7_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный, молельный, (русские, старообрядцы). Республика Коми село Усть-Цильма (Архангельская обл), середина XIX в. "Рукава" ( вид рубахи, состоящий из двух частей -"рукава" (верх) и "стан" (низ). Верхняя часть представляет собой широкую рубаху, сшитую из двух полотнище прямыми поликами на плечах Нижняя часть - "стан", его шили из домотканого материала или ситца), сарафан «лопатина» (косоклинный из 3-х широких деталей трапециевидной формы), пояс, головной убор кокошник..
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5906/119796075.13a/0_e3cb5_235ecb75_XXL.jpg)
Кокошник - мягкий, невысокий головной убор замужних женщин, на подкладке, с плоским верхом. Нижний плат «рипсовая четвертинка» - шелковый, в оранжевых тонах; верхний плат - шерстяная Павлово-Посадская шаль.
Сергей Глебушкин: «Мой хороший знакомый Валентин Бойков, историк-этнограф, исследователь Нижегородской области, привёз мне необычный праздничный костюм из села Полхов Майдан Вознесенского района»
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15597/119796075.13a/0_e3cb9_3af62275_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный Нижегородская обл, Вознесенский район, село Полхов Майдан, конецXIX в начало XX в. Рубаха, сарафан, передник, пояс, головной убор «сорока».
Лямки. Спинка и грудь сарафана украшены желтой шелковой лентой и лентой с красным орнаментом «турецкая гвоздика»
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6512/119796075.13a/0_e3cba_3aca62c1_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4506/119796075.13a/0_e3cbb_319312d3_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6314/119796075.13a/0_e3cbc_d580864_XXL.jpg)
Оплечье украшено черной шелковой лентой с цветным узором.
«… позатыльник головного убора сплетён из старинного бисера в орнамент. Интересен головной убор ещё и тем, что в традиционном нижегородском костюме невесты фата накидывалась сверху, а впоследствии она, скрученная в поясок и повязанная на чело, венчала головной убор уже замужней женщины.»
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3410/119796075.13a/0_e3cb8_c8c75df8_XXL.jpg)
Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор «сороку», были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными - различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов. Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Сорока (макушка, привязка) - верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Позатыльник (позатылень, подзатылень, колодка) - прямоугольный кусок ткани, наклеенный или нашитый на твёрдую основу из картона, бересты, простеганного холста и т. п. Он укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесемками вокруг кички под сорокой. Налобник (налобень, подчелок, налысник) - неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один ее край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/37/119796075.13a/0_e3cc0_80c2528_XXL.jpg)
Вот так именно этот головной убор «сорока» выглядит на модели.
Сергей Глебушкин: «Иногда костюм попадает в мои руки в очень хорошем состоянии, так что делать с ним ничего не надо. А бывает, приходится брать одежду в очень жалком состоянии: и дождь лил на нее, и куры гадили. Приходится отстирывать, восстанавливать. Стираю обязательно сам, но не современными порошками, а 10-процентным старым черным хозяйственным мылом. Оно продается еще в хозяйственных или скобяных магазинах в деревнях. Такое мыло сделано на основе щелочи и более приближено к условиям стирки в старые времена. Знаете, что раньше стирали не мылом, а щелочью? Из печки выгребали золу и заливали водой, когда зола оседает, в воде получается щелочной раствор, в нем и стирали. Если не отстирывается - ну, что делать, значит, будет пятно».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3903/119796075.13a/0_e3cbf_fbe4921d_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный Архангельская обл, Пинежский район, конецXIX в Рубаха «намышница», сарафан «набивальник», пояс, головной убор повойник.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15597/119796075.13a/0_e3cbd_193995f8_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5101/119796075.13a/0_e3cbe_11eb0f4d_XXL.jpg)
На оплечьях-«намышниках» - узор из свастик, вышитый в технике «набор»
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4130/119796075.13a/0_e3cc1_a0571f28_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный Рязанская обл обл, Сапожковский район, село Черная речка, конец XIX в начало XXв Рубаха, нижняя юбка «подстава», понева, завеска, шушпан
Полы, низ подола и края рукавов украшены широкой полосой узорного тканья из красных нитей.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4308/119796075.13a/0_e3cc2_861b2f14_XXL.jpg)
Каждая новая находка - праздник для коллекционера. Однажды во время прогулки в деревне Сергей попросил брата догнать бабушку и спросить, не сохранилось ли у нее старинных русских платков. Брат вернулся недовольный - у нее только французские. Сергей бросился догонять. Дело в том, что французскими называли яркие красные платки производства братьев Барановых. Такие курьезные случаи бывают у Сергея Глебушкина постоянно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3504/119796075.13a/0_e3cc3_78086802_XXL.jpg)
Костюм женский, будничный Архангельская обл, Пинежский район, конецXIX в, начало XXв Рубаха ,сарафан, пояс, головной убор повойник.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6700/119796075.13a/0_e3cc7_be53acc7_XXL.jpg)
Костюм женский, праздничный Курская обл, Рокитянский район, конецXIX в, Рубаха ,сарафан, завеска, пояс.
Завеска сшита из 2х прямых полотен отбеленного полотна многоремизного ткачества красными нитями в поперечные полосы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9744/119796075.13a/0_e3cc8_3f07e990_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6507/119796075.13a/0_e3cc6_4d5b951e_XXL.jpg)
К лямкам и верхней части сарафана пришит золотой зубчатый галун. Вид сзади.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5504/119796075.13a/0_e3cc4_c47f19b5_XXL.jpg)
Заднее полотнище сарафана собрано в плиссированные складки под широкую планку из бархата. Пояс широкий, в продольные разноцветные полоски, на концах помпоны из разноцветных нитей с бисером.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6309/119796075.13a/0_e3cc5_6a0278c0_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5639/119796075.13a/0_e3ccb_95209955_XXL.jpg)
Костюм девичий, праздничный Липецкая обл, Липецкийкий район, село Троицкое (Тамбовская губ, Романовский уезд, Троицкая слобода) 1я четвертьXХ в, кофта-казачек, юбка, фартук, платок.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9815/119796075.13a/0_e3ccc_92d0dc66_XXL.jpg)
Кокетка и рукава ниже локтя кофты-казачка украшены «романовским» кружевом с аппликацией из разноцветной х/б ткани в виде сердечек и цветов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15597/119796075.13a/0_e3cc9_86dc11d6_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16115/119796075.13a/0_e3cca_1cb9ce6d_XXL.jpg)
В 2008 году на «Гранд Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства», при поддержки Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия, Государственного Российского Дома народного творчества вышел альбом «Традиционный русский костюм ХIХ- нач. ХХ в. из собрания Сергея Глебушкина» (издательство «Северный паломник»).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3417/119796075.139/0_e3c98_1f8df070_XXL.jpg)
http://www.glebushkin.ru/let14.shtml